Ил-86 — самолёт, открывший советским путешественникам новые горизонты
Если бы самолёты могли рассказывать свою историю, то Ил-86 явно бы начал так: «Встретились как-то лучшие авиаконструкторы СССР...». Ведь этот лайнер — детище лучших умов, создавших настоящую гордость советской авиации. Да, Ил-86 — это чистокровный советский широкофюзеляжник, «авиаптица» эпохи, когда путешествия на другие континенты перестали быть чудом для граждан Союза.
Как появился Ил-86: предпосылки создания широкофюзеляжного самолёта в СССР
Начну с мотивации. Почему в конце 1960-х наш авиапром загорелся идеей создать большой лайнер? Всё просто: в мире уже вовсю грохотали Боинг-747 и Douglas DC-10, а советские аэрофлотовские Ту-154 на дальних маршрутах выглядели скромно. Требовался именно широкий самолёт, чтобы возить не только чиновников, но и моряков, туристов, студентов — всех. Появилась задача: сделать самолёт, который способен перевозить более 300 человек на расстояния до пяти тысяч километров.
Генрих Новожилов — главный конструктор и «отец» Ил-86
Созданием большого, надёжного и экономичного авиалайнера для массовых перевозок занимался Генрих Васильевич Новожилов, главный конструктор ОКБ им. Ильюшина. Именно он придумал тот характерный «двухпалубный» подход (на Ил-86 нет полноценной второй палубы, но нижний отсек предназначался для загрузки багажа без участия грузчиков — пассажиры могли загружать чемоданы сами). Это было свежо и по-свойски, даже немного по-домашнему. Но трудился над созданием будущей легенды Г. В. Новожилов не один. Он собрал большую группу инженеров, среди которых были ведущие специалисты — например, А.М. Бекетов (главный конструктор авионики), В.И. Федоров (главный инженер), В.М. Бабичев (заместитель главного конструктора по испытаниям).
Как Ил-86 поменял подход к комфорту
Внутри Ил-86 был совершенно особенным: кабина пилотов — просторная, с огромными окнами, удобная для долгих рейсов, а салон — светлый, с широкими рядами. В пассажирской части — прочные кресла, довольно широкие проходы.
Технические характеристики Ил-86: размеры, скорость, вместимость
Давайте глянем на техническую сторону дела. Ил-86 — красавец длиной 62 метра с размахом крыла почти 48 метров. Для сравнения: в длину это примерно как пять городских автобусов, припаркованных друг за другом. Лайнер был оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями НК-86, каждый весом с легковой автомобиль — почти по 13 тонн тяги! Крейсерская скорость — около 870 км/ч, максимальная взлётная масса — целых 218 тонн.
Первый рейс Ил-86 и начало регулярных пассажирских перевозок
Первый Ил-86 взлетел 22 декабря 1976 года — в честь этого легендарного события изображение самолёта украсило почтовые марки Советского Союза. А в 1980 году был совершен первый полёт по маршруту Внуково-Ташкент, что положило начало регулярным рейсам. Этот лайнер стал символом времени, когда открывались новые горизонты, а мечты о дальних путешествиях начали сбываться для миллионов жителей СССР.
Когда Ил-86 впервые пересёк рубежи Союза, он сразу открыл дорогу в страны Ближнего Востока, Европу, даже Китай — советские туристы вздохнули свободнее.
Рекорды советского авиалайнера Ил-86
В сентябре 1981 года на Ил-86 экипаж лётчика-испытателя Г. Волохова установил 18 мировых рекордов скорости в полёте по замкнутому маршруту с нагрузкой от 35 до 80 тонн. Но были и другие рекорды:
- с коммерческим грузом 35, 40, 50, 60 и 65 тонн самолёт развил среднюю скорость 971 км/ч на замкнутом маршруте протяжённостью 2000 км;
- с коммерческим грузом от 35 до 80 тонн самолёт летел со скоростью около 956 км/ч.
С развитием нового поколения авиалайнеров Ил-86 постепенно уступил место более современным машинам.
Ил-86 сегодня
Хотя Ил-86 официально снят с эксплуатации, его можно встретить в музеях, на аэродромах, в авиационных учебных центрах. Самолёт оставил огромный след в истории — в нём воплотились навыки и мечты нескольких поколений советских авиаконструкторов.
Память и наследие
Ил-86 стал основой для дальнейших проектов ОКБ Ильюшина, подтолкнул развитие технологий и оборудования. На его базе был создан более современный Ил-96, а подходы к комфорту и безопасности до сих пор применяются в новых российских авиалайнерах.
Ил-86: доверие к крылу и желание летать лучше
Если вам доводилось летать на Ил-86, вы наверняка помните ощущение простора и уверенности. А если нет — советую посмотреть на этот самолёт, например, в Ульяновском музее гражданской авиации. Ил-86 открыл новую эру массовых авиаперевозок, стал надежной машиной для миллионов пассажиров и по праву входит в список самых знаковых машин истории авиации СССР.