Почему мы никогда не покатаемся на Hyperloop Статьи редакции

Известнейший американский предприниматель Элон Маск, звезда которого, в представлении некоторых, способна засиять ярче звезды Стива Джобса, известен своими инновационными проектами. Особенность Маска в том, что он не только присаживается на уши инвесторам и пользователям соцсетей, но и неустанно работает, воплощая свои идеи в жизнь. Так, у Элона есть предприятие по производству электромобилей Tesla, а другая его компания, SpaceX, собирает космические корабли для NASA.

В общем, этому человеку хочется верить, даже когда он предлагает создать транспортную систему, позволяющую перемещаться от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско за полчаса. Это 600 километров, можете проверить. Если вы когда-нибудь смотрели «Футураму», то представляете, о чём речь: гигантская труба в виде петли, внутри которой перемещаются капсулы с людьми со скоростью свыше 1000 км/ч. В один рейс можно отправить три десятка человек, с каждого из которых можно содрать около 20 баксов.

В документации, опубликованной Маском, есть масса технических подробностей: использование разреженного воздуха и специальных вентиляторов для уменьшения трения, электромагниты для ускорения, большое расстояние между опорами для сохранения окружающей среды и т. п. Эдакий гибрид аэрохоккея, рейлгана и самолёта. Всё это выглядит складно на первый взгляд, да ещё и относительно дёшево — 6 миллиардов долларов, в то время, как проект высокоскоростной железной дороги на том же промежутке еле укладывается в 100 миллиардов.

Hyperloop был восторженно принят прессой и общественностью, это правда. Все только и твердят о том, что Элон Маск — наш проводник в будущее. Но давайте разберёмся, насколько реальна и безопасна идея сверхбыстрого человеческого трубопровода.

Этим никто не будет заниматься

Сам Маск заявил, что после публикации весь проект переходит в режим опен-сорсного — любой инженерный коллектив сможет использовать его, как им вздумается. То есть кто-то может взять чертежи, улучшить их, найти инвестиции, получить одобрение Конгресса и построить такую трубу. На это потребуется около 7 лет, у кого хватит смелости пойти на такой риск? Элон долго ломался, но потом признался, что готов, в общем-то, соорудить прототип — на это уйдёт 2-3 года, но потом всё равно придётся передать кому-то технологию. Даже сейчас нет точных ТТХ — это всё лишь наброски и идеи, на доработку которых у стороннего человека уйдёт слишком много ресурсов.

Элон Маск не сможет тратить на это время — у него и своих дел хватает; даже если успеваешь за тремя зайцами (Tesla, SpaceX и SolarCity), не факт, что ухватишь и четвёртого. В любом случае, над Hyperloop работали инженеры из компаний Маска, и в альфа-версии использованы уже готовые технологии — двигатели автомобилей Tesla Model S и солнечные батареи SolarCity. Эту базу так же сложно передать кому-то третьему.

То есть предварительная подготовка, бюрократическая волокита и нехватка ресурсов (финансовых, технических и человеческих) может сильно увеличить время создания Hyperloop. Вплоть до бесконечности.

Это не безопасно

Ладно, следует признать, что абсолютно безопасного транспорта (и образа жизни) не существует. Но Маск предлагает перевозить пассажиров по трассе, установленной на тысяче колонн, расположенных в ста метрах друг от друга. Утверждается, что эти опоры способны самортизировать небольшие подземные толчки. Но по заверению самого бизнесмена, если сильное землетрясение затронет Калифорнию, то и Hyperloop будет стёрт с лица Земли. А сильные землетрясения в этом штате — не редкость. Это самая сейсмоопасная зона в США. Зачем гневить судьбу?

Также пассажирам гарантируется абсолютный комфорт — мол, в этих капсулах можно чувствовать себя, как в кресле самолёта. Но случись что, капсула остановится посреди туннеля, потеряв ускоряющий импульс — пассажиры не смогут экстренно покинуть салон, а капсулу в принципе будет трудно вновь сдвинуть с места. Поскольку новые партии пассажиров запускаются очень часто, труба быстро забьётся капсулами — а пробку внутри длинной односторонней трубы не так просто разрулить.

Это слишком дорого

Напомню, что стоимость проекта — одно из его ключевых преимуществ. Но многие люди, планирующие обустраивать какую-то транспортную структуру, часто недооценивают финансовые затраты. Да, трубы будет просто строить, ведь прокладывать их планируется вдоль межштатной трассы I-5, ландшафт там благоприятный. Но в смету не заложена покупка земли — если её всё же придётся приобретать или арендовывать, бюджет раздуется достаточно серьёзно. Маск также забыл о затратах, необходимых для снижения воздействий звука, вибрации и света, исходящих от конструкции.

Также Элон рассчитывает окупить свой новый транспорт, загружая в капсулу по 28 человек каждые полчаса, а иногда и каждую минуту — в часы пик. Если представить, что такое количество желающих действительно наберётся, то простые меры безопасности (все эти рамки и досмотры) не позволят пропускать их настолько быстро. Так что если рассчитывать, что пассажиропоток будет не таким интенсивным, то и денежную сторону необходимо пересмотреть в более пессимистичном ключе.

Это кармический провал

Человечество породило множество блестящих идей, которые так и не «взлетели» — либо загнили в ящике стола, либо не получили одобрения масс. К примеру, творения абсолютно актуального в этой статье Николы Теслы. Или дирижабли — они тоже должны были изменить представления о путешествиях, но обернулись полным крахом. Возможно, что ко всему, что носит имя Теслы или связано с инновационными транспортными системами, стоит относиться особенно бережно. А то вдруг сорвётся.

Чуваки из Forbes высказали ещё одну интересную точку зрения: мол, ценность больших скоростей падает, гораздо круче с умом тратить время в дороге. Внутри капсулы можно только сидеть и слушать музыку, или книгу читать на айпаде. А, допустим, в беспилотных автомобилях Google любой занятой человек можно спокойно работать с компьютером, одновременно перемещаясь в необходимую точку. По мнению этих экспертов, через десяток лет возможность купить такую тачку будет у каждого — в таком случае, все эти поезда и гиперпетли сильно переоценены. Это странная мысль — я же могу быстро добраться куда мне нужно, и работать уже там. Но эта мысль тоже имеет право на существование, значит, мы забьём в крышку гроба Hyperloop ещё один гипотетический гвоздь.

В любом случае, мы с вами не инженеры, не финансисты и даже не чиновники — оценивать и воплощать проект не нам. Впустую ругать Hyperloop сейчас — всё равно, что ругать технический прототип айфона (размером с мою прикроватную тумбочку) за то, что он в карман не помещается.