Бронированный РАФик или как на советских дорогах появился первый отечественный инкассаторский автомобиль и что из этого вышло

В конце 80-х годов прошлого столетия на улицах Москвы стали появляться необычные автомобили. Зловеще-инопланетная внешность, цветомузыка на крыше и характерная раскраска грязно-песочного цвета притягивали удивленные взгляды советских граждан и были решительно не похожи на все то, что разъезжало по дорогам в те годы. Поползли слухи о том кому принадлежит данная техника. Некоторые утверждали, что такие автомобили выезжают из кремлевского гаража, другие - что подобные броневики спроектированы специально для МВД. Лишь очень немногие смогли разглядеть в них черты хорошо знакомого советским людям РАФика, еще меньше – знали об истинном предназначении этих машин.

Бронированный РАФик или как на советских дорогах появился первый отечественный инкассаторский автомобиль и что из этого вышло

Все, кто смотрел комедию Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1971), наверное, обратили внимание как героиня Ольги Аросевой инкассирует денежную выручку на обычной «Волге» ГАЗ-21. В те времена инкассаторы пользовались обычными, серийно выпускаемыми автомобилями. Лишь в середине 80-х годов в Советском Союзе задумались о создании специализированного транспорта для службы инкассации.

Для создания первого с СССР инкассаторского броневика решили обратиться за помощью к западным специалистам. В качестве базового шасси было решено использовать микроавтобус RAF 2203, многие узлы и агрегаты которого были унифицированы с «Волгой». Считалось, что это упростит ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Был объявлен международный тендер, в котором участвовали итальянские, британские, немецкие и французские производители бронемашин. Организатором тендера был Госбанк СССР. Согласно техническому заданию на базе РАФика требовалось создать бронеавтомобиль, обеспечивающий баллистическую защиту второго класса (пистолетный патрон, охотничье оружие), оснащенный местами для трех членов экипажа, с полезной нагрузкой - 300 кг, при этом вес автомобиля не должен превышать 2,7 тонны.

RAF 2203
RAF 2203

Победителем тендера стала разработка французской фирмы “Labbe”. Помимо бронированного кузова и многослойных бронестекол автомобиль был оборудован бойницами для ведения огня из стрелкового оружия, системой автоматической блокировки дверей, усилителем руля, автономным отопителем салона и кондиционером (большая редкость по тем временам !). РАФик также получил передний мост от Mercedes-Benz и рулевое управление от Peugeot.

РАФ Labbe
РАФ Labbe

Инкассаторский броневик отличался футуристичным дизайном, непривычные рубленные очертания кузова, необычная расцветка и установленное спецоборудование резко выделяли его на фоне других автомобилей того времени.

Всего было выпущено 62 инкассаторских автомобиля РАФ Labbe.

Однако, попытка скрестить детище отечественного автопрома и западные технологии привела к неоднозначным результатам. С одной стороны, инкассаторы получили современный, созданный по западным стандартам бронеавтомобиль, одним своим видом внушавший окружающим всю серьезность поставленной перед ним задачи. Это было особенно важно, в связи с тем, что незадолго до описываемых событий произошло дерзкое вооруженное нападение на инкассаторов у магазина «Молодежный» в Крылатском. С другой стороны, эксплуатация броневика выявила ряд технических проблем: возникали сложности с функционированием тормозной системы, двигатель от «Волги» был недостаточно резвым для значительно потяжелевшей машины, по той же причине проседала подвеска, электрооборудование оказалось не готово к сильным перепадам температур. Необычный экстерьер привлекал излишнее внимание публики. Так, автор этих строк был свидетелем того как каждый приезд такого автомобиля за выручкой в универмаг в Орехово-Борисово сопровождался сбором всех местных пацанов, норовивших окатить его водой из «брызгалок».

В итоге к середине 90-х почти все эти машины перестали встречаться на наших дорогах, хотя отдельные экземпляры прослужили до середины нулевых. К этому времени их заменили другие инкассаторские броневики, построенные на базе других отечественных и импортных автомобилей. Но это уже совсем другая история.

В наше время такой автомобиль занял бы достойное место в экспозиции любого автомобильного музея.

1
1 комментарий