{"id":13829,"url":"\/distributions\/13829\/click?bit=1&hash=1edae85784b435c55b439933942a29f952b7d6fe53a4d28dfea0cf564da666bf","title":"\u041f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043f\u043e \u0442\u0435\u043b\u0435\u0444\u043e\u043d\u0443 \u2014 \u043f\u0440\u043e\u0448\u043b\u044b\u0439 \u0432\u0435\u043a? ","buttonText":"\u0420\u0430\u0441\u0441\u0443\u0436\u0434\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"2ed706c8-1b38-5e0f-bd8f-cbc977bad43d","isPaidAndBannersEnabled":false}

История электросамокатов: дьявольский транспорт богачей и суфражисток

По улицам крупных городов в 2020 году курсируют сотни и тысячи электросамокатов. Преимущества этого транспорта многим сейчас кажутся очевидными, а их популярность — вполне обоснованной. Но электросамокаты не первый раз завоевывают тротуары, а тренд на экологичное передвижение зародился вовсе не в XXI веке, а гораздо раньше.

С чего начался электросамокат: 1890-е

Электрический самокат — это дорожное транспортное средство, двигатель которого потребляет электричество. Его прародителями были электрические велосипеды, поговорим и о них для общего развития.

Дата изобретения «электровелика» точно не известна. Первый зарегистрированный патент на электровелосипед датирован 1895-м годом, но его автор Огден Болтон-младший утверждал: «Мое изобретение призвано улучшить конструкцию электрического велосипеда». Значит, они уже существовали.

Девятнадцатый век — рановато для байк-шеринга, не так ли? Тогда вспомним другие ключевые изобретения и патенты:

  • 1740 год — первый электромотор;
  • 1859 год — свинцово-кислотная батарея;
  • 1881 год — электроповозка, то есть мотоцикл с коляской (кстати, мог разгоняться до 14 км/ч c пробегом 40 км без дозарядки).

Неудивительно, что кто-то додумался совместить велосипед, электромотор и пару-тройку свинцово-кислотных батарей. А уже в 1896 году главный британский производитель велосипедов Humber представил первый электровелосипед для двоих. Он мог разгоняться до 60 км/ч. Устройство было громоздкое и неуклюжее, но в начале XX века рассматривалось как серьезная альтернатива автомобилю.

Рассвет и закат эпохи самокатов от Autoped

Autoped

Хорошо, с велосипедами все ясно. Но когда всё-таки появился первый электросамокат? Не в 10-х годах нашего века. Даже не в 90-х. Впервые мир увидел это хипстерское чудо техники в 1915 году, когда самокаты фирмы Autoped заполонили магазины Нью-Йорка. Всего через три года после гибели «Титаника». В городе, куда он так и не приплыл.

В этом смысле автопед — полноправный предшественник современного самоката с мотором. Он появился во времена, когда движение автотранспорта еще не регулировалось никакими законами. Светофоры были изобретены лишь 15 лет спустя. Иными словами, электрические самокаты старше, чем даже правила дорожного движения!

Дизайн

Как утверждает Онлайн-музей велосипеда, автопед — это, по сути, «увеличенный детский самокат с двигателем, водруженным на переднее колесо».

Типичный джентльмен на электросамокате

На прочную раму крепилась платформа для водителя, два 25-сантиметровых колеса и изогнутая база в стиле ар-деко — он был в моде и широко использовался для дизайна автомобилей 1930-х годов.

Автопеды были складными, как и современные портативные электросамокаты.

Как сцепление, так и тормоза приводились в действие наклоном рулевой колонки. Нужно было потянуть руль на себя или толкнуть его вперед, чтобы ускорить или замедлить самокат.

Утверждается, что автопеды могли разгоняться до 55 км/ч. Но «Онлайн-музей велосипеда» сообщает, что после 30 км/ч самокат терял стабильность. Стоимость автопеда достигала $100.

Маркетинговая стратегия

«Берегись девушки с автопедом!» журнал Puck, 1916 год

Подобно современным аналогам, автопеды получили залп критики как очередная игрушка богачей. Но рекламная кампания производителя щекотала не только первобытные классовые чувства.

Белокожая модница в замечательной шляпке и мехах — это крайне специфический демографический слой. Но компания Autoped заигрывала не только с богачами. Часть рекламы была нацелена еще и на то, чтобы сделать электросамокат символом новой женской свободы и независимости.

И если сейчас девушкой на электросамокате никого не удивить, то в те годы суфражистка Флоренс Норман, которая ежедневно ездила на автопеде до работы, не могла не привлекать внимание.

Norman Florence, London, 1916

Да и знаменитая летчица Амелия Эрхарт неоднократно попадала на фотографии за рулем самоката — даже после того, как Autoped снял их с производства в 1921 году.

«Поговаривают, в будущем мы вовсе перестанем ходить!»

Кому еще нравились автопеды?

Почтальоны на электросамокатах

Электросамокаты полюбились не только женщинам. Так, почтовая служба Нью-Йорка подписала контракт с компанией Autoped по снабжению почтальонов новым транспортным средством. Полицейские использовали электросамокаты для патрулирования улиц.

Вместе с ними двухколесный транспорт облюбовали и местные правонарушители: так они могли быстро убраться с места преступления. «Онлайн-музей велосипеда» пишет: «Вскоре районы Бруклин, Квинс и Манхэттен подверглись террору шумных молодежных группировок».

Видимо, поэтому пресса не слишком рукоплескала изобретению. Сообщества велосипедистов называли автопед уродцем, а газета The Sun описала его как «одиночную карету для дьявола». Впрочем, пресс-истерия не смогла умерить всеобщий интерес: в 1917 году калифорнийские компании закупили 50 автопедов к грядущему пляжному сезону, чтобы сдавать их в аренду.

К тому же запуск электросамокатов частично совпал с Золотым веком Голливуда. Они стали идеальным способом передвижения между огромными киностудиями. Популярность автопедов укрепили известные лица, включая актера Хамфри Богарта.

Экономия топлива позволяла утверждать: самокат — это «дешевле, чем пешком».

Смерть и перерождение самокатов

Линия жизни компании Autoped прервалась из-за стабильно низких показателей чистой прибыли. Автор «Иллюстрированной энциклопедии мотоциклов» Эрвин Трагач пишет: «Как и все самокаты того периода, автопеды не стали коммерчески успешны». Неудивительно: они были дороже велосипедов, но не имели сиденья, как те же мотоциклы.

Однако эта громкая история вдохновила десятки других компаний по всему миру. На рынке время от времени появлялись новые «двухколесники» — то на электричестве, то на газу. Модели получались несуразные и грубые. Это моментально подорвало репутацию самокатов, и люди укрепились в своем предубеждении на десятки лет.

Socovel 1942 electric motorcycle 2806

Новые попытки возвращения самокатов предпринимались во время и после войны. Например, 1941 году компанией-производителем электрических мотоциклов Socovel. Братья-основатели пытались решить проблему нормирования бензина во время немецкой оккупации. Было продано 400 единиц, хотя и задорого.

Интересный факт. Немцы были заинтересованы в Socovel в качестве вспомогательного транспорта на аэродромах, но нежелание компании снабжать оккупационную армию было настолько сильным, что заказ не был выполнен.

Позже к ним присоединились ParCarCorp, которые сделали электровелосипед с одноколесным прицепом. Компания не только пережила Вторую мировую войну, но и дотянула до наших дней, продолжая разрабатывать и производить электрический транспорт.

Популяризация самокатов как средства ежедневного передвижения, а также рост экологической осознанности привели к всплеску интереса (прежде всего со стороны производителей) к новым моделям электрического двухколесного транспорта. Не стоит забывать и о следующих событиях:

  • В 1967 году создатель щелочной батареи Карл Кордеш изобрел гибридный электрический мотоцикл с топливным элементом и никель-кадмиевым аккумулятором.
  • В том же году пионер мотоциклетного спорта Флойд Клаймер разработал первый прототип электрического велосипеда Papoose.
  • В 1975 году американский гонщик Майк Корбин представил уличный электровелосипед City Bike. Три свинцово-кислотных батареи разгоняли его до 48 км/ч с пробегом длиной 64 км.
  • В том же году калифорнийским производителем Auranthic Corp был выпущен электросамокат Charger.

Тренд поддержали независимые изобретатели и энтузиасты, которые активно разрабатывали собственные модели двухколесного электротранспорта. Хотя фокус внимания был сосредоточен на мотоциклах, их открытия проложили путь к современному электрическому самокату.

Никто не мог «победить» автопеды вплоть до 1986 года, когда компания Go-Ped выпустила первые самокаты на газу. Большая платформа для водителя, двигатель на заднем колесе и низкопрофильная конструкция — именно так выглядел транспорт, который запустил «самокатный бум» 1990-х. Но дело не только в Go-Ped’ах, конечно: появление самых эффективных и безопасных на сегодняшний день литий-ионных батарей сделало электротранспорт доступным каждому.

Кто только не поучаствовал в этой истории: Peugeot, Micro, Razor. Но настоящая самокатная революция началась, когда в 2010-х годах умельцы совместили дизайн Go-Ped’а и возможности современных электрических гаджетов.

Современная история электросамоката

Электросамокаты шеринговой компании Bird

В сентябре 2017 года тротуары города Санта-Моника в Калифорнии ни с того ни с сего оказались переполнены компактными электросамокатами.

Сама идея новой не была: потребитель давно познакомился с сервисами аренды самокатов, особенно в крупных городах. Но компания Bird сделала прокат настолько дешевым, что этому невозможно было больше сопротивляться.

Затем другая байк-шеринговая компания Lime выгрузила собственные самокаты на улицы Сан-Франциско. Конкуренция подогрела стремительное развитие индустрии проката, что привлекло внимание инвесторов. Так, в 2018 году венчурные фирмы и крупные компании (Uber, Alphabet, Google Ventures и так далее) вкачали в шеринги самокатов более миллиарда долларов.

Принцип работы приложений типа Bird и Lime крайне прост:

  • Необходимо скачать приложение компании.
  • Отсканировать QR-код на самокате, чтобы разблокировать его.
  • В начале поездки списывается $1, далее 15 центов за каждую минуту.

Стартап Bird присоединился к числу единорогов быстрее, чем это сделали Uber, Airbnb и Facebook. В 2018 году (через год после основания) компания Bird оценивалась в $2 миллиарда.

Помимо Bird и Lime (тоже «единорога»), существует множество других компаний по прокату двухколесного транспорта: Spin, Jump, Skip и так далее. В России — Whoosh, Urent, Molnia и другие. Первым отечественным сервисом проката электросамокатов стал «Делимобиль».

В основном компании используют самокат Xiaomi M3-65. Срок окупаемости составляет около 10 месяцев (помним о сезонности), что теоретически делает этот бизнес довольно прибыльным. Но существует и другая точка зрения: шеринг электросамокатов — это огромный раздутый пузырь, единственная задача которого — освоить деньги инвесторов. Большое исследование на эту тему можно прочитать тут, ну а мы будем подводить итоги.

Запрещали-запрещали, да так и не запретили

Питер Минтон ехал на электросамокате по бульвару Рокавей-бич, когда его остановил полицейский, выписал штраф и дал повестку в суд. Причина? 16-летний подросток управлял транспортным средством, не имея водительского удостоверения. Как думаете, когда это произошло? В июле 1939 года.

Появление сервисов по шерингу электросамокатов привело к законодательной сумятице как в XXI веке, так и 80 лет назад — правда, с той разницей, что в начале XX века еще не существовало правил дорожного движения.

И тогда, и сейчас новое транспортное средство повлекло ряд вопросов:

  • Как регулировать эту новую индустрию?
  • Каким правилам дорожного движения подчиняются самокаты?
  • Чтобы арендовать самокат, нужны ли водительские права?

Иногда компании разворачивали деятельность в очередном городе до того, как получали соответствующие разрешения от администрации. Расчет был такой: когда власти заметят электросамокаты на улицах, все уже привыкнут к этому виду транспорта. Эта схема срабатывала не всегда.

Электросамокаты плотно вошли в обиход горожан развитых стран

И все равно электросамокаты не пришлись многим горожанам по душе. В 2019 году сопротивление достигла пика и перешло грань вандализма. Чего только самокаты не пережили: их поджигали, ломали, воровали. Один мужчина даже утопил 60 единиц двухколесного транспорта в озере. Поддаваясь давлению, города и страны постепенно вводили законы, которые регулировали передвижение на арендуемых самокатах или вовсе его запрещали.

Утверждается, что, хотя смертельные риски у велосипедов и самокатов одинаковы, водители самокатов получают травмы на 6% чаще. Несмотря на это, в 2018 году шеринг-поездки на электросамокатах составили 45,8% от всех микромобильных поездок. Есть все причины полагать, что эта доля лишь вырастет в 20–21 годах: этот вид транспорта позволяет добираться до работы с сохранением социальной дистанции, столь актуальной при пандемии.

Кстати, а вы пользовались этим видом транспорта?
Пользуюсь в повседневном обиходе (на работу либо для работы, или просто фанат)
Использую для развлечения (покататься на выходных, во время туристических поездок)
Катался пару раз, особого энтузиазма не испытываю
Ни разу не ездил, но хочу попробовать
Ни разу не ездил и не планирую
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Понравилась статья? Заходите на наш сайт www.e-cars.tech и подписывайтесь на Telegram-канал. Вас ждут новости из мира электротранспорта и обзоры отдельных моделей, истории и интервью с владельцами.

(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
161 комментарий
Написать комментарий...
Andrey Novikov

Электросамокаты интересны в местах отдыха и для рабочих склада/павильонов. В обычной жизни есть риски для пешеходов и для самих самокатов при выезде на автодорогу, особенно когда темно.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Почти тоже самое можно сказать про велосипеды. Но вроде ездят как-то.

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Stanislav Proyaev

Сейчас на них есть неплохие фонари, их видно издалека. Опасности для пешеходов не очень много, также как и с велосипедом.
Электросамокат отличная штука. Очень удобно доехать до точки в пределе 5-10 км.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Komorebi

Для пешеходов есть риски быть сбитыми автомобилем насмерть прямо на тротуаре, и это происходит достаточно регулярно. При этом сложно представить самокат, способный убить на скорости 25 км/ч. Так, может, проблема все-таки в автомобилях, и частному авто не место в городе?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иннокентий Фефилов

2-й сезон откатал. Лучший из вариантов передвижения по городу для меня.

Ответить
Развернуть ветку
Сверанин Владислав

Точно такой же вид транспорта как и велосипед, не уверен что здесь можно сравнивать мобильность самоката относительно его использования в рабочей среде и бытовой. Это как электропогрузчик сравнивать с автомобилем тесла.

Ответить
Развернуть ветку
Знаменитый браслет

«Берегись девушки с автопедом!» -актуально и в 2020-м.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Самокаты начала прошлого века - очень стимпанково!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Статья крутая, спасибо автору! Удивило, что дизайн девайса, по большому счету, вообще особо не изменился за столько времени. В контексте самоката как средства передвижения по городу продолжаю люто ратовать за то, чтобы у средства передвижения, на котором ездят по тротуарам и пешеходным зонам, максимальная скорость была ограничена скоростью бегущего трусцой пешехода. В противном случае шлем+защита+права категории М и на дорогу.  

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin
продолжаю люто ратовать за то, чтобы у средства передвижения, на котором ездят по тротуарам и пешеходным зонам, максимальная скорость была ограничена скоростью бегущего трусцой пешехода. В противном случае шлем+защита+права категории М и на дорогу.

Люто-бешено плюсую. Доступная даже школьнику цена (ну и банальная возможность украсть), полное отсутствие порога вхождения и 40+км/ч с отсутствием запрета движения по тротуарам - убойное сочетание.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Дмитрий Зайцев

2 года езжу на электро-самокате на работу (2-3 км в одну сторону) и по разным делам (забрать посылку, заказ и т.п.), не вижу смысла в велосипеде - потеешь и менее компактно, а машина - слишком маленькое расстояние,, чтобы еще платить за парковку и за обслуживание, а пешком - тратишь в 2 раза больше времени

P.S. И кстати, в отличии от велосипеда, 2 самоката и 2 человека прекрасно помещаются в один обычный средне-статистический лифт. 

Ответить
Развернуть ветку
danil nik

а как с надежностью? у меня была мысль докупить к велу как раз из-за компактности, потому что проще в метро зайти, но чет отзывы почитал, и сложилось ощущение, что средний самокат на рынке (до 40к) - какая-то поделка, полная детских проблем

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Константин Кривошеев

Отличная вещь, хотя лично я болбьше велики предпочитаю, но была б моя воля я бы людям которые летом например отказываются от машин в пользу электросамокатов какое нибудь налоговое послабление сделал 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin
моя воля я бы людям которые летом например отказываются от машин в пользу электросамокатов

Ну фиг знает... Когда я иду пешком, уповаю на то, что альтернативно одаренных владельцев электротранспорта на законодательном уровне сгонят на дороги с тротуаров. Но вот когда я еду на автомобиле, поневоле задумаешься: собьешь вот ЭТО, а сидеть будешь как за человека.

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Александр Антипов

Интересный кейс с точки зрения истории. Автору спасибо за статью, но без рекламы сайта и телеграмм канала было бы лучше)

Ответить
Развернуть ветку
E-cars.tech
Автор

https://vc.ru/transport/148873-elektrogruzoviki-proshloe-nastoyashchee-i-budushchee возможно статья про историю электрогрузовиков вас тоже заинтересует :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
E-cars.tech
Автор

Спасибо. Для того, чтобы такие статьи появлялись в том числе и на vc, нужен и сайт и канал, уж извините )

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Значительный дебаркадер

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Axel Pervolianinen

Проблема лишь в том, что пока за это штрафуют ((

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Aleks B

прикольная статья, спс

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Электросамокат это для тех, кто ещё не дорос до моноколеса.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Гололобов

И всё-таки моноколесо - это немножечко сектантство)))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel K

Катаюсь на 6квт самокате весом в 50+ кило. Удобство зависит вплоть до того, в каком районе города ты живёшь и в каком доме. Если честно я свой самокат даже на первый этаж хрущевки в один пролет еле занёс бы. Спускать ещё сложнее. Подземный переход непреодолимое препятствие, пандус с перилами не подходит категорически.
Выше писал писатель один про перепрошивку 118 ультрона, ну это дезинформация конкретная. Какая там прошивка?? Трехскоростной курок везде на 97% самокатов, первая скорость обычно велосипедная 30-39 км/ч. ЭКО кнопка жёлтая и вовсе режет до европейских 25км/ч. 
Основная проблема самокатов сейчас - жлобы потребители. Смотря на нытье под обзором на самокат за 140 тыщ рублей китайцы продолжают ставить копеечные компоненты. По итогу в самокат надо ещё 60 вложить просто чтоб были тормоза не велосипедные, батарея с $10 БМС не взорвала твою квартиру, а амортизатор не лопнул на ямке. 
А ещё самокат не экономит деньги, по крайне мере в той степени, что может представляться, в дождь и в минус ты его не можешь использовать. В нашем климате это считай полгода почти.
Плюсы: Можно парковаться на тротуаре, газоне и вообще где угодно вполне легально. Не нужно потеть в экипе летом, как на мото. Не надо прав, отличная опция для тех, у кого лишение. 4 секунды до 60кмч дают бодрую динамику. Вы не интересны гаишникам, так как растворяетесь в дворах, наши даже ночью не пробуют догнать. Не выглядит нелепо, даже отдает киберпанком. Только если вы не 120кг здоровый лоб, придавивший прокатный сяоми, или ездите с сиденьем :) В отличии от велосипеда не болит и не потеет 5 точка.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чигаров

Я за этот сезон поменял 3 самоката от 350 Вт Сяоми до 2х1600 Вт Ultron T11. Каждый раз через какое-то время понимал, что хочется больше мощности. Но, добравшись до 3,2 кВт, осознал, что я на дороге нигде ни к месту. На тротуаре я дур-машина, которую ненавидят все пешеходы, а на дороге - всё наоборот - я никто. В итоге продал Ультрон и взял мотоцикл, чтобы быть полноценным участником движения. Да, у мото много минусов в плане мобильности и условий хранения, но удовольствия от вождения намного больше, как по мне. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Roman Kozachenko

А чем велосипедные тормоза не устраивают? Может у вас ротор не того размера? У меня 200 мм ротор и гидра шимановская 355 кажется, самая дешёвая, тормозит отлично. Поставьте дыхашный на 4 поршня, будет стопкран. Модуляции не хватит из-за маленького ротора. 

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Савинков

Autoped - не электросамокат, там ДВС. Даже на фото видно

Ответить
Развернуть ветку
E-cars.tech
Автор

Автопед выпускался в двух вариантах: как с ДВС, так и с электродвигателем

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Светлана Завацкая

Очень интересная статья, я не когда и не думала что электро самокаты настолько древние) 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

и почему-то никак не вписываются в наш мир, а инвалидам, у которых проблемы с ногами вообще были бы незамениными(

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
alex zets

5000км + наезда на электросамокате..  супер удобная штука, но дятлы летающие по тротуарам и дорогам без уважения к себе и окружающим, реально компрометируют этот вид транспорта.. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Интересная статья. Никогда не ездил на электросамокате, но Сейчас попробую прокататься.👍

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

вы все вретииии!!! электросамокаты лично изобрел илон маск, перед тем как изобрел электромобиль!! патаму шта он генииииий!

Ответить
Развернуть ветку
Рома Дмитриев

в опросе не хватает варианта "ездил пару раз, понравилось, хочу себе купить"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артем Соболевский

Не думаю, что больше , чем на 1-2 часа.

Ответить
Развернуть ветку
VLAD DE

Очень лёгкая промышленность

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Бальестерос

Часто пользуюсь в поездках с детьми - когда малыши измудохались ходить пешком, то самокаты очень выручают. Единственно, недавно в Вене сделали замечание - дети должны быть в шлемах обязательно...
В Москве, Спб и Сочи пользуюсь для развлечения на прогулках. Свой покупать не хочу, так как непонятно где эту бандуру хранить.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Menshikov

Эти сволочи создают аварийную обстановку, выезжают резко на проезжую часть где попало. Надо законодательно запертить их или четко выработать правила!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

Довольно интересно, надо затестить самокаты эти. Нооо, люди, ходите пешком, полезнее будет))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Гаврилов

написавший статью идиот , автопеды к электросамокатам не имеют не какого отношения.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 161 комментарий
null