Ctrl+C Ctrl+V: есть ли что-то новое в новых автомобилях

Ctrl+C Ctrl+V: есть ли что-то новое в новых автомобилях

В кругах дотошных автолюбителей бытует мнение, что единственная полностью отечественная машина — это легендарный Олимпийский чемпион по борьбе Александр Карелин. Хотя на самом деле, ситуация не такая однозначная. Копировали не только мы, но и у нас (взять хотя бы китайские клоны ГАЗ-69). И последние пару лет у наших компаний появился исторический шанс посрамить всех скептиков.

Достать западные автомобили на российском рынке стало намного сложнее. И у нас срочно запустили производство новых моделей, начали возрождать старые бренды. Но, если оставить за скобками копирование “китайцев”, настоящей замены западным авто от наших пока не видно. И, возможно, всё дело в том, что отечественные машины и сами своего рода западные авто?

Знакомый профиль

Советский автопром всегда свято чтил коммунистические идеалы. По крайней мере в том, что всё должно быть общее. Например, технологии производства автомобилей. Поэтому большинство популярных отечественных моделей тех лет подозрительно похожи на модели не отечественные.

Ctrl+C Ctrl+V: есть ли что-то новое в новых автомобилях

В качестве примера, возьмём “Москвичи”. Да, шильдирование китайских кроссоверов JAC — это не новшество, а продолжение традиции для советско-российского бренда. Справедливости ради, раньше авто копировались не вчистую, а подвергались некоторой переделке, но всё же перепутать было несложно.

Вот вам, кстати, небольшой тест. Сможете опознать, где тут наши, а где немецкие Opel’и и французская SIMCA? Проверить себя сможете в конце статьи.

Ctrl+C Ctrl+V: есть ли что-то новое в новых автомобилях

Но не “Москвичами” едиными славны традиции отечественной автоэкспроприации. Не менее “близки по духу”, например, наш ГАЗ А и американский Ford A, “Горбатый” Запорожец и Fiat 600, ГАЗ-21 “Волга” и Ford Mainline. Ну, и, конечно, известная каждому история “Копейки” и Fiat 124. Где-то, кстати, это честная покупка лицензии. А где-то наши инженеры просто “вдохновляясь” западными образцами. Впрочем, факт остаётся фактом. Советские автолюбители сами того не зная ездили на западных машинах (ну, практически). А многие гоняют на них до сих пор.

“Игры” с огнём

Олимпийские игры в 1980 стали отличным шансом показать лучшее, что было в СССР всему миру (кроме Китая, США, ФРГ и ещё нескольких стран, которые тогда в играх не участвовали). Конечно, это коснулось и автопрома. Так для разных нужд на Рижском заводе собрали целую “Олимпийскую” серию микроавтобусов РАФ. А для сопровождения олимпийского огня подготовили специальные “Волги”, которым было бы проще ехать со скоростью бегуна. В их внешнем виде некоторые представители капстран заметили удивительное сходство с другим авто. Но это мы оставим на их совести. А вы можете сами оценить это сходство на картинке ниже.

Ctrl+C Ctrl+V: есть ли что-то новое в новых автомобилях

На букву Х

Ещё ближе к Европе наш автопром стал в 2010-х. Тогда АвтоВАЗ начал выпускать машины как у Volvo. Причём буквально. Дело в том, что главным дизайнером компании тогда стал бывший главный конструктор и директор по дизайну корпорации Volvo — Стив Маттин. При нём у ВАЗа появился современный логотип, а в дизайне новых машин появился узнаваемый элемент — буква X.

Сейчас британец на АвтоВАЗе уже не работает, но дело его живёт, а х-образные автомобили бороздят дороги нашей родины. Кстати, такой дизайн вызывает некие ассоциации ещё и с японским автопромом. Так что Маттину в своих Ладах удалось взять что-то и от Европы, и от Азии. На выходе, впрочем, получилось всё равно нечто исконно русское.

Ctrl+C Ctrl+V: есть ли что-то новое в новых автомобилях

Пламя не разгорелось

И вот мы добрались до наших дней. Летом 2024 АвтоВАЗ (уже без Маттина) презентовал свой новый автомобиль Лада Искра. И снова угадывается что-то неуловимо знакомое в этом новейшем отечественном авто. И если у вас на языке сама собою завертелась французская грассирующая “Р”, то это не случайно.

Ctrl+C Ctrl+V: есть ли что-то новое в новых автомобилях

Дело в том, что Искра, несмотря на свою новизну, начала разрабатываться ещё во времена тесного сотрудничества ВАЗа и Renault. И в её основе лежит универсальная платформа CMF-B LS (Renault–Nissan Common Module Family). Конечно, после разрыва отношений с западными партнёрами её пришлось подвергнуть реинжинирингу, но апельсинки от осинки не родились.

Плохо забытое старое

В 2024 году наш автопром не только запускал новые авто, но и перезапускал старые. Так, в производство пошла ижевская версия ставшей уже классической Лады Ларгус. Это, естественно, тоже вполне официально лицензионный европеец. Но с ним часто происходит путаница, причина которой на картинке ниже.

Ctrl+C Ctrl+V: есть ли что-то новое в новых автомобилях

Renault Logan и Лада Ларгус действительно очень похожи и созданы на одной базе. Но отнюдь не у французов АвтоВАЗ срисовал свою вместительную “ласточку”. Прототипом обеих машин на самом деле была румынская Dacia. Так что в следующий раз, когда увидите где-нибудь Ларгус, можете смело цитировать известную реплику из фильма “Брат-2”: Одно слово — румын.

Что дальше

Пока что за два с небольшим года, несмотря на просевшую конкуренцию, ничего по-настоящему прорывного наш автопром не создал. Все новые машины это либо доработка старых идей, либо прямое заимствование, либо и то, и другое разом (либо Аурус, но это отдельная история).

Отчаиваться, конечно, пока рано. Скоро к нам гуртом подъедут отечественные электрокары E-Neva, L-Type и АТОМ. И, кто знает, может быть все наши проблемы в бензиновых двигателях. А уж с электрическими — заживём! Кроме того, сегодня новые отечественные автомобили - это оптимальное сочетание цены и качества.

Кроме того, ничего плохо в копирование нет: взять востребованную технологию и усовершенствовать её вполне нормальная практика. Мы прекрасно помним примеры и здесь мы их рассмотрели, когда копировали и нас. Всё великое искусство Ренессанса выросло из повторений за античным. А если вам надо рассказывать, насколько оно его в итоге превзошло, немедленно поезжайте в петербургский Эрмитаж. И совершенно не важно, на какой машине: отечественной, западной или китайской.

А что думаете вы? Пишите в комментариях : копировать или копировать — вот в чём вопрос....

А теперь, внимание, правильный ответ на задачку из начала статьи:

Ctrl+C Ctrl+V: есть ли что-то новое в новых автомобилях
1616
44
17 комментариев

Советский автопром всегда свято чтил коммунистические идеалы.
Вот именно по этому советский автопром стал сейчас китайским?

3
Ответить

Скоро к нам гуртом подъедут отечественные электрокары E-Neva, L-Type и АТОМ

Но это не точно

2
Ответить

Скорее всего "точно не"

Ответить

"Всё в этой стране было краденное, и даже воздух какой-то спёртый" (с)

1
Ответить

Нихрена себе, я думал москвач нашенский в доску

Ответить

Железный занавес сделал своё дело

Ответить
Ответить