Почему автомобилям Fiat 125 иногда отказывали в заправке на некоторых АЗС Канады в эпоху холодной войны

Fiat 125  (Michelecarlucci (CC BY-SA 4.0))
Fiat 125  (Michelecarlucci (CC BY-SA 4.0))

В истории автомобилестроения случалось немало парадоксов, но один из самых курьёзных произошёл в Канаде в начале 1980-х годов. Тогдашнее геополитическое противостояние двух сверхдержав — СССР и США — неожиданно ударило по владельцам автомобилей Fiat 125. В некоторых канадских городах этим машинам отказывали в заправке. В чём же провинились эти представители итальянского автопрома перед канадскими автозаправками?

Когда топливо стало оружием

Поводом для необычного бойкота стал ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 года. Реакция западного мира была жёсткой: экономические санкции, бойкот Олимпиады 1980 года в Москве и множество менее масштабных, но символичных жестов протеста. Одним из самых колоритных стал отказ некоторых АЗС в Канаде заправлять советские автомобили марки Lada (экспортное название ВАЗов).

Причина была простой: владельцы заправок хотели выразить своё негодование действиями СССР и считали, что советские машины не заслуживают «топливного обслуживания» на свободной земле Канады. Наиболее известным символом этого протеста стала фотография с табличкой: “We will not gas Ladas until... Soviets withdraw.” — «Мы не будем заправлять Лады, пока... Советы не уйдут».

ВАЗ-21061-37  (Bull-Doser (Public domain))
ВАЗ-21061-37 (Bull-Doser (Public domain))

Итальянская жертва холодной войны

Под раздачу попали не только «Жигули», но и вполне капиталистические Fiat 125. Причина — внешнее сходство. Ведь первый советский ВАЗ-2101 был лицензионной копией Fiat 124, адаптированной для суровых реалий СССР. ВАЗы и «Фиаты» были настолько похожи, что отличить их можно было только при очень внимательном рассмотрении.

Результат? Канадские владельцы Fiat 125 становились жертвами путаницы. Их автомобили принимали за советские и отказывались заправлять. Получалась абсурдная ситуация: капиталистические Fiat страдали за «советское лицо».

От любви до бойкота

А ведь всего за пару лет до этого ситуация была прямо противоположной. Советские Lada, особенно экспортная модель ВАЗ-21061-37, прозванная в народе «канадкой», пользовались в Канаде хорошим спросом. Их ценили за простоту, надёжность, ремонтопригодность и очень доступную цену. Первые поставки начались в 1978 году, и вскоре «Жигули» стали привычным элементом пейзажа Торонто и Монреаля.

Однако после афганского кризиса рынок обрушился. Продажи Lada резко пошли на спад, и дилеры попытались спасти положение маркетинговыми ухищрениями. Одной из попыток стал ребрендинг: Lada начали продавать под более нейтральным названием Dennis Signet, намекая на некое британское происхождение. Но канадцы уже знали, откуда "растут колёса", и не спешили раскупать «замаскированных» советских гостей.

Fiat 125 SPECIAL (Michelecarlucci (CC BY-SA 4.0))
Fiat 125 SPECIAL (Michelecarlucci (CC BY-SA 4.0))

Попытки сбыта в США тоже провалились — власти Соединённых Штатов закрыли двери для поставок, сославшись на избыток собственных автомобилей и введённые антисоветские санкции.

Еще больше интересных и познавательных статей о технике и технологиях в нашем Telegram канале "ТехноМикс"!

Fiat, но не тот

Таким образом, Fiat 125 оказался в эпицентре автомобильного недоразумения. Его «вина» заключалась лишь в том, что он был слишком похож на «Жигули», а канадские владельцы АЗС не утруждали себя выяснением национальности машины.

Ирония судьбы: если бы не схожесть с советским «родственником», Fiat 125 продолжал бы спокойно ездить по канадским дорогам. Но в эпоху, когда политические страсти кипели, даже внешний вид автомобиля мог стать поводом для бойкота. Хотя справедливости ради стоит напомнить: именно Fiat стал «прародителем» Жигулей, а не наоборот.

Начать дискуссию