{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

От Римской империи до человека с флажком: история правил дорожного движения. Том первый

К ПДД можно относиться по-разному. Кто-то ругается на новые поводы ободрать честных водителей как липку, кто-то радуется повышению безопасности на дорогах.

Факт остается фактом, с каждым годом появляется все больше пунктов, регламентирующих поведение водителя. Но так, конечно, было не всегда. Так как бы мы ездили, если бы родились двести лет назад? А сто?

Без машин, но с правилами

Тишь, благодать и только лошадь, запряженная в телегу, мерно всхрапывает, отгоняя мух. Девственно-чистый мир без дурацких правил, не так ли? Ну… Нет. Первые договоренности о том, как двигаться и никому не мешать возникли задолго до машин. Нарушив одни можно было получить штраф, другие — в морду.

Лево, право, слава Цезарю

Как так получилось, что в большинстве стран принято правостороннее движение, а в Великобритании, Индии и еще нескольких — левостороннее? Большинство исследователей связывает это с милитаризацией в целом и Римской империей в частности.

Двум мирным пешеходам с грузом удобнее расходиться, прижимаясь к правой стороне дороги. Причина этому очень проста — большая часть вещей обычно переносилась со стороны ведущей руки. Чтобы не зацепиться пожитками, приходилось держать их ближе к внешней части пути. Так появилось первое негласное правило: разделение на стороны движения.

И все было бы просто и понятно, если бы не воины. Вооруженные люди чаще всего передвигались налегке и предпочитали встречаться той стороной, с которой проще нанести удар. Несмотря на то, что их было куда меньше простых работяг, у них была сила. И в тех государствах, для которых армия стояла на первом месте, закрепилось левостороннее движение.

Одним из главных распространителей этого правила стала Римская империя. Милитаризированная, технологически продвинутая и крайне могучая. Она не только завоевывала территории со скоростью лесного пожара, но и строила дороги, на которых, естественно, устанавливала свои порядки. Так Британия стала страной с левосторонним движением, а во времена колоний распространила его дальше.

Как лошадиный автопилот довез нас до номерных знаков

Из глубин веков давайте немного приблизимся к современности. 1835 год. Из транспорта на колесах в ходу преимущественно телеги. Британские крестьяне и фермеры частенько засыпают в них, оставляя лошадь самостоятельно разбираться, как и куда двигаться. Беспилотники на древний лад попадают в аварии, давят пешеходов и создают кучу ненужных проблем.

Власти приходят к выводу: использование транспорта необходимо регулировать. Так появляется «Закон о шоссе». Первый перечень правил дорожного движения обязывал ехать строго по левой стороне дороги, не оставлять лошадей и повозки посреди пути и иметь хотя бы одного человека, который будет управлять экипажем. Ничто из этого нововведением не было, скорее, переводило негласные договоренности в разряд обязательных к исполнению инструкций. Прорывом стал другой пункт. Теперь на транспорте было необходимо писать имя владельца. Это правило стало предвестником современных автомобильных номеров. На дорогах появилось понятие личной ответственности, а вместе с ним и штрафы. Порядка стало больше, смертей и увечий — меньше.

Человек с флажком и прообраз кровавой Мэри

Снова Британия. 1865 год, поезда регулярно загораются и сходят с рельс, чем пугают честных граждан. На дорогах появляются первые «безлошадные кареты». Все это приводит к панике среди населения и, во избежание то ли аварий, то ли массовой истерии, «Закону о локомотивах».

Это первый в истории документ, ограничивавший скорость передвижения транспорта. Теперь любой британский водитель был обязан ехать медленнее 2 миль/ч (3,2 км/ч) по городу и 4 миль/ч (6,45 км/ч) за ним. Помимо этого обладатели первых автомобилей должны были иметь второго пилота и предупреждать о своем появлении, всех кого могли. Для этого перед «безлошадной каретой» следовало идти человеку с красным флажком или фонариком (в зависимости от времени суток) . Также «знаменосцу» предписывалось громко информировать прохожих о подъезжающем чуде.

Спасло ли это от аварий? Нет. Более того именно в Британии, единственной стране с официальной регуляцией самоходной техники, произошел первый несчастный случай со смертельным исходом. Мэри Уорт с братьями отправилась в поездку на паровом автомобиле, выпала и погибла под колесами. По версии некоторых фольклористов именно она стала прообразом Кровавой Мэри и Белой женщины на дороге.

В 1896 закон отменили, и транспорт наконец-то стал быстрее пешехода.

С вами был магазин автозапчастей АВТОДОК. Мы любим машины и интересные истории. Оставайтесь с нами и узнавайте об автомобилях больше!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда