Логистика аэропортов: где в России принимают специальные грузы
Аэропорты — это настоящие ворота в мир. Они не просто принимают и отправляют пассажиров, но и играют ключевую роль в логистике грузов, включая грузы особых категорий. Для успешной обработки (принятия и отправки, а также размещения на складах) опасных, скоропортящихся и даже ценных предметов нужен не просто штат работников, а иногда целая армия специалистов: врачи, химики, охранники, ветеринары, инспекторы и даже сотрудники МЧС. В данной статье расскажу о российских аэропортах, которые могут принимать особенные грузы, и что именно даёт им на это право.
Что такое специальный груз
Это товары, которые нельзя перевозить обычными способами из-за их физических, химических и других особенностей. Такие грузы требуют особого подхода на каждом этапе доставки, и встретить их на ленточном транспортёре в аэропорту в зале выдачи багажа невозможно. Среди них:
- температурные препараты (вакцины, биопробы);
- опасные химикаты и реагенты;
- животные и растения;
- радиоактивные вещества;
- ценные посылки (золото, драгоценности, наличные деньги, секретные документы);
- хрупкие отправления (техника, произведения искусства).
Примеры особых грузов
Один из самых запоминающихся случаев — доставка вакцин во время пандемии COVID-19. Такие инъекции необходимо было хранить в замороженном виде при температуре -18°C и на протяжении всего пути строго соблюдать эти условия. Аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге успешно принял и обработал этот температурно-чувствительный груз.
А как насчёт драгоценностей? В Шереметьево, например, для перевозки золотых слитков и алмазов используют бронированные контейнеры, которые сопровождает вооружённая охрана.
Кто диктует условия работы с грузами особых категорий
Для логистики особых отправлений доверия недостаточно — нужны строгие стандарты и законы: международные, российские, отраслевые. Процесс регулируют IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), ICAO (Международная организация гражданской авиации), десятки российских Федеральных авиационных правил, ГОСТ, СанПиН, а также регламенты таможни.
Основные правила международного уровня
IATA DGR (Dangerous Goods Regulations) — определяет, как летят опасные грузы (от аккумуляторов до радиационных изотопов), обязателен к соблюдению для всех аэропортов и авиакомпаний, работающих с опасными веществами;
IATA TCR (Temperature Control Regulations) и ATA PCR (Perishable Cargo Regulations) — определяют температурный режим (температурный контроль для вакцин и скоропортящихся продуктов);
ATA LAR (Live Animals Regulations) — отвечает за зверей и растения.
Российские законы, регулирующие провоз и обработку специальных грузов
За температуру на складе, порядок в документах, подготовку персонала и лицензию на перевозку токсичных реагентов отвечают ФАП, ГОСТ и профильные ведомства (Роспотребнадзор, Минздрав, ФТС).
Таможенное и санитарное регулирование
Аэропорты должны строго соблюдать все регламенты. У них обязательно должны быть лицензии на ввоз/вывоз медикаментов, опасных материалов и другие разрешительные документы.
Какие аэропорты в России могут обрабатывать необычные грузы
Из почти 230 гражданских аэропортов России строгие правила для обработки и хранения особых грузов могут соблюдать не более 20. Это те самые 7–9% крупных и специализированных карго-узлов с развитой инфраструктурой, которые проходят десятки классов проверок и ежегодно сертифицируются по международным стандартам.
Почему так мало?
Возможность принимать сложные грузы — это не только привилегия. Для аэропорта — это строгая ответственность, огромнные инвестиции и особый статус. Именно такие аэропорты получают международные IATA-коды — не для красоты, а чтобы вести дела на мировом уровне логистики.
Кто на высоте?
Москва:
- Шереметьево (SVO) — крупнейший хаб РФ, имеет сертификат IATA;
- Домодедово (DME) — обработка опасных и скоропортящихся грузов;
- Внуково (VKO) — имеет склады с температурным контролем.
Санкт-Петербург: Пулково (LED) — карго-хаб северо-запада России.
Екатеринбург: Кольцово (SVX) — обработка фарма-грузов.
Новосибирск, Казань, Владивосток, Хабаровск, Красноярск и ещё около десятка топовых аэропортов страны оснащены под конкретные типы грузов.
Температурные загадки: как аэропорты выживают в мире –70 °C.
Создать условия для временного хранения вакцин, переслать партию свежей икры или биообразцов на другой континент — задачи не для любителей. Поэтому аэропорты, готовые к таким отправлениям, оборудованы:
- холодильными и морозильными складами с разными режимами — для «прохладных» (+2, +8 °C) и «ультрахолодовых» (< –70 °C);
- изотермическими тележками и активными контейнерами (могут поддерживать температуру сами);
- онлайн-трекингом температуры — термологгерами, SCADA-системами (система диспетчерского контроля и сбора данных);
- мгновенным резервным питанием и аварийными генераторами;
- специалистами-фармацевтами, которые проходят обучение не реже одного раза в два года по специальным международным программам.
Погрузка температурно-чувствительных грузов напоминает военную операцию: всё отслеживается в реальном времени, у каждого ящика свой «паспорт температуры», и забрать груз можно, только пройдя через четыре уровня допуска и охраны.
Опасно, но можно: какие грузы требуют крайне аккуратного обращения
Что делать, если ваш груз — ящик с радиоактивными изотопами или бочонок с токсичными реагентами? А если это даже не 200 кг, а 2 кг — но уровень защиты, как у банковского сейфа? Здесь от водителя автомобиля до работника склада — у всех, кто работает с опасными грузами — должно быть необходимое разрешение. Этот допуск говорит о том, что персонал максимально подготовлен ко встрече и работе с «опасниками». Особенные требования предъявляют и к аэропортам, они должны иметь:
- изолированные склады и защитные контейнеры, в том числе согласно классификации веществ (нельзя складировать некоторую «химию» рядом друг с другом);
- системы пожаротушения и фильтрации воздуха.
Кто имеет доступ к хрупкому и ценныму грузу
Когда груз дорог не только по цене, но и по уникальности (например, работы искусства, антикварная техника, банковские ценности), к его обработке допускаются только лучшие. Каждый сотрудник обязан:
- закончить специализированные курсы IATA;
- владеть навыками безопасной упаковки и переноски, избегать перегруза, ударов и даже слишком резких шагов (!) рядом с особо чувствительными ящиками;
- иметь допуск службы безопасности;
- уметь оформлять документы специальной формы — VAL Declaration, Chain of Custody.
В современных аэропортах практически всегда есть:
- отдельное хранилище для опасных грузов (с вентиляцией, охраной и ограждением;
- морозильные и холодильные зоны;
- сейфовая комната для ценностей;
- зона для животных с обогревом и вентиляцией,
- зона карантина и санитарной инспекции;
- временное буферное пространство (для быстрой перегрузки или досмотра).
Как отправляют особенные грузы
Всё начинается с уведомления: о сложном грузе отправитель и получатель должны заранее уведомить аэропорты. Согласовать все процедуры и предоставить необходимые документы:
- на опасные — декларации;
- на животных — ветеринарное разрешение;
- на лекарства — температурную карту:
- на ценный груз — страховку.
В зависимости от типа груза на его упаковку наносят специальную маркировку, пломбы, термологгеры или датчики удара. А погрузку осуществляют под охраной или с соблюдением температурных, санитарных и других условий. У каждого груза — свои надзорные органы, свои риски, свои «подписи». Любая ошибка — огромные штрафы, ответственность, иногда даже уголовное дело.
Почему универсальных карго-гигантов почти нет?
Способность аэропорта принимать опасные грузы вовсе не означает автоматическую готовность обрабатывать ценные, и наоборот. Опасные отправления требуют химических сейфов с защитой от взрывов, ценные — бронекамер, мультилоков, персонала с максимальным уровнем допуска и физической охраны.
Поэтому карго-гигантов-универсалов в России — считанные единицы, а большинство аэропортов работают с узким профилем грузов.
Заключение
Аэропорты, обрабатывающие эксклюзивные грузы — это вершина всего логистического айсберга страны. Их роль в экономике и безопасности невозможно переоценить: от вакцины — до миллиона долларов под охраной или радиоактивной пробы для спасения жизни.
Каждый такой рейс и груз — отдельная история, где технологии сочетаются с безопасностью, а требования — с логистическим искусством. И за каждым таким грузом стоит целая армия – невидимая, но совершенно незаменимая.