Волна
До старта осталось:

Как устроена цепочка выплат водителю такси

Привет, меня зовут Михаил Кириченко, я сооснователь сервиса автоматизации для таксопарков Jump Taxi. Решил, что мне пора делиться всеми знаниями о рынке такси, которые я успел накопить за время ведения своего бизнеса.

Начну с малого и понятного — без резкого погружения для читателя: про то, сколько водитель такси на самом деле получает за одну поездку, с чем это связано, кто еще участвует в процессе выплат и во сколько это обходится таксисту.

Как выглядит и что включает в себя цепочка выплат водителю такси

Я думаю, вы считаете, что флоу у денег между пассажиром и водителем такси предельно простой: заказал такси через приложение, оплатил картой, и эти деньги пришли водителю, а часть ушла агрегатору (наверное, ни для кого не секрет, что агрегаторы такси берут комиссию с каждой поездки). В целом все так и есть, но с кучей нюансов, конечно.

Давайте сразу обговорим некоторые термины:

Водитель такси/Таксист — тут всё понятно;.

Агрегатор такси (или просто агрегатор) — службы «Яндекс.Такси», «Ситимобил», Gett, Bolt, Wheely и так далее. Таксисты не являются их сотрудниками, агрегатор только снабжает их заказами.

Таксопарк — компания, которая трудоустраивает водителей и служит связкой между водителем и агрегатором, чтобы вся эта цепочка могла существовать.

Когда не было смартфонов, приложений для заказа такси и оплаты картой, схема была такой:

  1. Платишь водителю наличкой.
  2. Часть денег он отдает комиссией службе, которая предоставила ему заказ.
  3. Оставшиеся — его заработок.

Когда появилась возможность оплачивать поездку картой, заказывая такси через приложение, деньги стали идти по другой схеме.

Теперь между пассажиром, водителем такси и агрегатором существуют таксопарки. Это тысячи компаний по всей стране, которые нанимают водителей с помощью агентского договора (часто) или зарплатного проекта (не так часто) и по сути выполняют роль работодателя.

Агрегаторы не могут напрямую переводить деньги за поездки таксистам. Очень долгое время не было понятного законодательного механизма, из-за чего агрегаторы не могли трудоустраивать водителей к себе. Сейчас появилась сущность «самозанятых», но обучить этому огромное количество водителей довольно сложно, как и научить их финансовой дисциплине с нуля: например, платить за себя налоги.

С появлением безналичной оплаты за поездки, схема выплат водителю выглядит так:

  • Ты заказываешь «Яндекс.Такси» и платишь картой прямо из приложения.
  • Через интернет-эквайринг деньги уходят на счет агрегатора.
  • Агрегатор забирает свою комиссию (17–25%).
  • Оставшиеся деньги агрегатор отправляет на расчетный счет таксопарка, у которого оформлен ваш водитель.
  • Таксопарк отправляет деньги водителю, вычитая собственную комиссию и комиссию банка.

В этой схеме тоже есть узкое место: агрегатор, получив деньги за поездку, не переводит их таксопарку моментально. Бывает, что деньги идут несколько дней, неделю, а то и больше. Ну а сложнее всего в этой ситуации водителю.

Мало того, что в случае оплаты за поездку картой деньги проходят еще сорок кругов, прежде чем оказаться у таксиста, так еще и весь этот процесс получения денег по безналу со всех сторон для него обложен комиссиями.

Какими бывают комиссии и их заменители

Комиссия агрегатора: от 17% до 25% (зависит от региона).

Комиссия таксопарка за поездки: от 3% (если меньше — можно засомневаться в добросовестности парка) до 6,5% берется с суммы поездки, а не после вычета комиссии агрегатора.

Комиссия банка за вывод средств: от 0,9% (и минимум 20–30 рублей) до 2,4% (водитель платит ее, если получает моментальные выплаты на свою карту).

Есть таксопарки, которые не берут процент со стоимости поездки, у них установлена фиксированная комиссия (например, 20 рублей), и водитель платит 20 рублей с каждой поездки (вне зависимости от того, какова ее сумма: 300 рублей или 3000 рублей).

Еще один вариант, чтобы водитель мог избежать комиссий и агрегатора, и таксопарка — это покупка смен в Таксометре. Стоимость, опять же, зависит от города, но сутки могут стоить, например, 1200 рублей, а неделя (если платить разом) — 7500 рублей.

«Смены», к сожалению, доступны не всем таксопаркам (порой агрегатор отключает функцию определенным паркам), но иногда и сам парк может выключить их для водителей.

Моментальные выплаты

На рынке такси есть еще один игрок — автоматизаторы работы таксопарков. Это как раз то, чем занимается моя компания — Jump Taxi. Мы делаем так, чтобы водитель, установив себе еще одно приложение (Jump Taxi), мог по нажатию одной кнопки получить всё заработанное за любой промежуток времени (когда ему хочется и удобно) на свою карту. В течение пары минут.

Моменталки — выплаты денег таксопарком водителю в тот момент, когда таксист их запросит. Перевод происходит со счета парка на личную карту водителя (чаще всего деньги берутся из личных, резервных средств таксопарка, а после компенсируются выплатами от «Яндекс.Такси»).

Это не избавляет его от комиссий агрегатора, таксопарка и банка, но зато деньги он получает в тот самый момент, когда они ему нужны, и не ждет неделю. Деньги уходят со счета таксопарка (это его резервные средства, потому что свежие поездки «Яндекс» пока не оплатил и сделает это только через пару дней).

Нас нанимает таксопарк, потому что моментальные выплаты на рынке такси сейчас неотъемлемая вещь и зачастую — конкурентное преимущество перед парками, в которых нет моменталок (таксопаркам нужно нанимать водителей если не постоянно, то регулярно). Но я до сих пор знаю парки, которые не пользуются моменталками и считают их избыточными.

Несмотря на то, что многие парки по-прежнему продолжают рассылать деньги водителям раз в неделю с карты на карту, делать это становится всё сложнее (и налоговая за такую схему по голове не погладит). Ну и если у тебя в таксопарке 10 водителей, ты справишься с выводом за час.

Если у тебя 100 водителей и больше, то нужен дополнительный сотрудник, который может совершить ошибку, вводя данные очередной карты. И здесь без негатива не обойтись.

Сколько же получит водитель с одной поездки

Давайте представим себе воображаемого водителя из Москвы, который работает в небольшом таксопарке «Крути баранку» и таксует через агрегатор «Яндекс.Такси».

Например, вы из Шереметьево отправились в Коптево и заплатили картой 749 рублей. Допустим, комиссия «Яндекс.Такси» — 20%, комиссия парка (за вывод) — 4%, а банковская — 1% (минимальная — 25 руб), то математика будет такая:

Комиссия агрегатора: 749 рублей – 20% = 149,8 рублей

Комиссия таксопарка: 749 рублей – 4% = 29,96 рублей

Баланс водителя: 749 рублей – 179,76 рублей = 569,24 рублей

Комиссия банка: 569,24 рублей – 1% = 5,69 рублей (это меньше 25 рублей) = 25 рублей

Итого водитель заработает: 544 рубля 24 копейки.

Еще немного о тратах и заработке водителя

Помимо комиссий, которые я описал выше, у водителя есть и другие обязательные траты: например, если нет собственной машины, нужно оплачивать ее аренду.

В разных городах стоимость разная: в Новосибирске, например, день аренды стоит от 900 рублей. Сюда же плюсом — мойка, заправка, а теперь еще — дезинфекция (недавно РБК писали, что московский таксист в среднем за месяц тратит более 7000 рублей на дезинфекцию).

Чтобы не складывалось впечатления, будто каждый только и делает, что обдирает водителя: отчасти — может быть, рынок такой. Но и многие таксопарки, с которыми мы работаем, и агрегаторы всё-таки помогают водителю в заработке. У агрегаторов есть гарантированные бонусы, которые водитель может получить каждый день.

Например, в «Яндекс.Такси» водитель, выполнивший 35–40 поездок на определенных тарифах (чаще всего это «Эконом», «Комфорт») получает бонус. Сумма его зависит от региона: в Самаре он может быть 3600 рублей, а в Омске — 5200 рублей.

Но смысл такой: если ты совершил нужное количество поездок (к примеру, 35), за которые гарантия — 5200 рублей, но все твои поездки в сумме получились на 3200 рублей, то ты все равно получишь 5200 рублей (бонус в этом случае – 2000 рублей). Причем, из этой разницы (2000 рублей — бонус в нашем примере) не берется комиссия агрегатора. Здесь тоже не всё просто: нужно выполнить ряд условий (он оценивается баллами), но большинство с этим справляется.

Как таксопарки поддерживают водителей: они берут всю текучку на себя. Например, общение с агрегатором, если у водителя что-то идет не так, или регистрацию автомобиля в Таксометре, общение со службой поддержки агрегатора.

Некоторые парки идут дальше: организовывают собственную службу поддержки с возможностью для водителя позвонить и задать вопросы. Таксистам очень и очень часто нужна просто эмоциональная поддержка, ответы на простейшие вопросы, потому что потеряться в тяжелой работе с людьми и в такой цепочке в бизнесе — очень легко.

Уже заканчиваю

В последнее время я вижу тенденцию изменения таксопарков как бизнеса: если раньше небольшие парки были просто «подключенцами», то есть связывали собой водителя и агрегатор, но больше не брали на себя никаких обязательств и функций, то прямо сейчас даже самые маленькие таксопарки стараются развивать бизнес всеми силами.

И всё чаще таксопарки задумываются о том, чтобы сделать жизнь водителей лучше. Мы вместе с банком «Тинькофф» на весь май дали возможность паркам, которые работают через Jump Taxi, если у них есть расчетный счет в «Тинькофф», отправлять моменталки водителям без банковской комиссии (при условии, что у водителя есть карта «Тинькофф»).

А при выводе на карты других банков снизили комиссию (и процент, и минималку). Что тоже легче для водителя.

Я вам обязательно расскажу еще про много интересных вещей, а сейчас напоследок приложу схемку того, как происходят выплаты, когда в цепочке есть наша компания и моментальные выплаты. Делали ее для водителей:

Если хотите подружиться со мной в Facebook, то я — здесь.

{ "author_name": "Михаил Кириченко", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0430\u043a\u0441\u0438"], "comments": 39, "likes": 23, "favorites": 60, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 128851, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 22 May 2020 11:10:57 +0300", "is_special": false }
(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
39 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Ещё один посредник...

Ответить
4

Да хорош гнать, все же знают что цепочка устроена следующим образом: пассажир -> 90% яндекс -> 9% другие паразиты -> 1% честному труженнику за баранкой

Ответить
3

Спасибо, подробно.
Почему-то вспомнил: 

Ответить
0

А таксопарк всегда участвует в цепочке? Нельзя самому оформить ИП или самозанятость и напрямую работать с яндексом? 

Ответить
3

Дмитрий, да, может. Я упомянул об этом в статье, но не стал разбирать эту ветку, потому что иначе статья бы никогда не закончилась.

Самозанятые появляются, Яндекс.Такси очень активно обучают, дают много информации водителям о том, как стать самозанятым, как платить налоги и т.д; таксопарки работают с самозанятыми по аренде машин, но пока я бы не сказал, что это одна из самых популярных схем. 

Ответить
3

Поправьте, если не так, но мне кажется это самая адекватная схема, оформить самозанятого/ип выйти напрямую на Я Такси и выкинуть из цепочки посредников,например таксопарк и Jump Taxi

Ответить
1

Это только Вам кажется так, у самозанятых налог никто не отменял: 4% за поездку физ лица или 6% за поездку корп клиента, при средней комиссии парков в РФ 3%,  самозанятый дороже выходит это раз, ну и два, что самое главное, Вы эти деньги уже не посредникам отдаете а ГОСУДАРСТВУ, и оно Вас видит, и получаете Вы только на свой счёт, теперь мимо проходят все у кого ФССП, долги и прочее

Ответить
0

Да, но это не просто сделать обычному таксисту. А если учитывать, что в том же Питере огромный процент водителей это гости из Средней Азии, то просто не возможно

Ответить
0

Через таксопарк, который УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ВЫПЛАТЫ САМ, не прибегая к услугам ещё одного посредника между клиентом и водителем в лице "моменталки", работать выгоднее, чем самозанятому, как в случае с моим парком: https://zen.yandex.ru/media/id/5ef5ecfbb1c9f33d366f3a08/rabota-v-iandeks-taksi-samozaniatost-ili-park-5ef9a5dbbdc3171937a8be8c

Обратите внимание – комиссия парка 1.9%, и она не менялась (почти) со дня его создания с 2019 г, вывод ежедневный, КОМИСИИ ЗА ВЫВОД НЕТ. По мнению автора статьи, таких парков, как BOMBIM.RU не существует в природе, или это кидалы. Но достаточно зайти в группу парка во ВК https://vk.com/bombimru, чтобы понять, что парк реально живёт и развивается, и что в нём всё так, как здесь написано.

Ответить
1

Все знают, что такое Таксометр? Вы зачем-то поясняете что такое агрегатор, таксопарк, но не рассказываете ничего про Таксометр.

Ответить
0

Да, вы правы.

Таксометр – это основное приложение водителя, который работает с Яндекс.Такси. Вроде основного рабочего инструмента. У пассажира – приложение "Яндекс.Такси", а у водителя – "Таксометр". Там всё про заказы, тарифы, заправки и куча информации для водителя.

Ответить
0

Таксопарки как старое сгнившее решение надо убрать с рынка. Они монополизируют рынок, ставят свои условия. В этом плане Indriver, Я.такси хорошо взбодрили рынок, что им большое спасибо.

Ответить
1

В старом, изначальном понятии таксопарки уже давно перестали существовать. По той простой причине что всё перевернулось с ног на голову и теперь цену диктует агрегатор хотя и не имеет к таксопаркам никакого отношения. А насчёт монополизации таксопарками это извините чушь. Таксопарков тысячи (и как я написал выше они к ценообразованию не имеют никакого отношения), а вот монополист в текущей ситуации как раз ЯндексТакси и прочие агрегаторы

Ответить
1

Сегодня да, технологический монополист это Яндекс. В скором времени (5-10 лет) появятся авто с автопилотом без водителя, тогда все таксопарки и агрегаторы закроются. В это сможет каждый инвестировать. Извлекать прибыль с поездок других людей.

Ответить
0

поддерживаю. это в первую очередь выгодно  самим агрегаторам, поэтому они так активно вкладываются в беспилотники. 
но ведь весь этот автопарк роботов нужно будет поддерживать и обслуживать, видимо таксопарки сначала превратятся в СТО, тем более что на первых этапах собственных машин у агрегаторов будет не хватать и нужно привлекать партнеров, для переоборудование их авто под беспилотники. А дальше пойдет укрупнение этих СТО, ну и в конце концов останутся только агрегаторы.

Ответить
0

верно, но слово агрегаторы заменят на название другое, возможно типа такси-шэринг

Ответить
0

на 99.9% уверен, что этого не произойдет. вы пассажиров видели? да они тут же беспилотную машину заблюют и завандалят.

Ответить
0

поставят камеры внутри салона и в случае повреждений будут списывать деньги с карты

Ответить
0

Только таксопарков в их текущем виде наоборот стало на порядок больше после появления агрегаторов и безналичных заказов

Ответить
0

Да кого они монополизировали, Вы ерунду говорите, их реально тысячи... по все России

Ответить
0

За счёт чего дают бонусы за количество поездок? Общая сумма может быть меньше суммы бонуса, а процент так тем более. Откуда тогда деньги?

Ответить
0

Если речь идёт о текущих бонусах Яндекс.Такси, то правильнее сказать, это не бонусы, а «гарантия минимального заработка». Если водитель выполнил определенное количество поездок и заработал меньше «минималки», агрегатор доплачивает и экономика в таком случае отлично сходится

Ответить
2

Если как доплата до минималки, то ок. Просто в статье указываются просто бонусы от агрегатора за определённое количество поездок без указаний дополнительных условий.

Ответить
0

Спасибо, я немного развернул сейчас, чтобы не было путаницы.

Ответить
0

В приведённом примере комиссия скорее всего должна быть не 20 а 29%. Яндекс жадный. Если уж хотите показать сколько остаётся водителю так напишите сколько ещё уйдёт на бензин, мойку, дезинфекцию с этих 749 р. Это чтобы понятно было на сколько мало остаётся. Тем более что таких поездок за 749 будут единицы, а в основном за 150 - 200. А 30-40 заказов это много от слова очень и это даже не 10 или 12 часов работы.

Ответить
0

Комиссия Яндекс.Такси в Москве от 18% + НДС. Средняя стоимость поездки в Москве в мае порядка 370 рублей.

Ответить
0

Я написал по Ваш конкретный пример с 749 р. Там комиссия порядка 29 - 30%. Если Вы пишите про то сколько получает водитель, то зачем эти манипуляции с ндс? С водителя снимают комиссию одной цифрой и отдельно прописывать ндс не нужно.

Ответить
0

Я уточнил, что комиссии 29% у агрегатора в общем случае нет. Если суммировать с комиссией парка, то да

Ответить
0

29 это уже с ндс. Я не знаю у кого Вы уточняли, а у меня такая комиссия была. Может конечно что-то изменилось за полгода, но сомневаюсь что яндекс снизил

Ответить
0

Да, это очень возможно. Я посмотрел в диспетчерской, там эта ставка стоит с мая 2020.

Ответить
0

Да, важно писать именно экономику рабочего дня. И что за рабочую смену водитель на экономе сделает в лучшем случае оборот в 5000 - 6000 (в районе 30 заказов) , и потом из этой суммы заплатит комиссии, за бензин, за аренду машины (или амортизацию своей можно рассчитать)

Ответить
0

именно так!

Комиссия агрегатора: 749 рублей – 20% = 149,8 рублей

Комиссия таксопарка: 749 рублей – 4% = 29,96 рублей

Баланс водителя: 749 рублей – 179,76 рублей = 569,24 рублей

Комиссия банка: 569,24 рублей – 1% = 5,69 рублей (это меньше 25 рублей) = 25 рублей

Итого водитель КАКБЫ заработает: 544 рубля 24 копейки.

поездка из примера - SVO - Коптево это 20км пути. 
пусть это будет некий логан на пропане (потому что на бензине таксовать можно только в Москве) с расходом газа 10л/100км при цене газа 24р/л получаем еще минус 50р на топливе.

закладываем амортизацию авто - для каждого она своя, но думаю что не меньше 1.5р -2р на 1 км пройденного пути. - округлим до 50р на амортизацию.

Итого 450р за полчаса работы - вроде хорошо, но это скорее идеальный пример. Думаю что обычные заказы в Москве будут иметь меньшую прибыль, и что-то в районе 500р в час, а не за полчаса. Что для Москвы конечно мало. 

Ответить
0

7000 в месяц на дезинфекцию? Смешно! В офисе Яндекса бесплатно! 

Ответить
0

Все эти схемы выплат существуют из-за кривого законодательства, т.к. если платить напрямую водителям, то придется платить НДФЛ, соц. взносы и признавать его своим работником.
Тем не менее, для водителей сервис моментальных выплат будет актуален, чтобы не ждать выплаты 1-2 неделю, а получить ее сразу.
Кстати оцените пожалуйста мой новый сервис сравнения цен на такси - https://sravni-taxi.ru

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Только если стать самозанятым и подключиться напрямую к агрегатору

Ответить
0

Вот установил Jump такси. Но почему то деньги переводятся через 4 часа. А не моментально. Это очень не удобно. Карта Сбербанка, если что. До этого парк платил наличкой. И были все довольны. А теперь 4 часа ждать. И комиссия не понятно за что.Хрень полная.

Ответить
0

Это зависит от настроек вашего таксопарка. Если деньги идут четыре часа, то или таксопарк отправляет все платежи вручную после проверки или использует для этого межбанковские переводы, которые как раз идут несколько часов. БОльшая часть рынка работает с моментальными выплатами, поэтому вам будет легко найти альтернативу

Ответить

Комментарии

null