Безумцы всех умней: как аналитика вывозит машины

Решили, что раз каршеринг был на паузе, расскажем, как ловко мы разобрались с застоем машин на майские праздники 2019 году, потому что в 2020 никто никуда не ездил. Пока готовилась статья, каршеринг немного поехал. Но раз написали, то и пусть: история от этого менее интересной не становится.

В закладки
Слушать
Парковка Драйва в Шереметьево, терминал D

«Как бы нам сэкономить? Давайте отдадим машины бесплатно!»

У любого большого каршеринга есть перегонщики. Они вывозят машины из ареалов их скопления в менее заставленные территории. Тогда утром у вас есть шанс поймать машину в центре, если накануне вечером все они мигрировали оттуда в спальные районы.

Аэропорты — эпицентры скопления каршеринга ещё с древних времён. В них всегда завал. Но особенно на большие праздники, когда люди приезжают в аэропорт на машине и завершают там аренду.

Часы пик — новый год и майские. И если в обычные дни машины можно было вернуть обратно в город силами перегонщиков, то на новый год 2019 это была уже катастрофа. А к майским 2019 автопарк вырос настолько, что никаких людей не хватало.

И что мы сделали? Мы придумали бесплатный тариф «Домой», чтобы не перегонщики, а пользователи увезли машины из аэропортов в город. Сыграем на опережение и скажем, что нет, в моменте это оказалось не выгодно. После чего дадим ещё один спойлер: невзирая на всё, тариф себя оправдал и остался в Драйве. Потому что обнаружилось в нём нечто загадочное, не заметное глазу.

Тариф иногда можно поймать по прилёту в аэропорты Москвы, Петербурга и Казани

Слабоумие и отвага тарифа за ноль рублей

Изначальная идея анализа потерь и выгоды была проста. Когда мы вводим нулевой тариф, те пользователи, которые и так уехали бы по обычному тарифу, уедут бесплатно. Из-за этого мы недополучим X выручки, что не есть хорошо.

Но помимо них уедут и другие — те, кто при обычных платных тарифах не взял бы каршеринг, чтобы добраться в город. И это уже интереснее. Они помогут нам выгнать в город дополнительные Y машин. Тогда, каждая эта дополнительная машина, уехавшая из аэропорта, обойдётся нам в X/Y рублей. И если это дешевле, чем перегон машины техником, то новый тариф оправдывает себя.

Да, это график аналитики

Для грубой оценки тарифа возьмём предыдущие дни апреля 2019 без тарифа, и потом увидим, как его включение уверенно роняет нашу выручку:

Предыдущие дни без тарифа «Домой»

Заказы, при этом, конечно же, растут, потому что приближаются майские праздники:

Тоже предыдущие дни апреля без тарифа «Домой», но другие данные

И после этого появляется тариф «Домой», с которым вроде и хорошо, а вроде и не очень:

  • пользователи помогли вывезти на 1000 машин больше;
  • но вывоз одной машины из аэропорта пользователем в среднем на 40% дороже, чем перегонщиком;
  • а с учётом того, что пользователи ехали на машине дальше и дольше, чем техники, дополнительный расход бензина и оплата страховки поднимают эту разницу до 80%.

Как и обещали, в конце истории тариф себя не оправдывает. В этом месте можно было бы останавливать эксперимент и откатиться к предыдущей схеме перегона своими силами.

Технология сработала лучше человека

Вот какое дело. Когда машину вывозили из аэропортов техники (пусть и дешевле), создавались некоторые проблемы:

  • к маю 2019 машин же стало больше, чем на новый год 2019, так что для их перегона нужно было увеличить число техников в несколько раз;
  • техники вывозили машины из аэропортов в ближайшие точки в городе: машины скапливались примерно в одном и том же месте, поэтому могли ещё долго простаивать там без аренды;
  • на то, чтобы вывести нужное число техников на линию, и дождаться, пока они доедут до аэропорта, уходило время. Если оказывалось, что к моменту их прибытия в аэропорт уже многие машины уехали оттуда сами собой, то мы просто зря поднимали техников.

В этом плане тариф однозначно лидировал. Он позволял легко менять количество вывозимых машин (потому что его можно быстро включать и выключать). Но главное — в отличие от техников, пользователи распределяли машины по городу равномерно. Эту равномерность мы и взяли за отправную точку новых расчётов успешности бесплатного тарифа.

Три кита, которые помогают машине заработать

Вот карта распределения машин после перегона из аэропортов на майские 2019. Слева мы видим, как перегонщики вывозили машины из аэропортов слегка за МКАД; справа видно, что пользователи заполняли город более равномерно:

Плохое качество изображения, взятого из нашей админки, намекает на его подлинность

Равномерность распределения увеличивает шансы каждой машины быстрее стать арендованной. И есть три основных кита, на которых зиждется справедливое сравнение «Перегонщики против тарифа».

Первый кит — выручка каждой из машин, которую она нам принесла в следующие два дня после перегона из аэропорта.

Но просто сложить стоимость всех заказов, начавшихся в первые двое суток, нельзя: одна длительная аренда может перекосить результаты. Для честного счёта мы размазали стоимость заказа поминутно на всё время аренды. То есть минута, когда машина не находилась в аренде, приносила нам 0 рублей, а минута, когда находилась — это стоимость заказа, делённая на время заказа.

Второй кит — сравнение одинаковых временных отрезков. Например, если машина добралась в город к пяти вечера, шансов быть сразу арендованной больше, чем случись это в два часа ночи. Для чистого сравнения мы взяли те интервалы, когда одновременно работали и перегонщики, и поездки по бесплатному тарифу. Так машины были плюс-минус в равных условиях.

Третий кит — перераспределение выручки между машинами. Могло получится так, что вывезенные из аэропорта машины не принесут ничего. Просто те же заказы распределятся на большее число машин.

Так что мы проверяли каждый заказ машины, вернувшейся из аэропорта. Если в течении трёх часов в точке, откуда уехала машина, не оставалось больше доступных для аренды автомобилей, заказ засчитывался. Если же там оставались свободные машины, мы считали что заказ просто перераспределился из соседних машин, и не считали его дополнительной выручкой.

Почему всё-таки сработало

Анализы трёх китов вот что показали: за счёт равномерного распределения по городу, машины, привезённые по тарифу «Домой», компенсировали разницу в стоимости перегона за первые же сутки работы. Без этого тарифа перегонщики бы свезли в одну точку сотни машин, и выручка от них была бы ещё ниже. А так вполне терпимо.

Если вы видите здесь горы денег, то это не они

Потому бесплатный тариф «Домой» и остался в Драйве. Он не только выиграл по технологичности, тонкости настройки и масштабируемости, но даже оказался немного прибыльным. В долгосрочной перспективе, конечно.

Если вы всё ещё здесь, то вот вам вишенка на торте: по бесплатному тарифу «Домой» за майские праздники 2019 в город было вывезено 6 000 машин. То есть 85% всего московского автопарка Драйва на тот момент.

Технологичный каршеринг с 18 000 машин в Москве, Петербурге и Казани. Любимый цветок: роза. Любимое время года: лето.
{ "author_name": "Яндекс.Драйв", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 68, "likes": 198, "favorites": 154, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 131877, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 04 Jun 2020 12:55:06 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Продвижение интернет-магазина одежды Frihet в Facebook и Instagram. Ecommerce-кейс
Как эффективно проводить рекламную кампанию в соцсетях для ecommerce-проекта.
Объявление на vc.ru
0
68 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
69

Классно написано, спасибо за статью)

Ответить
43

Респект редактору, хорошая структура статьи 🙌🏻

Ответить
33

Но почему совсем бесплатно? Можно было бы сделать в 30-50% от стандартного тарифа, все равно брали бы не менее половины клиентов. Можно было бы регулировать, как и продажи билетов на самолеты, по мере решения вопроса (возврат) - поднимать слегка цены до нормальной.

Ответить
5

Я не аналитик и не маркетолог. Но для меня как для пользователя разница между бесплатно рублей и 1рублей бесконечно больше чем между 1рублей и 2рублей.

Ответить
0

Согласен, но есть и другая сторона, которой может быть (не знаю, естественно) и не надо так много любителей бесплатного, но хватит и 30% от их количества, кто заплатит и 1 р. В любом случае, тут вполне можно было бы вписать динамическое ценнообразование. Что то критичное отдать и за о, по мере снижения авто - поднимать цену. 

Ответить
4

ИМХО бесплатно - это решающий фактор. Здесь и усталость от дороги, и необходимость куда-то за машиной идти (а такси подадут к терминалу, допустим) окажут наименьшее сопротивление алчности. 

Ответить
0

Можно было бы сделать бесплатно до МКАД, в дальше по тарифу.

Ответить
3

И они остались бы сразу после мкада 

Ответить
2

А какой смысл? Человек едет из аэропорта. Ехать на метро ему вряд ли захочется ради экономии 150-200р (я думаю примерно столько в-среднем будет стоить поездка до дома, а не до ближайшего метро). Плюс в голове постоянно сидит мысль, что бОльшую часть дистанции он уже преодолел абсолютно бесплатно. 
В снег и дождь вероятность пересадки на метро падает до мизерных значений. 

Ответить
0

С техниками они как то так и оставались

Ответить
16

Интересный анализ, вот только вопрос, почему техникам не предписывалось выгонять машину в строго обозначенную зону? В машинах стоят яндекс навигаторы, я ранее думал, что вы автоматизировали этот процесс до уровня - техник садится в машину и ему сразу прокладывается маршрут в точку наименьшего скопления автомобилей.

Ответить
2

Техники не своим ходом добираются.

Ответить
56

назад на каршере конкурента возвращаются XD

Ответить
1

На самом деле, за бортом оказалось некоторое количество вводных. В вечернее время и последнюю на сегодня работу, вероятно техники с радостью бы доехали прямо до своего дома, что несколько распределило бы тепловую карту. А если им надо каждому по 5-6 машин перегнать? Пилить из Шарика в центр, а потом обратно в Шарик - это какие трудо и бабко-затраты? Даже, если возить техников на аэроэкспрессе - это прям дорого. Вариант собирать "шаттл" из техников и гнать их туда на том же каршере вроде бы и не плох, но шаттл будет собираться как маршрутка на непопулярные направления, пока они там из разных мест Москвы доберутся.

Ответить
–2

А оттуда ему пешком двигать до метро и снова в аэропорт? Техники тоже люди, им нужно дальше двигаться по рабочим вопросам.

Ответить
17

Раз уж вы здесь, придумайте какую-нибудь более изящную систему допуска к автомобилям классом выше, чем "На каждый день". Сейчас много людей 25-30 лет с приличными зарплатами, которые получили права 2-3 года назад и им доступны только Поло и прочие. В это же время какие-то мутные личности, купившие права в начале нулевых имеют доступ чуть ли не к Панамере прямо на старте. У вас же с каждой поездки и пользователя можно собрать огромное количество данных и решить, допускать его к следующему уровню или нет. 

Ответить
5

Мне кажется на 2-3 год как раз приходятся основные аварии. Первый водишь очень осторожно, второй более менее и расслабляешься. Моя единственная авария случилась как раз между 2 и 3 годом, когда решил КАСКО не продлять.

У меня в Драйве в 30 лет (8+ лет опыта вождения) открылись все машины ))

Ответить
0

В том-то и дело, что нет:
Весьма любопытны данные о зависимости аварийности от опыта вождения, впервые опубликованные ГИБДД. Больше всего аварий совершают водители со стажем больше 15 лет (31%; 3,1 тысячи ДТП), 5-10 лет (23%; 2,3 тысячи) и новички со стажем до трех лет (13%, 1,3 тысячи аварий).

https://www.newsru.com/auto/19Feb2015/gibdd_stat.html

Ответить
6

Думаю, что метод расчета не то учитывает. Нужно учесть время за рулем (расстояние), количество водителей по категориям. Например, если с водительским стажем свыше 15 лет вдруг окажется в 10 раз больше водителей, чем с правами категории год-3 и каждый из "старых" проехал в 10 раз больше расстояние, то статистику молодежи нужно имхо, умножить на 100.

Ответить
2

Расчет не корректный - водителей с большим стажем чисто статистически должно быть в разы больше чем со стажем 1-3 года.
Тут нужна статистика аварий на километр, но ее будет очень тяжело собрать кому-то кроме каршерингов.

Ответить
0

На старте нет доступа ко всем машинам, они появляются по мере пробега. У меня большой опыт, и каршером пользуюсь от случая к случаю. Мне в Драйве машины открылись, где-то через год, за который было примерно 30 поездок. Коллега, у которого опыт 6 лет, что меньше моего 18 лет, открыл все машины через 3 месяца, но сделал примерно 150 поездок. Аварии не влияют точно, ибо для ОСАГО у меня 0,5 у него 1,2.

Ответить
0

У меня на момент начала использования я.драйва было 12 лет стажа и все машины стали доступны почти сразу после регистрации. я не ездил сотни поездок, может 1-2.

не помню по этому поводу дискомфорта и проблем

Ответить
0

Тогда логике не поддается.

Ответить
4

Продукты яндекса лучше всего бойкотировать, включая их систему информирмирования москвичей о прогрулках Яндекс.Гулаг. Этичнее со стороны Яндекса было бы просто откзаться от участия в любых инициативах мэрии Москвы, даже в роли измерительного прибора для учета статистики.

Ответить
5

Зачем бесплатно? Даже за 2-3 руб / минута, все машины разберут как миленькие.
Помнится так как раз уже разруливалась ситуация пару раз. 
Еще можно поднимать тарифы на поездку в аэропорт. 

Ответить
0

Фикс тариф все же лучше. Например 100р. Хотя если не в час пик, мне из Внуково или Шарика то примерно одинаково, и получалось в фиксе 250-300р. Туда же фикс от 450. И у меня в районе часто дефицит машин.

Ответить
0

у меня фикс всегда дороже того, как если бы я ехал поминутно. никогда не понимал фикс тарифа

Ответить
0

Наверное зависит от местоположения.

Ответить
1

В Москве бываю только как временно понаехавший. 
Всё время с семьёй ездил на аэроэкспрессах, пока моя тупая голова не осознала (жена подсказала, на самом деле), что таскаться после по метро, да и платить за троих полтора рубля гораздо менее привлекательно, чем просто взять такси до адреса за те же (а иногда и дешевле) деньги. 

А 2 раза я даже пытался воспользоваться каршерингом. Но я в нём не зарегистрирован - в мою деревню еще не провели. А прав с собой у меня оба раза не оказывалось (нахрена мне права в отпуске). 
Поэтому так и не покатался.

Ну а раз тут такая штука - в следующий раз (если границы когда-нибудь откроют) - конечно воспользуюсь. Спасибо за наводку))

Ответить
4

На аэроэкспрессе удобно одному и с небольшой ручной поклажей.

На такси удобно, если вдвоем-втроем, с багажом. И есть определенное место для ночевки (свой дом, как вариант).

Ответить
5

аэроэкспресс это всегда быстрее, и точно знаешь время прибытия,  актуально если опаздываешь. Да и комфортнее однозначно чем любое такси, даже бизнес.

Ответить
1

"и комфортнее однозначно"

Да, в двухэтажках однозначно комфортнее.

Ответить
0

Да, там обычно пару человек на весь этаж 

Ответить
0

Мне в Шереметьево от намного быстрее на такси, чем сначала на вокзал с чемоданами, а затем на аэроэкспресс. Он ещё и дороже. 

Ответить
4

Один раз в жизни попробовал доехать на каршеринге до Внуково. Оказалось, что оставить машину можно только на определенном участке. И свободных мест там не оказалось.
Единственный раз в жизни, когда я припарковался не по правилам. Перекрыл два других каршеринга. Весь полет потел и представлял, как машину эвакуируют, а меня наказывают штрафом в 11000.
Но, каким-то образом, наказания не последовало. Возможно машину оперативно кто-то забрал. В любом случае после этого не выделываюсь и езжу на такси до аэропорта :)
А обратно да, должно быть очень удобно. Но мне ни разу не везло найти свободный каршер по прилету.

Ответить
0

Преимущественно на каршере езжу в/из аэропортов. Особенно с семьей и багажом удобно. Да, бывает что по прилету нет машин, потому что жадный Яндекс всё вывез уже в город ))). Но обычно поставив радар на автобронирование, получаю машину минут за 10-15, пока идут по терминалам. Правда частенько это бизнес-класс, но почему бы не прокатиться на мерине по цене такси-эконом? 
По поводу парковок честно говоря удивлен, никогда не сталкивался с такой проблемой. Правда летаю почти всегда или из ДМД или из Шарика

Ответить
0

Весь прошлый год много летал в командировки. Всегда пытаюсь найти каршеринг из аэропорта. Почему-то в 90% случаев его нет

Ответить
0

Там гигантская парковка для каршеринга. Я один раз оставил просто на парковке аэропорта, на том же этаже где парковка каршеринга. Никакого штрафа и предупреждения не было.

Ответить
2

Так сейчас надо регистрироваться, а не по прилету в аэропорт. Процедура регистрации в каршеринге - это не вызов такси.

Ответить
0

Права в отпуске могут быть очень даже полезны если не только в отеле сидеть 🙂 

Ответить
0

верно)

Ответить
3

Я как-то раз читал лекцию дизайнерам мобильных приложений в Британке и дал им задание проанализировать разные сервисы и явления (например, каршеринг) и вытащить из них основные механизмы, которые можно использовать в других продуктах (есть ресурс, который большую часть времени не используется, если сдавать его на время, когда он нужен, это может быть выгоднее и проще, чем владеть своим ресурсом), выписать ограничения (например, из-за транзакционных издержек нет смысла сдавать в аренду, что-то очень дешёвое, типа зубочистки) и придумать свои продукты и фичи (например, сдавать в аренду инструменты; такое, конечно, уже есть, но whatever).

Так вот, одно из явлений, которую я попросил проанализировать был томсойеринг. Это когда вместо того, чтобы нанимать людей, чтобы они что-то делали, компания предлагает своим пользователям сделать это бесплатно, потому что это весело и/или выгодно. Например, давайте мы не будем готовить вам еду, а просто привезём вам ингредиенты и инструкцию, а вы сами приготовите и заодно кулинарные навыки свои прокачаете. У меня тогда была идея, что так можно предлагать пользователям бесплатно прокатиться на крутой каршеринговой тачке и к нужному времени припарковать её у клиента, который заказал услугу доставки машины к дому, но ваш случай тоже подходит.

В общем, томсойеринг. Предлагаю всем пользоваться этим термином :)

Ответить
3

 Но помимо них уедут и другие — те, кто при обычных платных тарифах не взял бы каршеринг, чтобы добраться в город.

а как они узнают, что каршер стоит 0 рублей?

Ответить
1

Пока ждёшь багаж, заходишь в приложение, чтобы посмотреть, как лучше уехать из «Шереметьево» в Кузьминки — на каршере или на «Аэроэкспрессе»/метро. А там такое.

Хотя, возможно, они и нотификации могли разослать, хотя мне не приходило.

Ответить
3

А когда в счастливом будущем будут беспилотники, они всю Москву и МО равномерно распределят.

Ответить
2

Было бы интересно ещё отследить прирост новых пользователей. Для кого такая поездка будет первой, а потом динамика последующих поездок 

Ответить
1

Интересно, пишите ещё!)

Ответить
1

Интересно написано только почему Яндекс драйв почти треть территории Москвы сделал недоступной? Огромные куски Москвы где нельзя завершать аренду вроде почти всего Печатников или промышленных районов?
Начинал использовать драйв с самого начала в 2018 году можно было оставить машину где угодно на территории Москвы

Ответить
1

Доехать из любого аэропорта до дома в ЮВАО на такси мне стоит около 1000-1200р.
Аэроэкспресс, автобусы не рассматриваю ввиду неудобства. Брать карш немного дешевле такси я не стану, но рублей 300-400 отдам не задумываясь.

Ответить
0

1200 - гораздо лучше даже, чем на задаром. 

Ответить
0

Супер

Ответить
–2

потому что это реклама

Ответить
0

Такая реклама мне нравится

Ответить
0

Ждём , когда разориться это невыгодное говно из автопомоек.
Сэкономить 500 руб и с семьёй вместо такси бизнес класса из аэропорта ехать на логане? Спасибо, нет 😆😆

Ответить
0

Спасибо за статью! Есть вопрос по тарифу: почему стоимость 0 рублей, а не 1 рубль, например?

Ответить
1

А смысл? Затрат на перегон машины это не отобьет, но добавит лишнее звено в виде платежной системы, которое тоже стоит денег и добавляет шансов для возможных сбоев.

Ответить
0

Как будто прочитала статью Абдульманова времён Мосигры. Лёгкий слог и тезисы интересные.
Спасибо!

Ответить
0

Присоединюсь к другим комментаторам. Очень здорово написано. Не только это статья, но и продуктовый текст в Драйве. Не припомню других случаев, чтобы текст в продуктах крупных компаний были настолько лёгкими, бодрыми и классными. Не знаю, как вам это удаётся, но огромный респект!

Ответить
0

А кто вывезет машины, которые так и остались там стоять, из дворов жилых домов? Экономически не выгодно — так пусть дальше стоят и мешают?

Ответить
0

Во дворах машины не задерживаются, ведь любой хочет до работы или с семьей прокатиться на машине, а не толкаться в транспорте или ждать такси. 

Ответить
0

Ребята, статья мне не интересна, но райтер у вас охеренно пишет, kudos for him!

Ответить
0

отлично, может теперь, наконец, займетесь приложением?

Ответить
0

курьерам деливери клаба надо было отдать в аренду). им все равно выгоднее, чем платить штраф. ))

Ответить
0

Когда вы собираетесь приходить в Подмосковье? И будут ли электрические машины?

Ответить
–1

Они и так убыточны))
Куда им ещё электро в деревни пихать))

Ответить
0

Бесплатный сыр самый вкусный)

Ответить
0

Классный анализ смелой идеи

Ответить
0

Хорошая аналитика и идея.
Предлагаю учитывать еще и пункт назначения пользователя. Где у пользователя Дом Яндекс знает в 70% случаев (предположение). И если система видит что в том районе есть потребность в автомобилях - предлагать бесплатный тариф. Результат операции "выгодная халява" будет выше.

Ответить

Комментарии