Россия перейдет на электромобили не скоро: исследование KPMG

Аудиторско-консалтинговая компания KPMG предоставила результаты исследования степени готовности стран к переходу на электромобили. Россия оказалась в рейтинге в числе последних.

Данные из <a href="https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2020/08/ru-ru-autonomous-vehicles-readiness-index-2020.pdf" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отчета KPMG</a> https://assets.kpmg/
Данные из отчета KPMG https://assets.kpmg/

В опросе участвовали 30 государств: страны Европы, Азии, США, Новая Зеландия и Австралия. Лидировали Сингапур, Нидерланды и Норвегия, за ними — США и Финляндия. В этих государствах наиболее активно развивается электрификация во всех направлениях. Россия оказалась на 26 месте.

Для проведения исследования привлекали экспертов, опросы среди производителей, дилеров и автолюбителей (потенциальных покупателей). Учитывали сразу несколько критериев готовности к переходу на электромобили:

  • инновации и технологии,
  • парк электромобилей в странах в процентном соотношении к машинам на ДВС,
  • спрос у потребителя (степень лояльности),
  • сеть инфраструктуры.

Печальнее всего обстоят дела в РФ по первому критерию — здесь она заняла последнее место. В стране нет крупных производителей электрокаров, а также желающих вложиться в стартапы инвесторов (недавно это ярко проиллюстрировала отмена старта производства Zetta).

Данные из <a href="https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2020/08/ru-ru-autonomous-vehicles-readiness-index-2020.pdf" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отчета KPMG</a> https://assets.kpmg/
Данные из отчета KPMG https://assets.kpmg/

В стране очень слабо развита сеть зарядных станций, экспертами отмечено плохое состояние дорог, а также медленное развитие собственного производства, особенно частных легковых машин. Низкое качество мобильного Интернета также является серьезной помехой.

Из самой авто-составляющей — пока более-менее развит только парк электробусов «Камаз», остальное находится в зачаточном состоянии. Соответственно, и крупные зарубежные производители электрокаров не выходят на российский рынок и не организуют выпуск своих моделей на отечественных заводах. Компании мотивируют отказ слабым спросом и отсутствием инфраструктуры (как, например, представители Renault, Nissan и Skoda).

Итог: по уровню инфраструктуры Россия заняла предпоследнее место.

Для справки. По развитому автопарку электромобилей в странах мира сейчас лидируют Китай (3,5 млн экземпляров) и США (1,5 млн). KPMG насчитало всего 1000 электрокаров по РФ, хотя эти данные сильно расходятся с показателями российского аналитического агентства «Автостат» (8 000 моделей). Разница происходит из-за способа подсчета: KPMG берет в расчет только официально поставленные производителем электрокары, а «Автостат» — регистрации в МВД.

Перспективы для электромобилей в РФ

RAF-2910 родом из 80хх. Уровень развития отрасли в РФ на фоне других стран выглядит примерно так же https://www.rbth.com/
RAF-2910 родом из 80хх. Уровень развития отрасли в РФ на фоне других стран выглядит примерно так же https://www.rbth.com/

Как подняться в рейтинге и получить шанс влиться в ряды стран с «зеленым» транспортом?

Пока эта возможность для России чуть выше нуля. Помочь могут государственная поддержка, финансовые вливания в развитие отечественных технологий и инфраструктуры зарядных станций и привлечение крупных инвесторов извне. Пока же шагов, предпринимаемые правительством РФ для стимуляции развития электротранспорта, явно недостаточно:

  • С 2016 года действует постановление об установке на заправках зарядных устройств для электрокаров. Тем не менее, сеть зарядок распространяется очень медленно, и в основном сосредотачивается в Москве, Подмосковье, СПб и некоторых городах-миллионниках.
  • Существует проект замены московских городских автобусов на электробусы к 2030 году. Однако после эксплуатации первых 300 единиц, дептранс счел, что этот вид транспорта самый невыгодный (кроме троллейбусов). По неофициальным источникам, об этом было упомянуто в отчетном письме главы дептранса Максима Ликсутова в Минтранс.
  • Еще один свежий проект предлагает выделить номера электрокаров зеленым цветом для привлечения внимания и популяризации транспорта. Станет ли это эффективным ходом без предварительно развитой инфраструктуры и собственного производства — весьма сомнительно.

А что по налогам?

В 2017 году предлагались поправки в Налоговый кодекс, которые предполагали освобождать владельца электромобиля на 5 лет от уплаты транспортной пени. Госдума рассматривает проект до сих пор, пока налог отменен в нескольких областях — но повсеместной тенденции нет. Можно вспомнить слова Главы комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова в 2017 году, о том, что в стране транспортный налог учитывают исходя из мощности л.с., а «в электромобилях этого нет». С 4 мая на территории стран ЕАЭС действует постановление об отмене таможенных пошлин на ввоз электрокаров, часть моделей, представленных в России, благодаря этому немного подешевела. Еще один оригинальный проект, утвержденный 28.06.2020 года, касается скидки 25% на покупку электромобилей. Проблема в том, что это касается только отечественных авто на аккумуляторах, которых по факту в РФ еще нет. Что это — способ стимулирования спроса или недоработка в законе, пока не ясно.

Судя по данным «Автостата» в первом полугодии 2020 года рынок новых электромобилей в России сократился на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Россияне купили за 6 месяцев всего 121 электрокар, 31 экземпляр из которых приобрели в Москве.

Пока же никакого значительного продвижения электротранспорта в России не наблюдается, но команда E-cars надеется на лучшее и отслеживает любые существенные новости в мире электромобилей, публикуя их на нашем канале.

Начать дискуссию