Субсидии на развитие электрического транспорта — зачем?

В 2021 году правительство Китая снизило размер субсидий, выделяемых на покупку и развитие электромобилей. Это результат становления китайского производства транспорта на «новой энергии», уровень которого сегодня таков, что финансовой помощи компаниям от государства нужно все меньше.

В результате базовая субсидия снижена на 20 % для личного (электрокары и гибриды) и на 10 % для коммерческого транспорта (городские и магистральные автобусы, такси, машины скорой помощи, грузовой транспорт). Генеральная линия партии ясна: рынок страны признан «выведенным на орбиту» и субсидирование, как двигатель первой ступени, сокращено. Однако, местным властям разрешено субсидировать точечные закупки и обновление инфраструктуры из своего бюджета, если это будет вписано в программы регионального развития. Электромобили показывают устойчивый рост продаж, даже в период мировой пандемии, а это в свою очередь ведет к удешевлению каждого автомобиля.

А вот Европа в 2020 году показала ошеломительные результаты. Объемы продаж в отдельных странах выросли в несколько раз в сравнении с показателями предыдущего года. И все это несмотря на коронакризис и общее падение продаж в области традиционного автомобилестроения. Достичь таких результатов удалось, в том числе, с помощью активного государственного субсидирования и вложений в развитие инфраструктуры. По итогу, ЕС даже удалось обойти своего главного конкурента – Китай. На ключевых европейских рынках зарегистрирована продажа 1,33 млн новых электромобилей и гибридов, в то время как в Китае - 1,25 млн. Похоже, что нам нужно привыкать к ежегодным отчетам, в которых будет сообщаться об очередном рекорде продаж электрических автомобилей.

Субсидии на развитие электрического транспорта — зачем?

Субсидии – ключ к качественному изменению отрасли

Мировая практика доказала: электромобили активно продаются там, где есть широкомасштабная государственная поддержка. Там, где конечному покупателю компенсируют часть затрат, предоставляют льготы по транспортному налогу, обеспечивают качественные зоны зарядки, бесплатные стоянки и разрешают езду по выделенным полосам.

Но государственная поддержка не может и не должна длиться вечно. При четкой маршрутной карте субсидий коммерческий электротранспорт встанет на ноги примерно за 15-18 лет. Первоначальная зависимость от субсидий не делает электрокары не конкурентоспособными, просто без государственной поддержки качественные изменения отрасли невозможны, это правила рынка. Не будем забывать, что лобби двигателей внутреннего сгорания слишком сильно проецирует свои интересы на многие экологические отрасли нашей жизни: от велосипедов до электрического транспорта. И это на фоне того, что тот же Евросоюз ужесточает экологические нормы. Возможно, благодаря этому продажи электромобилей росли на фоне катастрофически обвалившегося европейского авторынка. Хотя тут свою долю рынка взяли на себя гибриды. Но в сегменте личного автотранспорта это вполне понятная ситуация: сокращение субсидий поднимает цены на электромобили и покупательский спрос может упасть. В коммерческом же сегменте от субсидий зависит только старт. Далее рынок выходит на самоокупаемость при минимальной, уже не финансовой, поддержке властей. Китайский подход выглядит наиболее перспективным и проверенным, так как он подразумевает электрификацию в первую очередь крупных потребителей: автобусов, такси, грузовых перевозок, технического транспорта в портах, на ж/д вокзалах и в аэропортах. В этом плане подход Москвы и Санкт-Петербурга по замене дизельного автопарка электробусами выглядит разумным шагом. Тем более, что полный срок использования электрической коммерческой техники уже сейчас оказывается дешевле, чем у дизельных аналогов.

Государство должно не просто одобрять развитие электротранспорта, оставляя его на самотек. Власти обязаны спланировать и обеспечить контроль этого процесса. Причем транспортные компании заинтересованы в этом не менее, и готовы начать активное освоение рынка даже при минимальных подвижках. Стоить лишь показать заинтересованность и готовность к диалогу. Такие меры послужат стимулом для создания производств, которые в свою очередь принесут бонусы в виде: новых рабочих мест, инновационных разработок, развития конкурентной среды. Немаловажно и то, что, вложившись в перспективную отрасль сегодня, завтра в бюджете появится строка дохода от дополнительных налоговых поступлений.

Международный опыт применения субсидий

Австралийская государственная финансовая корпорация «Чистая энергия», созданная в 2012 году для развития сектора зеленой энергетики, в 2018 году объявила об инвестиции в размере €94 миллиона в инфраструктурный фонд IFM Australian Infrastructure Fund на развитие таких инициатив, как установка солнечных батарей, решения для хранения аккумуляторных батарей, а также развитие инфраструктуры для электромобилей.

Субсидии на развитие электрического транспорта — зачем?

Правительство Великобритании создает фонд для развития зарядной инфраструктуры для электрического транспорта. Объем фонда составит £400 миллионов, из них половина – средства частных инвесторов. Данный фонд будет стимулировать бизнес строить зарядные станции для электромобилей, что приведет к распространению автомобилей с низкими выбросами углекислого газа, улучшит качество воздуха и защитит окружающую среду. Кроме того, фонд поможет стране стать мировым лидером по количеству автомобилей с электрическими двигателями. Согласно государственной стратегии «Дорога к нулю», британские власти планируют к 2040 году полностью прекратить продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей и микроавтобусов.

Германия планирует вдвое увеличить субсидии покупателям электромобилей в течение пяти лет, начиная с 2021 года. Субсидии должны ускорить переход на экологически чистые транспортные средства. Правительство хочет, чтобы к 2030 году на дорогах было 10 миллионов электромобилей – это часть программы, призванной изменить восприятие немецкого автопрома как отстающего в процессе электрификации от США и Китая. О внимании, которое государство уделяет этой теме, говорит тот факт, что канцлер Ангела Меркель лично выступила с речью на заводе Volkswagen в Цвиккау, где началось серийное производство электромобиля ID.3 стоимостью около 30 000 евро.

В конце марта 2021 года правительство Байдена объявило о пакете на 2 триллиона долларов, «План создания рабочих мест в Америке», в котором предлагается инвестировать 174 миллиарда долларов в рынок электромобилей США. Инвестиции направлены на прямое продвижение рынка электрических автобусов, создание новых рабочих мест и усиление внутреннего рынка автомобилестроения.

А что в России?

Несмотря на активное внимание к электрическому наземному транспорту в крупных городах, в целом, тема электрокаров в нашей стране остается непопулярной. Последний раз электротранспорт обсуждался на исходе 2017 года, когда министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие в VIII Международном конгрессе «Дорожное движение в Российской Федерации». В своем выступлении Соколов обратил внимание на то, что в ближайшее время будут развиваться такие виды транспорта, как электромобиль и гибридный автомобиль, которым предполагается давать приоритет на дорогах страны, особенно в зонах, где особенно необходим чистый воздух (жилые зоны, места массового отдыха, заповедники). С тех пор – тишина. И это с учетом того, что частные отечественные компании уже сейчас показывают не только заинтересованность в данной теме, но и готовые решения: от комплектующих до готовых электромобилей.

Субсидии на развитие электрического транспорта — зачем?

И вот появилось распоряжение правительства от 5 ноября 2020 года. Минтрансу, Минпромторгу, Минприроды и рабочей группе «Автонет» Национальной технологической инициативы поручено подготовить федеральный закон, предусматривающий «создание системы мер по стимулированию использования экологически чистого транспорта». Не позднее июня 2021 года законопроект должен быть представлен правительству и спустя три месяца внесен в Госдуму. К экологическому относят электротранспорт, а также автомобили с двигателями внутреннего сгорания, использующие в качестве топлива газ и водород. Привилегии владельцам такого транспорта могут включать: снижение стоимости проезда по платным дорогам, бесплатное использование парковочного пространства, проезд по выделенным полосам для общественного транспорта и снижение транспортного налога. Также, в приложенном к распоряжению правительства плане говорится, что к маю 2022 года кабмином должны быть утверждены указания субъектам РФ «по разработке и утверждению комплексных документов стратегического планирования по распространению электрического транспорта и развитию инфраструктуры для него».

Ну что же, время покажет. Одно остается неизменным: правительству необходимо бросить силы на форсирование данного вопроса, чтобы не отстать от других государств и не упустить всю отрасль. Тем более, что рынок в нашей стране уже созрел.

1111
66 комментариев

Рынок электротранспорта созрел. Оч. смешно. 
Как вы представляете организацию заряда авто в условиях многоэтажного строительства? Учитывая что в ЕС и США много частного сектора и малоэтажного строительства, а в крупных российских городах это недоступная опция.
Получается вы предлагаете субсидировать отрасль,  которая рассчитана только на богатых?  У кого есть возможность иметь частный паркинг или много времени. 
Зачем субсидировать то, что будет невостребованно у 90% россиян?

5

Получается вы предлагаете субсидировать отрасль, которая рассчитана только на богатых?купить трехлетний лиф может любой, осиливший закредитоваться под обсосную киариа, не теслой единой...

2

Вполне решаемо, та же америка хоть и мало этажная местами, но и с районами небоскребов... 
И тем не менее развивает сеть заправок

1

у нас дорог нет, с этого начать надо хотя бы. но так как дорог(нормальных) НЕТ, то и электрокаров не будет. в ЕС уже около 10 лет эл заправки есть

я пару месяцев назад купил гибрид от вольво.
чтобы зарядиться на 40 км ходу машину нужно оставлять у колонки часа на 4. в 5 минутах ходьбы от дома, но все равно не удобно.
Планируем с соседями колонки у дома организовать, но это занимает время. Пока езжу на бензине 14,5л на сотню.
Вот такая экология :)

5

гибрид от вольво жрёт 14,5 бензина на сотню??  Это при том, что гибрид от Тойоты - 5-6 л/100 км :)
Спасибо, не знал

Оно такое себе гибрид. Как из бабушки балерина.