Воздушный фильтр для автомобиля: зачем, что делает и через сколько его нужно менять?

«ТО по замене расходников сделаю позже: ничего страшного» - есть автовладельцы, которые не до конца понимают функцию расходников и их важность. От качества фильтрации зависит жизнь мотора. В статье рассказываю о функциях воздушного фильтра. Создавать статью мне помогал главный технолог завода-лаборатории Цитрон.

Воздух участвует в сгорании топлива в двигателе. Он поступает в агрегат из окружающей среды, поэтому содержит различные частицы мусора - от мельчайшей пыли до более крупных частиц: песок, грунт и пр. При этом даже при эксплуатации автомобиля в идеальных погодных условиях на чистых трассах, мелкие инородные частицы всё равно присутствуют. Если их ничего не задерживает, они беспрепятственно попадают в двигатель. Ну а о спецтехнике и автомобилях, работающих в тяжелых условиях, вообще не приходится говорить – всё, что витает в воздухе, например, на стройке, карьере или в поле, может попасть в мотор.

Для того, чтобы удерживать инородный мусор и не пропускать его на детали силового агрегата, в автомобиле придуман воздушный фильтр, который собирает всю «грязь» на себя. В зависимости от вида транспортного средства его конструкция может отличаться. Так в легковых автомобилях эта запчасть плоская, в грузовых – в виде цилиндра, а для некоторых грузовиков и спецтехники предусмотрены двойные фильтры. Вне зависимости от конфигурации суть воздушного фильтра двигателя для автомобилей не меняется: задача собирать на фильтрующем элементе максимально возможное количество мусора и пропускать в двигатель уже очищенный воздух.

Воздушный фильтр двигателя всегда размещается в специальном корпусе, воздух в него поступает через воздуховод
Воздушный фильтр двигателя всегда размещается в специальном корпусе, воздух в него поступает через воздуховод

Воздушный фильтр всегда располагается в специальном корпусе, и поступающий в него воздух сначала проводится через воздуховод, далее сквозь фильтрующий элемент, потом через расходомер, а затем уже попадает в камеры сгорания.

К качеству воздуха предъявляются определенные нормативные требования по плотности, насыщенности и другим параметрам.

Даже те частицы, которые можно разглядеть под микроскопом, попадая в двигатель, наносят ему ущерб. Оседая на плотно подогнанных деталях двигателя, они ускоряют его износ. Поэтому качество очистки воздуха должно быть высоким.

Как часто менять воздушный фильтр?

Что касается легковых автомобилй, то по регламенту плановое ТО - замена расходников, таких как воздушный и масляный фильтр, производится на 10 тысячах км, но у некоторых производителей ресурс повышен до 15 тысяч км и более.

Тем не менее наш главный технолог рекомендует производить замену на 10 тысячах: «Такую замену делают те, кто любит свою машину и хорошо ухаживает за ней. Я при плановом ТО меняю все расходники на 10 тысячах. Даже свечи, у которых ресурс больше, чем у фильтров. Зато знаю, что я сяду и поеду: проблем не возникнет. Стоимость воздушного фильтра и других расходных запчастей не настолько высока, чтобы на этом экономить. Куда дороже обойдется ремонтировать двигатель».

Воздушные фильтры могут иметь разную конфигурацию в зависимости от марки автомобиля
Воздушные фильтры могут иметь разную конфигурацию в зависимости от марки автомобиля

Ресурс воздушных фильтров для спецтехники и грузовиков обычно выше – от 10 до 50 тысяч км. Однако сроки замены определяются в этом случае не только регламентом, но еще и условиями эксплуатации. Вообще это правило распространяется и на легковые машины. Но техники и грузовых авто это касается в первую очередь. Если транспортное средство работает на шахте или в разрезе, воздушный фильтр будет загрязняться интенсивнее.

Помимо условий эксплуатации на срок службы фильтра влияет климат. Например, в Калмыкии или Астраханской области пыли больше, чем в Архангельской – там лето короче, морозные зимы длиннее.

Если рассматривать регламент замены, то самый высокий ресурс у воздушных фильтров для грузового транспорта и спецтехники – 30-50 тысяч км, но все будет зависеть от условий эксплуатации. Менее всего страдает фильтр в случае, если авто эксплуатируется в городской черте, передвигается при этом по обычным дорогам.

Какой воздушный фильтр поставить?

Воздушных фильтров разных производителей даже для одной марки авто сегодня представлено огромное количество. Можно поставить оригинальную запчасть, а можно выбрать аналог. Причем среди автовладельцев можно встретить мнение о том, что оригинал лучше аналога. Однако это не так.

Например, завод-автопроизводитель при выпуске какого-либо авто заказывает стороннему заводу выпуск фильтров по техническому заданию. Несмотря на то, что выпускает фильтры стороннее предприятие, фильтр будет оригинальным. В разное время один автозавод может заказывать выпуск запчасти у разных производителей. Главное, что фильтры выпускаются по заданным параметрам, нормативам, стандартам, регламентам и прочим техническим документам.

Если завод, изготавливающий фильтры-аналоги, выполняет технологии производства, производит входной/выходной контроль качества и имеет соответствующие сертификаты, а к тому же еще и богатый опыт – можно смело приобретать аналоговый расходник.

Воздушные фильтры для грузового транспорта имеют форму цилиндра и в ряде случаев они двойные
Воздушные фильтры для грузового транспорта имеют форму цилиндра и в ряде случаев они двойные

В настоящее время на рынке представлено множество достойных аналогов. Главное – не напороться на подделку. К сожалению, подделываются не только оригиналы, но и популярные аналоговые бренды. Об этом мы уже писали в нашей статье на Дзен-канале. Правда в ней рассказывалось о масляных фильтрах, но сути это не меняет.

«Сердцем» любого фильтра является фильтрующая бумага. Этот компонент, как правило, производят не сами изготовители фильтров, а сторонние специализированные предприятия. От качества фильтрующей бумаги зависит ресурс фильтра и безопасность двигателя.

Заводы обязаны осуществлять входящий контроль качества комплектующих, в том числе бумаги. То есть проверяется не только уже выпущенная продукция, но и материалы, из которых она делается. Даже если фильтрующую бумагу поставляет надежный проверенный изготовитель, она в любом случае испытывается в лаборатории на соответствие требованиям ТУ. От качества фильтрующего элемента во многом зависит качество воздушного фильтра.

Воздушный фильтр для автомобиля: зачем, что делает и через сколько его нужно менять?

Оборудование нашей лаборатории для проверки качества фильтрующего элемента - пыль на нем скапливается во время испытаний

Что будет при эксплуатации авто без воздушного фильтра?

Все просто. Без фильтра в двигатель будут попадать все частицы, содержащиеся в воздухе. Больше всего страдают от частиц цилиндры. Частицы приводят к задирам из-за трения, износ цилиндров при этом колоссальный.

Задиры на цилиндрах двигателя - это повреждения внутренней поверхности цилиндров в виде глубоких царапин, борозд или канавок. Они возникают в результате прямого контакта между поршнем, поршневыми кольцами и стенками цилиндра при недостаточной смазке, перегреве двигателя, попадании инородных частиц или деформации деталей.

При проведении лабораторных испытаний используется специальная аризонская пыль (размер частиц от 0,5 микрон)
При проведении лабораторных испытаний используется специальная аризонская пыль (размер частиц от 0,5 микрон)

Причины возникновения задиров:

· Недостаточная смазка из-за низкого уровня масла, засорения масляных каналов или использования некачественного масла.

· Перегрев двигателя вследствие неисправности системы охлаждения, детонации или чрезмерных нагрузок.

· Попадание инородных частиц (пыль, грязь, металлическая стружка) в цилиндры при неисправности воздушного фильтра или износе деталей.

· Деформация поршней, поршневых колец или цилиндров из-за производственных дефектов, неправильной сборки или тюнинга двигателя.

Последствия задиров:

· Снижение компрессии в цилиндрах и потеря мощности двигателя.

· Повышенный расход масла и дымность выхлопа.

· Ускоренный износ поршней, колец и цилиндров.

· В тяжелых случаях – заклинивание двигателя и его серьезная поломка.

Так выглядят задиры на цилиндре
Так выглядят задиры на цилиндре

Для устранения задиров обычно требуется капитальный ремонт двигателя с расточкой или заменой цилиндров и установкой новых поршней и колец. Для предотвращения задиров необходимо своевременно обслуживать двигатель, использовать качественные масла и фильтры, контролировать работу системы охлаждения и смазки.

Задиры являются причиной снижения компрессии в автомобиле и в итоге полностью выводят из строя двигатель.

Признаки забитого воздушного фильтра:

· Двигатель теряет мощность

· Расход масла и топлива увеличивается

· Кроме выхода из строя двигателя, одним из симптомов забитого воздушного фильтра может быть поломка какого-либо датчика двигателя, например, датчика расхода воздуха.

Что случится, если не менять воздушный фильтр по регламенту?

На фото фильтрующая бумага подломилась и свернулась, открыв неочищенному воздуху доступ в двигатель
На фото фильтрующая бумага подломилась и свернулась, открыв неочищенному воздуху доступ в двигатель

Для начала транспортное средство потеряет свою мощность из-за забитого фильтра – двигателю не будет хватать поступающего воздуха. Часто машина начинает при этом глохнуть. К тому же сам воздушный фильтр может не выдерживать предельной нагрузки, и в этом случае лопнет, свернется или подломится фильтрующая бумага. Ее может засосать в двигатель, если он мощный. Сквозь открывшуюся дыру в фильтре неочищенный воздух начнет поступать в двигатель. О последствиях мы уже подробно рассказали выше.

О том, как пошагово производятся воздушные фильтры на нашем заводе, вы может посмотреть в нашем видео на Дзен-канале. Подписывайтесь и следите за новостями. Мы уже готовим следующие экспертные статьи и работаем для Вас!

11
Начать дискуссию