«Если Элон Маск построит подземные автотуннели, пробок станет еще больше»

Мнение издания Curbed о том, почему проект главы SpaceX не решит транспортную проблему.

Элон Маск
Элон Маск

28 апреля 2017 года глава SpaceX и Tesla Элон Маск дал интервью на конференции TED. Помимо рассказа о разработке электрических грузовиков и мечте отправить человека на Марс, он описал идею подземных автомобильных туннелей, которые помогут разгрузить городские дороги. Для этого он основал компанию Boring Company.

По задумке предпринимателя, на улицах появятся специальные электроплатформы, которые с помощью подъемника будут спускать автомобили под землю и везти их по заданному маршруту со скоростью 210 километров в час.

Ранее Маск уже выступал на TED. В 2013 году он собирался представить массовый электромобиль, более дешевый способ производства солнечной энергии и многоразовую космическую ракету для исследования космоса.

По мнению редактора Curbed Алиссы Уолкер, предпринимателю удалось воплотить задуманное. Однако нынешний проект Маска не поможет разгрузить дороги: «Казалось бы, подземные коммуникации — это самый быстрый способ перемещения по городу. Поэтому мы развиваем метро. В концепт-видео Маска мы видим современную перегруженную улицу, где только немногим счастливчикам удается спуститься под землю».

​Пусть даже все автомобили на видео — электрические, что отчасти решит проблему с экологией, факт остается фактом: единственная причина загруженности городских дорог — это сами машины.

Что Маск не показывает, так это пробки, которые обязательно возникнут в тех местах, где происходит объединение двух подземных магистралей в одну. И его проект ничем не отличается от классического шоссе.

Проект Маска раскритиковал бывший планировщик Ванкувера (города, где родилась конференция TED) Брент Тодериан. Он опубликовал в Twitter серию записей и предположил, что идея подземных автотуннелей далека от проблем, которые пытаются решить городские власти.

В том случае, если Маск реализует свой план, количество автомобилей только увеличится. И они станут использоваться все менее эффективно

По словам Тодериана, это происходит из-за Парадокса Джевонса, описанного в 1865 году. Уильям Джевон выяснил, что когда на смену паровому двигателю Ньюкомена пришел паровой двигатель Уатта, дававший экономию в себестоимости угля до 75%, потребление топлива не только не уменьшилось, но возросло.

Поэтому планировщик опасается, что из-за проекта Маска количество автомобилей на дорогах вырастет и пробки будут возникать не только в городах, но и под землей.

Это связано с распространенной тенденцией, когда расширение дороги приводит к увеличению потока автомобилей

Идея Маска — использовать подвижные платформы на электрической тяге для перемещения одного автомобиля. По мнению урбаниста, с точки зрения расхода энергии и ресурсов гораздо эффективнее развивать сеть подземного общественного транспорта. Например, делать метро более удобным для пассажиров.

Также он предположил, что проект Маска не будет реализован, и «опасность» таких идей заключается в том, что они отвлекают внимание от реальных решений проблемы транспортной перегрузки городов.

По мнению редактора Curbed, нежизнеспособность проекта Маска может проиллюстрировать пример шоссе, по которому предприниматель добирается из дома в Бел-Эйр до офиса SpaceX в Хоторне.

Для этого ему каждый день приходится проезжать через один из самых перегруженных транспортных коридоров США — перевал Сепульведа на 405 шоссе: «Я уверена, что это ужасная поездка, к тому же через шоссе не ходит общественный транспорт, который мог бы его разгрузить и помочь Маску добираться быстрее», — пишет Алисса Уолкер.

Одной из причин перегруженности 405 шоссе считается его расширение. В 2014 году власти Лос-Анджелеса потратили на это $1,1 млрд и добавили еще больше полос, вместо того чтобы сфокусироваться на поиске решений, которые позволили бы горожанам добираться из точки «А» в точку «Б» без помощи личного автомобиля.

По данным аналитической компании INRIX, после расширения шоссе люди стали тратить на дорогу на одну минуту больше. Поэтому теперь городские власти планируют исправить допущенную ошибку с помощью новых линий метро и легкорельсового транспорта.

Если в городах развивать сеть метро и трамваев, а также создавать инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов, то перемещение станет более удобным, и машины будут занимать меньше места.

Освободившееся ​место можно снова приспособить для нужд жителей. Но если планировать «города для машин», то их количество будет расти, и властям потребуется создавать для них дополнительные дороги — над и под землей.

— Алисса Уолкер

Это значит, что городским властям потребуется увеличивать количество парковочных мест. Сейчас они занимают 13% территории Лос-Анджелеса. По мнению Уолкер, это пространство можно было бы отвести под парки, офисные или жилые здания.

Чтобы создать сеть туннелей, Маск планирует улучшить ​технологию бурения тоннелей. Сейчас час работы тоннелепроходческого комплекса диаметром 7 метров оценивается в $7,8 тысяч (444 тысячи рублей). В среднем щит преодолевает 15-18 метров грунта за 20 часов непрерывной работы.

«Если бы Элон Маск придумал технологию прокладки тоннелей, которая была бы в два раза дешевле и эффективнее, то это радикально изменило бы способ строительства и финансирования инфраструктуры», — рассуждает Уолкер.

По словам Маска, сейчас его компания разрабатывает тоннелепроходческий комплекс, который будет одновременно рыть и укреплять своды шахты — это одна из главных инженерных задач, которую предстоит решить.

Маску следовало посвятить свое выступление на TED именно этой проблеме, а не рассказывать о том, как справиться с перегруженностью городов с помощью архаичных методов.​

Кстати, Элон, как там дела с автономными электроавтобусами, которые ты обещал представить в 2017 году? Они бы помогли нам решить проблемы с дорожным движением.

— Алисса Уолкер
1111
40 комментариев
Комментарий удалён модератором

Просто есть те, кто рассуждает почему не получиться, а есть те, кто думает как сделать так, чтобы получилось.

21
Ответить

Любому экономисту уже давно известен закон Даунса. Он гласит, что чем лучше и больше дорог, тем больше машин покупают граждане и тем чаще они предпочитают автомобиль другим средствам передвижения. Именно поэтому в Европе не туннели строят. А просто делают платный проезд в определенные районы.
А так, когда надо пиара сорвать для себя или своей партии, то да - можно покричать "Давайте туннели построим".

16
Ответить

А если быть немного инженером, а не экономистом, то можно выяснить, что главная причина пробок – отсутствие согласованности в действиях водителей на дороге. Один притормозивший по какой-либо причине водитель, может создать фантомную пробку, которая будет существовать еще какое-то время даже после исчезновения этой самой причины. Поэтому закон Даунса тут применять некорректно, т.к. проблема пробок тут решается не добавлением еще одной дороги, а фактический созданием нового вида транспорта.

6
Ответить

Не представляю как жить без машины в США. Иногда по парковки долго сильно идти до H.E.B., ехать приходится. Прикольно наверно ездить в H.E.B. на автобусе, и обратно возвращатся с тележкой привязаной к автобусу. Так и вижу техасцев разъезжающих на автобусах ) Пойду поубеждаю соседей пересеть на общественный транспорт, а то зажрались.

Ответить