Объезд есть, а штрафов нет: зачем 2ГИС запустил навигатор для грузовиков

В России немного грузовых навигаторов. Часть учитывает габариты и массу машины, часть — знают про запрет проезда на конкретных улицах. Совместить обе функции — задача непростая, но мы попробовали.

В конце августа мы включили грузовую навигацию в Москве и Московской области, а буквально на днях запустили её в Новосибирске, Перми, Челябинске и Курске. Пока готовимся к подключению других городов, я расскажу, что это и зачем мы это затеяли.

Зачем это 2ГИС

Грузовые машины часто ассоциируются с фурами. Но это не только они — сюда же относятся и небольшие 1,5-тонные машины с особыми характеристиками. Таких машин очень много: в каждом крупном городе — сотни, если не тысячи, супермаркетов у дома, растёт количество курьерских доставок и пунктов выдачи. Всё это обслуживают грузовые машины, водителям которых всё труднее соблюдать правила дорожного движения без адекватного навигатора. Нарушил ограничение — плати штраф, долго искал объезд — опоздал. А город и горожане получают враждебные для пешеходов улицы, где грузовики повсюду.

Немного теории

У грузовых автомобилей есть особые потребности в навигации, которые можно условно разделить на две части:

Физические ограничения

Машина не может проехать на конкретном участке дороги — из-за массы, нагрузки на ось, высоты, длины кузова и особого груза.Такие участки обычно отмечают запрещающими дорожными знаками.

Объезд есть, а штрафов нет: зачем 2ГИС запустил навигатор для грузовиков

Запреты на движение

Водители грузовиков должны избегать улиц и районов, где крупной технике ездить запрещено. В каждом городе такие запреты свои, но почти везде грузовики не пускают в центральные части городов. Цель таких ограничений — уменьшить шум, аварийность и пробки, и экологию поправить. В Москве для этого придумали грузовой каркас и составили список улиц, где грузовикам ездить разрешено.

В таком случае знаки ограничивают не просто участок дороги, а целую зону. Это может быть один квартал или целый район.

Объезд есть, а штрафов нет: зачем 2ГИС запустил навигатор для грузовиков

Эти ограничения не являются строгими — въезжать в зоны можно тем, кто в них живёт или работает. Но по ПДД выезжать или въезжать можно только через ближайший перекрёсток. Только как его вычислить водителю самостоятельно, в ПДД не говорится.

В России навигационного приложения с учётом всех местных требований ПДД для грузового транспорта пока нет. Мы не могли пройти мимо такой масштабной задачи и занялись её реализацией.

Как мы это сделали

После исследования и общения с водителями из разных городов России стало ясно, что их главная проблема — сориентироваться на городских улицах. На отдельных участках надо вписаться по массе и габаритам, а целые районы для грузового транспорта закрыты.

— Проблема навигации для грузового транспорта гораздо шире, чем принято о ней думать: она касается всех жителей городов, как водителей, так и пешеходов. Навигатор, который учитывает актуальные ограничения для грузового транспорта, может не только помочь водителям оптимизировать маршруты и экономить время, но и разгрузить городское движение. Правда, доступных и качественных решений на рынке пока не видно: надеемся, грузовой навигатор от 2ГИС восполнит этот пробел.

Владимир Мурзин, Руководитель департамента развития прямых грузоперевозок Pony Еxpress

Конечно, можно всегда сориентироваться на месте, но куда лучше сразу построить весь маршрут и понять, сколько времени займёт вся поездка. Это поможет избежать и задержек доставки груза, и убережёт от штрафов, которые водители оплачивают чаще всего из своего кармана. Осознавая остроту проблемы, мы начали старт работ по грузовой навигации. Например, чтобы запустить грузовую навигацию в Москве:

  • объехали 16 тысяч километров дорог;
  • собрали 7905 грузовых знаков с помощью собственной технологии распознавания;
  • перепроверили вручную все знаки и нашли даже такие, которых нет в ПДД (смотрите на фото), а заодно устранили все неточности;
Объезд есть, а штрафов нет: зачем 2ГИС запустил навигатор для грузовиков
  • перекрыли в навигаторе 3423 километров дорог, по которым грузовикам ездить запрещено;
Объезд есть, а штрафов нет: зачем 2ГИС запустил навигатор для грузовиков
  • доработали наши навигационные алгоритмы и интерфейс.

Что мы получили

Теперь наш поиск проезда умеет:

  • учитывать разрешённую массу и габариты грузовиков, как этого требуют дорожные знаки в городах;
  • строить маршруты с учётом запрещённых для грузовиков зон и улиц;
  • вычислять кратчайшие пути проезда внутри запрещённых для грузовиков зон и находить тот самый ближайший перекресток.

Все эти функции доступны в бесплатной версии для пользователей — в приложении и на сайте 2gis.ru. Также грузовую навигацию можно быстро подключить для коммерческого использования — через наши API или данные 2ГИС.

Конечно, мы будем запускать грузовую навигацию и в других городах. Следующий этап — охватить все миллионники в России. Планируем публичный релиз в начале 2021 года. Плюс прямо сейчас работаем над сбором данных по федеральным трассам России.

Если вам нужен грузовой навигатор — попробуйте 2ГИС. И пишите фидбек, будем развивать сервис.

3535
10 комментариев

Рад за 2ГИС - один из интеллектуальных бизнесов, которые к тому же выросли за пределами двух столиц.

Новосибирск - третья столица. Siberia strong!

25
Ответить

2гис молодцы! Надеюсь покупка Сбером критически не скажется. Очень переживаю.

7
Ответить

Молодцы, с мая 2020 и для легковых пикапов подойдёт.

4
Ответить

Коллеги, у нас в RoadAR есть более 40 тыс знаков (и сотни тысяч размеченных фото) для грузовиков с пониманием значений на знаке и с недавних пор технология очень точного их позиционирования. Думаю, можем быть друг другу полезны =) Если интересно - en@road.ly

3
Ответить

Привет! Уже пишем :-)

1
Ответить

Навигатору нужен сразу готовый фильтр "Газель не пройдёт!"

2
Ответить

Стоял пару лет назад в Праге около вашего офиса и ощутил такую дикую гордость 'за свотх' 

1
Ответить