Навигатор ослеп. Как «глушилки» заставляют водителей платить и почему это плохо

То, что в России водители массово не могут нормально пользоваться навигаторами, уже давно не новость. Я, как и многие, привык к тому, что мой автомобиль на карте может внезапно оказаться в аэропорту соседнего города или посреди реки. Но в последнее время я все чаще натыкаюсь на обсуждение еще одной проблемы – из-за «глушилок» перестали работать GPS-информаторы.

Навигатор ослеп. Как «глушилки» заставляют водителей платить и почему это плохо

Речь идет о приложениях на смартфоне, которые по координатам предупреждали о приближении к камерам контроля скорости и других нарушений. Эта же функция, известная как Speedcam, встроена в радар-детекторы и комбо-регистраторы. И если раньше это была проблема Москвы и пары других крупных городов, то сейчас карта помех GPS расползлась на десятки регионов. Фактически мы лишились самого массового и удобного инструмента предупреждения о дорожном контроле.

Почему отсутствие предупреждений о камерах – плохо

Давайте вспомним, как все было еще пару лет назад. В черте города камеры, как правило, стационарные. Их координаты давно внесены в базы данных GPS-информаторов плюс информация постоянно обновляется. Поэтому для спокойной езды хватало обычного смартфона с Яндекс.Навигатором или любым другим приложением-антирадаром. Почти бесплатно и эффективно. Тратить деньги на отдельный радар-детектор для города не было никакого смысла (зато имело – для трассы). Теперь эта эпоха, похоже, закончилась.

Есть ли в этом что-то хорошее? Теоретически — да. Можно предположить, что водители, лишившись подсказок, станут более внимательными и будут реже нарушать. Но это в идеальном мире, где-то во вселенной розовых пони по соседству с Нарнией. На практике, боюсь, все будет иначе.

Навигатор ослеп. Как «глушилки» заставляют водителей платить и почему это плохо

Во-первых, адекватные водители и так стараются соблюдать ПДД. А вот лихачей и «торопыг» останавливает не знак ограничения скорости, а реальная угроза получить штраф. Когда эта угроза становится непредсказуемой (ведь предупреждения больше нет), их поведение не меняется — они продолжают рисковать.

Во-вторых, давайте посмотрим на логику самого государства. Закон не просто так обязывает устанавливать знак «Фотовидеофиксация» перед камерами. Его цель — не собрать побольше штрафов, а предупредить водителя, заставить его снизить скорость на опасном участке и тем самым снизить аварийность. Это особенно явно видно по изменениям, которые вступили в силу с 1 сентября 2024 года и ужесточали требования к местам расположения камер и радаров. Прямо прописывалось, что их присутствие должно быть обусловлено определенным минимальным уровнем аварийности на участке, а не просто «от балды».

Навигатор ослеп. Как «глушилки» заставляют водителей платить и почему это плохо

GPS-информаторы выполняли ту же самую предупредительную функцию. Теперь этот барьер снят.

Что мы получим в итоге? а) Очевидный рост количества штрафов. Люди будут «прилетать» на камеры по невнимательности, особенно в незнакомых районах. б) Потенциальный рост аварийности. Повторюсь, камеры ставят в очагах ДТП, и если водители перестанут заблаговременно замедляться перед ними или удерживать себя от других фиксируемых нарушений, эти места снова станут более опасными.

И ведь речь не только о скорости. Современные комплексы фиксируют целый букет нарушений от проезда на красный свет до непристегнутого ремня.

Что теперь делать в городе?

Честно говоря — почти ничего. Большинство городских камер не излучают радиосигналы, они работают по видеоанализу. Против них спасала только база координат GPS. Теперь остается полагаться только на свою внимательность и дорожные знаки.

Чуть ли не единственное решение – лайфхак, который придумал Яндекс. в сентябре прошлого года компания обновила «Карты» и «Навигатор». Вместо спутников приложения научили использовать данные точек Wi-Fi, проводя их опрос десятки раз в минуту.

Но не все так просто, чтобы воспользоваться этой возможностью, нужно внести изменения в настройки смартфона. По умолчанию ОС как правило ограничивает частоту сканирования Wi-Fi, и это ограничение необходимо снять вручную. Яндекс даже сделал отдельный сайт с инструкциями, весьма подробными и наглядными инструкциями.

Навигатор ослеп. Как «глушилки» заставляют водителей платить и почему это плохо

Увы, функция доступна только на устройствах с ОС Android 10 и новее. При этом на смартфонах Huawei и Honor данный способ навигации не работает. Все iPhone тоже идут мимо.

А на трассе?

А вот на трассе ситуация совсем иная. Там по-прежнему царство мобильных радаров, которые измеряют скорость с помощью радиосигнала. И вот их-то как раз и могут обнаружить классические радар-детекторы и комбо-регистраторы. Радарная часть работает автономно, ей не нужен GPS.

Навигатор ослеп. Как «глушилки» заставляют водителей платить и почему это плохо

Кстати, в том же «Навигаторе» довольно точно предполагались места присутствия мобильных радаров, но теперь это в прошлом. Именно поэтому спрос на радар-детекторы и «комбики» сейчас снова растет, это очень хорошо видно по тому же сообществу автомобилистов Drive2.

Как выбрать правильный радар-детектор?

Соответственно подходим к вопросу – если покупать детектор радаров, то – какой? На vc.ru есть немало рейтингов подобных устройств. И давайте будем честными, в 99% случаев там примерно ноль понимания автора, о чем он вообще пишет. Ну, потому что пишет-то не автор, а нейронка. И как у автора, так и у этой самой нейронки примерно ноль опыта и понимания в теме обнаружения радаров.

Поэтому позволю себе поделиться парой советов на основании своего опыта. Я в целом больше по регистраторам, но попадались мне на тест и комбо-аппараты, а с ними довелось ради интереса покататься и с отдельными радар-детекторами. Так вот, важно понимать, что парк радаров в России постоянно обновляется, появляются новые маломощные и сложные для детектирования модели. Мощно обновляются уже существующие. Поэтому для уверенного приема сигнала нужен современный прибор с так называемым LNA-усилителем (усилителем слабого сигнала). В идеале – с так называемым двойным LNA-усилителем.

Участники моего личного недавнего мини-теста, слева направо – Inspector, Neoline и iBox.
Участники моего личного недавнего мини-теста, слева направо – Inspector, Neoline и iBox.

Конечно, это уже не бесплатное приложение. Цены на качественные радар-детекторы с LNA-усилителем сегодня начинаются примерно от 13 000 и доходят до 20 000 рублей. Комбинированные аппараты (видеорегистратор + радар-детектор) обойдутся дороже — от 16 000 до 35 000 рублей и выше.

Компаний, которые выпускают такие аппараты и при этом держат руку на пульсе в плане тестов, обновления прошивок, в России крайне мало, буквально полдесятка. Так как я уже добрый десяток лет «в теме», рекомендую присматриваться прежде всего к продукции Neoline и SilverStone F1, эти две конторы конкурируют с переменным успехом. То у одной что-то получится чуть лучше, то у другой. Потому что ситуация с радарами динамичная, а корректировки обнаружения одной модели могут запросто негативно повлиять скажем на защиту от ложных срабатываний на определенные сигналы. Вот мы и наблюдаем гонку прошивок нон-стоп.

Neoline хорош в комбо-устройствах типа Deepscan, тут уже не первый год ставят те же платформы с двойным LNA как у радар-детекторов конторы. SilverStone F1 почему-то комбо давно не обновлял, поэтому у бренда лучше смотреть радар-детекторы, конкретно – F1 Doppler PRO Wi-Fi. С ним у Neoline конкурирует X-COP 6200s EXD2.5 Wi-Fi – без цветного экрана, зато на пару-тройку тысяч дешевле.

Есть устаревший стереотип о том, что комбо-регистраторы детектируют хуже отдельного радар-детектора. Опять же, по личным тестам могу сказать, что это несостоятельный миф. Нынешние флагманские гибриды ничуть не отстают от топовых радар-детекторов.
Есть устаревший стереотип о том, что комбо-регистраторы детектируют хуже отдельного радар-детектора. Опять же, по личным тестам могу сказать, что это несостоятельный миф. Нынешние флагманские гибриды ничуть не отстают от топовых радар-детекторов.

Вместо вывода

В общем, если ваш смартфон поддерживает новые фишки геолокации Яндекс, поздравляю, немного манипуляций – и в городе вы будете с предупреждениями о камерах. Однако на трассе точек Wi-Fi не наберешься, поэтому тем, кто много катается между городами, я бы все же рекомендовал подумать над комбо-устройством или отдельным радар-детектором.

1
Начать дискуссию