{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Tesla из Китая»: что известно о производителе «умных» машин Xpeng, который использует патенты американского конкурента Статьи редакции

Кто основал стартап, что происходило с компанией до IPO в 2020 году и в чём Apple и Tesla обвиняли двух сотрудников автопроизводителя.

Xpeng P7

Производство «умных» электромобилей Xpeng Motors запустил сооснователь UC Browser и топ-менеджер Alibaba Сяопэн Хэ. Вместе с двумя партнёрами он получил $2,6 млрд инвестиций от Alibaba, Xiaomi, Foxconn и других инвесторов. В конце августа 2020 года Xpeng привлекла $1,5 млрд на IPO.

Китайский стартап считается конкурентом Tesla: Xpeng использует наработки американской компании в открытом доступе, делает ставку на электродвигатели и автопилот. С последним много проблем, Apple и Tesla обвинили Xpeng в краже беспилотных технологий.

Кто основал компанию

В 2004 году китайский предприниматель Сяопэн Хэ запустил UC Browser. Спустя десять лет его приобрела Alibaba Group почти за $5 млрд, и предприниматель стал топ-менеджером компании. В марте 2019 года Forbes оценило состояние Хэ в $1,3 млрд.

Одновременно Tesla открыла все свои патенты для стороннего использования. Хэ решил создать китайский бренд электрокаров и задействовал наработки.

Миллиардер нанял пять инженеров и вложил несколько сотен миллионов юаней в создание Xpeng, продолжая руководить направлением цифровых развлечений Alibaba.

Вместе с Хэ, который занял пост генерального директора Xpeng, стартап основали:

  • Генри Ся, директор и президент Xpeng. Ранее работал у китайского автопроизводителя GAC, где отвечал за «умную» систему для управления транспортом.
  • Тао Хэ, директор и старший вице-президент. До Xpeng работал над новыми электроавтобусами на Shanghai Expo и участвовал в исследовании и разработке электрокаров в GAC.

Первые инвестиции стартап получил в марте 2016 года — $40 млн от американского фонда GWC Innovator Fund. Спустя год Xpeng привлекла около $320 млн от компании UCAR и закрыла инвестиционный раунд на неизвестную сумму от Alibaba Group, фондов GGV Capital и Matrix Partners China. В общей сложности Xpeng получила $2,6 млрд.

Хэ решил уйти из Alibaba весной 2017 года. Гендиректор Alibaba Дэниэл Чжан принял заявление об уходе и настоял на инвестициях в Xpeng. ИТ-корпорация стала одним из основных инвесторов стартапа.

Первой моделью Xpeng стал кроссовер G3, финальную версию которого стартап представил в 2018 году. Сооснователь компании Ся говорил, что стартап создаёт не просто машину, которую может произвести каждый, а «робота на колёсах».

Инвесторы Xpeng делают ставку на то, что в будущем автомобили станут похожи на iPhone: через них будут продавать музыку, карты, сервисы и собирать данные пользователей.

В конце 2018 года Xpeng начала делать машины на государственном заводе автопроизводителя Haima. В середине 2020-го компания дополнительно запустила свой «умный» завод из пяти автоматизированных цехов: для штамповки, сварки, покраски, окончательной сборки и производства аккумуляторов.

На заводе стартап собирает модели P7. Всего на производстве работает 600 человек

Пока стартап предлагает две модели:

  1. Внедорожник G3 по цене от $21 400 до $29 100 в зависимости от комплектации. Запас хода — до 520 км. К середине 2020 года компания отгрузила 10 тысяч G3.
  2. Седан P7 стоит от $36 400 до $50 970, развивает скорость до 170 км/ч. Поставки начались в июле 2020 года.

В августе 2020 года Xpeng вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу. В ходе IPO компания привлекла $1,5 млрд, продав почти 100 млн акций по $15. Деньги помогут ей конкурировать с Tesla, Li Auto, Nio и другими производителями.

Li Auto летом 2020 года привлёк $1,1 млрд при размещении бумаг на бирже. Nio провёл IPO ещё в 2018 году, получив $1 млрд. Tesla же запустила собственную «гигафабрику» рядом с Шанхаем зимой 2020-го.

«Копия Tesla»

Предприниматель не отрицает, что американская компания сильно на него повлияла. Xpeng G3, к примеру, напоминает Tesla Model X: похожи тонкие фары, лобовое стекло, переходящее в люк на крыше, салон, интерфейс панели за рулём.

Как и Tesla, Xpeng разрабатывает зарядные станции и продаёт машины в собственных магазинах.

Xpeng G3 Allroader
Tesla Model X
Салон Xpeng G3
Салон Tesla Model X

Xpeng также использует схожую с Tesla сборку аккумуляторного блока: одинаковые по форме батареи расположены на дне машины между мостами.

Батарейный блок в Xpeng Electreck
Батарейный блок в Tesla Jason Hughes

Похожи даже сайты. Китайский производитель будто скопировал дизайн страниц американского конкурента, заметило CNET.

Сайт Xpeng в июне 2020 года Carscoops
Сайт Tesla в июне 2020 года

Конфликты вокруг автопилота Xpilot

В автомобили Xpeng встроена система автопилота Xpilot. В последней версии ПО может автономно менять полосу движения на шоссе, переключать скорость, строить оптимальный маршрут до места назначения, самостоятельно парковаться по прибытии.

Хэ, у которого четыре Tesla, признавался, что Xpeng нанимает сотрудников американской компании. В марте 2019 года американский производитель обвинил бывшего инженера Гуангцзи Цао в краже исходного кода автопилота. К тому времени он уже работал в Xpeng. Цао был одним из 40 человек в Tesla с доступом к коду.

Позже разработчик признался, что сохранил файлы в iCloud, но, уходя, «приложил большие усилия для их удаления». Инженер не уточнил, все ли данные удалил.

Tesla просит доказать Xpeng, что производитель не использует её технологию, и считает: у китайской компании остаётся доступ к важной технологии, над которой Tesla работала пять лет и в которую вложила сотни миллионов долларов.

Xpeng отрицает, что причастна к этому инциденту, и начала свою проверку нового сотрудника.

В 2018 году Apple обвинила сотрудника, перешедшего в Xpeng, в краже плат и 40 ГБ данных о секретном проекте по беспилотным автомобилям. ФБР арестовала работника, когда тот пытался покинуть страну. Xpeng также заявляет, что не имеет отношения к происшествию.

0
44 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Учитывая неумение китайцев в рамках их палочной экономики производить что то кроме говна  - вряд ли. Одно дело когда у вас китайская мобила за 1200 долларов греется как утюг и нашпигована всплывающей рекламой - это терпимо если вы терпила, другое - когда ваша китайская мафынка сделанная из говна и палок врезается в стену и вы труп. Это уже неприятно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Petr Petrov

да харош, про китайский автопром в 2010 так же говорили. а сейчас вполне себе

Ответить
Развернуть ветку
Jiří Kropočev

"А сейчас вполне себе" что?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисовский

вполне безопасны как минимум.
кроссоверы Chery Tiggo 5 (52,9 балла), Chery Tiggo 4 (53,4 балла), Chery Tiggo 7 (56,6 баллов), Haval H2 (55,7 баллов), Geely Atlas (58,2 балла), Changan CS75 (59 баллов) по C-NCAP(максимум 62 балла, где 52+ балла уже 5 звезд)

Ответить
Развернуть ветку
Jiří Kropočev

Сколько этих Чери продается в ЕС/США? Нисколько. Это и есть показатель, что говно, а что - "вполне ничего себе".
Но да, зато "по баллам", звёзды, плюсики...

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Авто это консервативный рынок там нужны десятилетия чтобы получить признание.

Если взять например рынок дронов, то 90% рынка – китайские дроны. Включая и премиум сегмент, где модели по 10k+ долларов.

Ответить
Развернуть ветку
SocialWarrior

черри там нет из патентных исков вот и все

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Usupov

По DxOMark  они наверн вашпе огонь. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Marchuk

Лол, Китай сейчас производит все товары от трусов до техники.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
Учитывая неумение китайцев в рамках их палочной экономики производить что то кроме говна - вряд ли.

Это стереотипы, Китай сильно набрал обороты в хайтеке.
По 5G оборудованию они уже лидеры.

По дронам они лидеры и были ими всегда.
Вот например, лучшие дроны – сплошные китайцы.
https://www.pcmag.com/picks/the-best-drones

По дронам с пассажирами, уже идут тесты и скоро выдают лицензию на перевозки людей. (пассажирский дрон уже летает и получил лицензию на перевозку грузов)

Ответить
Развернуть ветку
Güero

Ну, на то, что Теслы врезаются, вс ем пох. Чеб вдруг здесь начали привередничать?

Ответить
Развернуть ветку
Viacheslav Karpizin

У вас очень устаревшая информация. Я лично ездил за рулем более чем десятка китайских электромобилей, знаю о чем говорю. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Миняев

а как же айфон?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Alen

с другой стороны засунуть в гниющую раму большую японскую батарейку, прикрутить пару электромоторов (что может быть проще электромотора) и продать как дешёвую машину китайцы уж смогут. 

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

Так это было просто и 100 лет назад. Гольфкары бороздят просторы гольфклубов уже десятки лет. Дело не простоте, а в себестоимости. Как только электрокар станет сравним с двс по показателю цена / качество - вот тогда все кому не лень будут их производить. 

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисовский

по сравнению с чем?

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кремчеев

По сравнению с Тесла которую обычный народ себе не позволит, а эту китайскую версию обычный житель Екатеринбурга может позволить.

Ответить
Развернуть ветку
Christofor

мне кажется, с увеличением размера городов, и увеличением скорости общественного транспорта, машины как вид вымрут, а на место их придут всякие электро самокаты.

Ответить
Развернуть ветку
Джордж Иванович Йохан

Когда все распробуют Джили Атлас трудно будет пересесть на конкурентов за кратно большие деньги как в плане обслуживания так и в плане стоимости и комфорта и качества. А электрокары у поднебесной есть все шансы сделать лучше чем у отца коммерческой космонавтики. Пользуюсь сяоми и айфоном и чаще хочется юзать сяоми из-за большей емкости батарейки в пути, а вот фото явно лучше у яблока, так и с машинами будет, что-то лучше(цена, опции), а что-то хуже(надежность, бренд). У китайцев есть все чтобы сделать хороший продукт, но порой чуть-чуть им не хватает настойчивости, качества и идей.

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Шереметьев

Я сяоми на пиксель поменял. На сяоми не вернусь 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ерёмин

После пикселя не то что сяоми а даже яблоко уже не торт

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
а вот фото явно лучше у яблока

По независисимым техническим тестам лучшие камеры – у Cяоми и Хуавей.
Яблока и близко нет, только во второй десятке.

https://www.dxomark.com/category/mobile-reviews/

Ответить
Развернуть ветку
Viacheslav Karpizin

:) 

В прошлом году выбирал телефон, хотел купить Xiaomi по описанным вами причинам. Но после долгих сравнений всех актуальных моделей вживую пришлось взять Huawei - это как Сяоми, только вдобавок получаете топ1 камеру. 

По соотношению плюшки/цена китайские электромобили давно на первом месте, просто они пока не заинтересованы в массовом экспорте до насыщения внутреннего рынка.  

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Какое то ненужное расследование от слова совсем. Xpeng госкомпания китайских коммунистических боссов для которых занимается промшпионажем китайская разведка. К бизнесу это имеет не больше отношения чем шпионская прога касперского к антивирусам

Ответить
Развернуть ветку
eukorn

Это и есть бизнес. Люди работают.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

"ФБР арестовала работника, когда тот пытался покинуть страну."
интересно, сколько случаев, когда ФБР арестовывает кого-то по запросу частной компании? до суда, ордеров и прочих условностей, которые показывают в фильмах?

Ответить
Развернуть ветку
Jiří Kropočev

Откуда появилось про "до ... прочих условностей, которые показывают в фильмах"?

И как, по-вашему, это должно быть? Ну вот "частная компания" кричит "помогите у меня воруют вон этот гад, держите" и?..

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Андрианов

и фбр такие "а ты докажи"

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

ну если был ордер на арест, то почему его не арестовали сразу. Если был запрет на вылет из страны, то зачем там ФБР, разве это не дело таможни тормознуть таких?
Может быть так и должно быть, что частная компания кричит "воруют" и ФБР тут же арестовывает вора. Может быть. Вот я и заинтересовался, сколько таких случаев было?

Ответить
Развернуть ветку
Viacheslav Karpizin

на вылете из США нет ни таможни ни погранцов. 

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

да ладна!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Чо там по российским делам о шпионаже? Хоть одно рассекретили ваще? Хоть какие то доказательства кроме "он шпиён" были представлены публике??? )))

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

Теслу даже не жалко. Они бы своё самое ценное достояние ещё на Craigslist выложили. Надеюсь, что с 2018 они что-то изменили в подходе к защите своей интеллектуальной собственности. 

P.S. Надо же - «приложил большие усилия для их удаления»! Он бы ещё на них помочился, как Dry Eye из “Джентельменов». Простите за скабрезность.  

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

непонятно только, почему китай всегда отстает в технологиях, хотя копирует все, что может и вроде как понимает, что делает, а результат слабее на порядок

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith
китай всегда отстает в технологиях

рейтинг телефонов по камерам например,
9 из 10 первых мест – китайские телефоны

(этот рейтинг от самых признанных тестеров камер и оптики)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сухов

это также может указывать и на то что денежная котлета у них самая жирная

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Молодцы китайцы! Сейчас копируют западные технологии, переманивают инженеров из США, но эти инженеры скоро будут внедрять в Китае свои наработки, которые возможно не приняли в США.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Larionov

В китайской культуре, умение хорошо скопировать - это добродетель

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Владимирович

Пока все спорят и критикуют друг друга, китайцы тихо пользуясь открытыми данными, спасибо Илону (он же этого хотел). Илон создал себе дополнительную конкуренцию. И это хорошо, что за покупателя борются в разных ценовых сегментах. Я рад 👍🏼

Ответить
Развернуть ветку
Viacheslav Karpizin

Почему не упомянули о том, что те, кто вложился в IPO XPeng, в первый же день могли заработать +40%? :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
41 комментарий
Раскрывать всегда