Как мы запустили первый акселератор дорожной отрасли

Больше года назад мне поступило предложение войти в команду Общеотраслевого центра компетенций (ОЦК), организованного на базе дорожного института ФАУ «РосдорНИИ», разработать площадку для перевооружения предприятия дорожной отрасли, и первым этапом – провести акселерационную программу для дорожной отрасли в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Задача не просто интересная, а масштабная, так как любое изменение может глобально повлиять на отрасль.

Первое знакомство с командой – молодые и амбициозные специалисты, имеющие опыт в дорожной отрасли, сильный руководитель и лидер, одни пришли из дорожной отрасли, другие – из бизнеса, но есть общая идея и цель, сделать в стране дороги лучше, найти и наполнить отрасль такими решениями и технологиями, которые помогут отрасли перевооружиться.

В течение первых трех месяцев мы изучали опыт в других отраслях и поняли, что объективно, такого уровня задачу никто до нас не решал. Как правило, корпорация ищет технологии, чтобы увеличить свою капитализацию или венчурный фонд, ищет проекты для инвестиций. Как создать эффективный инструмент, способный соединить запросы отрасли, бизнеса, научный опыт, сделать место, где все стейкхолдеры смогут встретиться, одни – поставить задачу, вторые – предложить решение?

Мы рассматривали несколько вариантов и решение нашли в бизнесе. Для развития площадки, платформы технологического перевооружения отрасли, «выращивания» новых технологий выбрали инструмент – акселератор. Мы не первые на этом пути, в России накоплен немалый опыт использования подобных инструментов, в том числе общеиндустриального, технологического характера. В числе последних – программы акселерации, реализуемые в рамках нацпроектов «Производительность труда и поддержка занятости» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Но подобной платформы, созданной под задачи дорожной отрасли, еще не было.

Чем отличается отраслевой акселератор от корпоративного и венчурного?

При проектировании концепции акселератора мы столкнулись с проблемой отрасли, которая не позволяет двигать инноваций – нормативно-правовая база – «нормативка» – краеугольный камень инноваций в дорожной отрасли! Если осуществлялось внедрение, то инновация появится в нормативной базе и ее смогут прописать в техническом задании заказчики, а подрядчики исполнить заказ, но что делать, если это инновация, и «нормативку» еще не разработали? Как стартапу войти в отрасль и найти тех, кто поверит и поможет "открыть дверь"? И, к слову, старые стандарты не менялись принципиально с советских времен, а нагрузка на дороги возросла сильно.

Другая проблема, с которой мы столкнулись, да и не только мы – это изменения, связанные с новым форматом работы, но уже сейчас можно сказать, что благодаря современным каналам связи, интернету, это уже не проблема. Во время весеннего этапа карантина мы научились эффективно проводить переговоры с партнерами по Zoom, вебинары и много еще что. И вместе с тем, несмотря на все подводные камни, мы запустили сбор заявок в акселерационную программу!

Старт акселератора дорожной отрасли

10 сентября наше учреждение – Российский дорожный НИИ запустил прием заявок от стартапов и проектных коллективов. И после 31 октября станет известно число участников отборочного тура первого акселератора дорожной отрасли.

Цель площадки по перевооружению отрасли – создание комфортной среды для молодых учёных и предпринимателей, поддержка их технологических и научных проектов. Акселератор выполняет роль экосистемы, в которой создатели инновационных технологий будут мотивированы на эффективную и плодотворную работу на всех стадиях жизненного цикла своих проектов: от формирования идеи до её практического внедрения, масштабирования и превращения в успешный бизнес.

Почему вообще появилась такая платформа? Потому что вопрос появления инноваций и новых технологий давно назрел в отрасли. Цифровизация, современные материалы, техника и оборудование, BIM и цифровые двойники – это новые реалии отрасли.

Акселератор в национальном проекте "Безопасные и качественные автомобильные дороги"

Мы являемся небольшим, но важным элементом в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который подразумевает масштабную реформу в дорожной отрасли. Вы видите, что активно ведутся дорожные работы, но как сотрудники института (ФАУ РосдорНИИ), мы знаем, что строятся и ремонтируются дороги уже по новым и прогрессивным технологиям. Если о цифрах, то к 2024 году 80% госконтрактов на дорожные работы должны подразумевать применение таких технологий.

Акселератор напрямую ускоряет решение по задачам нацпроекта, по поиску новых и прогрессивных технологий. Для целей нацпроекта был создан Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. Именно из него регионы берут технологии для исполнения целевого показателя, о котором говорилось выше. Реестр пополняется постоянно – организации оставляют заявки, которые рассматривают эксперты. Но одно дело – крупные предприятия, научные институты, другое – небольшие стартапы или молодые ученые, только вынашивающие идею, как сделать отрасль лучше. Им сложнее пройти весь путь регистрации своего решения. Таким технологиям надо помогать «созреть», пройти апробацию и при успехе – выйти на применение и масштабирование. Но уже сейчас по поступающим заявкам мы видим, что даже технологиям, имеющим внедрение в других отраслях так же нужна помощь в адаптации технологий в дорожной отрасли.

И, наконец, успешные решения будут включаться в созданный на базе «РосдорНИИ» Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения (РННТ).

Кто проводит технологическую экспертизу проектов

Для проведения технологической экспертизы проектов мы используем ресурсы нашего института: опыт научных сотрудников для оценки потенциала и современную лабораторию. В рамках нацпроекта институтом были заключены соглашения с пилотными регионами, благодаря которым участники акселератора получат возможность апробировать свои технологии на этих регионах. В нашем акселераторе апробация и внедрение на пилотных полигонах – важный этап, именно он отличает нас от других корпоративных или венчурных акселераторов в других отраслях! В случае успеха эти решения будут масштабироваться на другие регионы.

Отбор лучших проектов производится с применением современных методов привлечения и коммуникации со стартапами и командами профессионалов. Участники акселерационной программы, доказавшие технологическую и экономическую эффективность технологий, получают не только поддержку отрасли, но и широкие возможности для развития:

- Экспертное заключение ведущих специалистов и лабораторий «РосдорНИИ»;

- Возможность протестировать свои решения на отдельных объектах дорожного строительства и выйти на внедрение с пилотными регионами;

- Возможность обучения и повышения квалификации в области технологического предпринимательства;

- Широкий спектр контактов с потенциальными заказчиками: предприятиями дорожного хозяйства, государственными и муниципальными структурами и т.д.

Подать заявку для участия в акселерационной программе могут компании и коллективы, специализирующиеся на разработках по следующим направлениям:

- Технологии, применяемые в строительстве, ремонте, реконструкции автомобильных дорог;

- Технологии, применяемые при проектировании автомобильных дорог;

- Техника, механизмы и оборудование, применяемые для дорожного проектирования и строительства автомобильных дорог;

- Материалы, используемые в дорожном строительстве и улучшение ресурсного обеспечения;

- Интеллектуальные транспортные системы;

- Технологии, применяемые при проектировании и тестировании беспилотного транспорта;

- Технологии, обеспечивающие безопасность и уменьшающие смертность на дорогах;

- Цифровые технологии транспортного планирования и моделирования;

- Управление ресурсным обеспечением производственных предприятий.

Как уже говорили выше, акселератор – это первый этап построения площадки, впереди предстоит большой и трудный путь, который мы будем проходить вместе с командой акселератора, коллективом РОСДОРНИИ, партнерами. Уже сейчас мы понимаем, что привычный формат акселерационных программ адаптирован для дорожной отрасли, но, чтобы решить вопрос системно и стратегически, мы будем соединять в единую экосистему науку, образование, бизнес, инвестиции, партнерство. Мы верим в потенциал нашего института и команды! Мы открыты для взаимодействия со всеми, кто хочет развивать инновации в отрасли, кто не боится перемен и хочет внести свой вклад в развитие автомобильных дорог и транспорта.

Дорогу осилит идущий!

Команда первого акселератора дорожной отрасли foundrdo.ru

88 показов
874874 открытия
Начать дискуссию