Цифровое страхование: реальные кейсы внедрения

Глобальный рынок страхования грузов растет. Это обусловлено растущим объемом перевозимых грузов, сложностью современных цепочек поставок и необходимостью защиты от рисков во время транзита. В 2022 году объем рынка, по разным оценкам, составил от $54 до $70 млрд, однако прогнозы его прироста на период до 2030 года оцениваются исследовательскими компаниями как очень умеренные: 3,1-4,1% в год.

Цифровое страхование: реальные кейсы внедрения

Помимо наращивания международных перевозок важным стимулом развития отрасли страхования логистики является развитие технологий цифрового страхования (InsurTech), которые повышают конкуренцию и качество услуг, делая страхование более персонализированным и эффективным. Совместно с аналитическим агентством Dsight мы проанализировали мировой опыт логистики и выделили шесть трендов цифровизации страхования.

Тренд 1: IoT (Интернет вещей) и телематика

Интернет вещей упрощает мониторинг рисков и не только предотвращает, но и может предсказать случаи утраты или хищения грузов. Кроме того, датчики точечного мониторинга на борту судна, самолета или фуры, которые передают показатели в информационные системы страховщиков и логистов дают возможность создавать для клиентов персонализированные тарифы.

К примеру, израильская IoT-компания Loginno представила технологию, позволяющую отслеживать данные контейнерных перевозок. С помощью датчиков, установленных на контейнере, страхователям и страховым компаниям в режиме реального времени видно все то, что обычно проходит незаметно: хищения, умышленное повреждение в ходе погрузочно-разгрузочных работ в порту или на борту судна, нарушения условий хранения и т.д.

Американская Northland Insurance запустила в 2023 году программу отслеживания краж на грузовом автотранспорте на основе технологии телематики. Помимо профилактики хищений она нацелена на привитие водителям фур навыков аккуратного вождения: чем безаварийнее автомобилист, тем ниже у него страховая премия и дешевле ему обходится телематическое оборудование.

Тренд 2: блокчейн и децентрализованные платформы

Технология блокчейн позволяет отслеживать, в каком состоянии груз на каждом конкретном участке следования. Это влияет и на страховую составляющую бизнеса. Когда в блокчейн-системе зафиксирован факт ущерба грузу в ходе перевозки, его видят все: и страховщики, и грузовладельцы, и перевозчики. Это позволяет сторонам начать процесс урегулирования без необходимости отправлять на место происшествия страхового инспектора (что бывает само по себе затруднительно ввиду удаленности объекта). А если груз проходит через определенные территории, где выявлен высокий шанс разгула природной стихии, благодаря блокчейну в страховые полисы могут автоматически добавляться новые риски.

С 2018 года на российском рынке работает цифровая платформа страхования логистики Zunami от компании «Инносети». В ее основе лежит технология блокчейн, что позволяет обрабатывать более 100 транзакций в секунду, а время рассмотрения заявки от регистрации до принятия решения о выплате по значительной доле претензий составляет всего три минуты. Поскольку условия и вычисления прописаны в смарт-контрактах, а не во внутренней системе страховой компании, страхователи всегда уверены в том, что процессы согласованы и страховка сработает.

Тренд 3: искусственный интеллект (ИИ) и анализ больших данных

Алгоритмы ИИ позволяют быстро обрабатывать запросы на оформление полисов и покрытие убытков. Причем, они даже в состоянии предсказать, какие из заявок на покрытие убытков могут оказаться мошенническими. Кроме того, с их помощью можно оптимизировать ценообразование в страховании, проанализировав возможные риски, которые могут показаться неочевидными специалисту. Применение технологии позволяет страховым компаниям делать точные прогнозы на основе Big Data о перевозках, погодных условиях, статистике несчастных случаев и пр.

В ноябре 2023 года британская компания Breeze, разработчик полностью автоматизированных решений для цифрового страхования, интегрировала платформу на основе искусственного интеллекта в рабочие процессы международного грузоперевозчика Cardinal Global Logistics. Партнеры совместно внедряют инновационное решение для быстрого и бесшовного страхования грузоперевозок от всех возможных опасностей, решая проблему рисков, прямо не застрахованными самими грузоотправителями. Сейчас таких грузов порядка 70% в общем объеме мировой торговли.

Тренд 4: интеграция по API

Применение программных интерфейсов (API) устраняет частые причины смены страховой компании клиентом — негибкость, зарегулированность, большой объем «ручной» работы со стороны клиента и пр. Посредством API можно делиться информацией с третьими сторонами, которые могут предложить страхователю улучшенный клиентский опыт, создать новые цифровые продукты, повысить объемы продаж и «обкатать» прорывные бизнес-модели. К примеру, страховщик с собственным API может выйти на рынок онлайн-страхования путешествий и увеличить продажи за счет партнерства агрегаторами туров через кросс-продажи услуг на партнерских сайтах.

К примеру, американский страховщик Cover Genius предлагает клиентам платформу глобального страхования XCover, с помощью которой перевозочные платформы, сами грузоперевозчики, маркетплейсы и сторонние логистические компании могут предлагать клиентам кастомизированное страхование по всем типам грузов и форматам грузоотправлений. API динамически увязывает полисы из разных категорий и от разных андеррайтеров, что позволяет пользователям оптимизировать стоимость полисов и получать наиболее подходящие полисы на нужном языке и в нужной валюте.

Тренд 5: клиентоориентированные бизнес-модели

Один из ведущих факторов, определяющих конкурентное преимущество страхователя на рынке — это максимальная кастомизация услуг и предвосхищение даже таких запросов, которые клиентом еще не были сформулированы.

Немецкий стартап Friendsurance предлагает рынку инновационный подход, который ранее практически не применялся в страховании грузоперевозок, – P2P-страхование. Компания формирует группу клиентов, согласных страховать идентичный набор рисков за счет созданного ими единого финансового пула, в котором доля каждого участника – его страховые премии. При таком подходе бизнес-посредник – страховая компания – уже не нужна.

Friendsurance объединяет малые группы клиентов (от 10 до 16 компаний) посредством мобильного приложения. Если наступает страховой случай, страхователь направляет через приложение заявку и получает страховое покрытие. По истечении контракта у него остается заранее оговоренный кэшбэк из средств, аккумулированных в пуле.

В 2021 году нью-йоркский логистический стартап Nuvocargo для упрощения трансграничной торговли привлек 20,5 млн долларов для создания сервиса по принципу «все в одном». Решение позволяет оформить услуги грузоперевозки, таможенного брокера, страхования грузоперевозок и финансирования под торговые сделки в одном пользовательском интерфейсе и мобильном приложении.

Тренд 6: кибербезопасность и выявление мошеннических действий в страховании

По статистике, 5-10% страховых претензий, предъявляемых страхователями на одном только североамериканском рынке страхования грузоперевозок являются мошенническими. Для борьбы с недобросовестными страхователя применяются алгоритмы и технологии на основе ИИ и машинного обучения. Это дает страховщикам возможность в реальном времени получать информацию о мошеннических претензиях, ложных заключениях о масштабах убытков и прочих обманных схемах.

Французская Shift Technology разработала систему выявления страхового мошенничества на основе искусственного интеллекта. Продукт реализован по схеме SaaS, что позволяет пользователям существенно экономить затраты. По данным компании, решение демонстрирует рост эффективности выявления мошеннических действий на 250% в сравнении со средним значением по рынку.

Технологии существенно меняют наше представление о страховании логистики. Сложность, консервативность и неповоротливость страховых компаний уходит в прошлое. Уже сегодня цифровизация помогает страховщикам предлагать клиентам удобные инновационные продукты, выгода от которых очевидна всем.

1111
Начать дискуссию