Вторичка Китая: потеря стоимости 40-50%. Почему трейд-ин оценивает их за копейки?

За год китайский кроссовер может потерять до миллиона рублей стоимости
За год китайский кроссовер может потерять до миллиона рублей стоимости

Здарова, комрады! Бизон на связи.

Сегодня разберем тему, которая заставляет скрипеть зубами каждого владельца «китайца», решившего сдать машину в трейд-ин. Знаете это чувство, когда ты прикатил на дилерскую площадку, а тебе вместо ожидаемых двух миллионов предлагают полтора? Вот об этом и поговорим — почему китайские авто на вторичке падают в цене как камень в колодец.

Факты суровые: по данным аналитиков «Автору Оценка» за август 2025 года, средняя цена подержанных китайцев упала до 2,1 млн рублей — минус 5% за год. При этом европейцы, японцы и корейцы за тот же период просели всего на 1%. А по данным «Авто.ру», с января по ноябрь 2025 года китайские машины с пробегом подешевели на 200 тысяч рублей — с 2,11 млн до 1,89 млн.

Что узнаете из статьи:

  • Почему китайцы теряют 25-40% стоимости за первые три года
  • Реальные кейсы: сколько дают в трейд-ин за Chery Tiggo и Haval
  • Какие модели держат цену лучше остальных
  • Почему дилеры демпингуют новыми машинами, убивая вторичку
  • Как не попасть на деньги при покупке и продаже «китайца»

Анатомия падения: цифры, от которых хочется выпить

Погнали разбираться в механике этого «праздника жизни».

По данным агентства «Автостат» за III квартал 2025 года, трехлетние китайские авто сохраняют от 76% до 82% остаточной стоимости — это в лучшем случае. В худшем картина куда печальнее: модели вроде Chery Tiggo 8 Pro Max теряют до 44% за пять лет.

Но это статистика для «отличников». А вот реальность:

  • Chery Tiggo 7 Pro — куплен за 2,7 млн рублей, через год с пробегом 12 000 км дилер оценил в 1,7 млн
  • Chery Tiggo 8 Pro — за год-два владения потеря стоимости достигает 30-40%
  • EXEED TXL — покупка за 2,15 млн, в трейд-ин готовы взять за 1,8 млн (потеря 350 тыс. за относительно небольшой срок)

Для сравнения: корейский Kia Sorento за два года теряет около 25-27%. То есть при одинаковых условиях «китаец» обесценивается на 5-15% быстрее.

По данным исследования «Автостат» за ноябрь 2025 года, лидеры по сохранности остаточной стоимости среди китайцев выглядят так:

Вторичка Китая: потеря стоимости 40-50%. Почему трейд-ин оценивает их за копейки?

Обратите внимание: это модели с классическими агрегатами — атмосферные движки и традиционные коробки. Всё, что с турбонаддувом и роботом — сливается быстрее.

Почему дилер оценивает твою машину в копейки

Тут надо понять одну простую вещь: трейд-ин — это не благотворительность. Дилер закладывает в оценку:

  • Предпродажную подготовку (полировка, химчистка, мелкий ремонт)
  • Риск непродажи (машина может простоять месяцами)
  • Хранение на стоянке
  • Свою маржу (как правило, 7-20% от цены выкупа)

Итого: цена выкупа в трейд-ин обычно на 10-25% ниже рыночной. Это нормальная практика для любых марок.

Но с китайцами добавляется ещё один убийственный фактор — ликвидность. Если Toyota Camry улетит с площадки за неделю, то подержанный Changan может стоять месяцами. Дилер это понимает и закладывает риск в цену.

По данным экспертов, на вторичном рынке китайских машин стало вдвое больше, чем год назад, при том что спрос не растёт пропорционально. Классический дисбаланс: предложение превышает спрос — цены падают.

Формула трейд-ин: дилер закладывает все свои риски в цену выкупа — и китайцы получают максимальный дисконт  
Формула трейд-ин: дилер закладывает все свои риски в цену выкупа — и китайцы получают максимальный дисконт  

Пять причин обвала вторичного рынка китайцев

1. Агрессивный демпинг новых машин

Это главный убийца вторичного рынка. По данным «Коммерсанта» за август 2025 года, дилеры начали распродавать новые китайские авто со скидками от 150 тыс. до 1 млн рублей.

Представьте ситуацию: ты хочешь продать трёхлетний Changan UNI-S за 2 млн рублей. А в салоне новый UNI-S со всеми скидками предлагают за 2,25 млн. Зачем кому-то твоя машина с пробегом, если за небольшую доплату можно взять новую с гарантией?

Производители субсидируют ставки на новые авто, предлагают кредиты под 0,01%. На вторичке таких субсидий нет. Поэтому владельцам приходится сильно снижать цену.

2. Взрывной рост предложения

За первые три квартала 2025 года продажи подержанных китайских машин выросли на 31%. Но это не потому что их любят — просто их стало физически больше. По данным «Автостат Инфо», парк китайских авто в России достиг почти 1,84 млн машин.

Все эти кроссоверы, купленные на пике хайпа 2023-2024 годов, начали массово выходить на вторичку. Предложение растёт — цены падают.

3. Частая смена модельного ряда

Ёперный театр, это прям боль. Китайцы обновляют модели каждые 1-2 года. Купил ты Tiggo 7 Pro, а через год выходит Tiggo 7 Pro Max, а ещё через год — какой-нибудь Tiggo 7L. И твоя версия автоматически становится «устаревшей».

По данным экспертов, именно частота обновлений — главная причина падения стоимости: «китайские автомобили все чаще воспринимаются как быстро устаревающий гаджет, который проще сменить на новый, чем долго эксплуатировать».

4. Страхи по поводу надёжности и запчастей

Тут всё честно: покупатели на вторичке боятся. По данным исследования JD Power China за 2025 год, количество проблем на китайских авто выросло до 229 случаев на 100 машин — плюс 17 PP100 к прошлому году.

Владельцы жалуются на:

  • Электронику (датчики, мультимедиа, автоматическое открытие)
  • Быструю коррозию и слабое ЛКП
  • Проблемы с подвеской уже через год эксплуатации

Добавьте сюда дефицит запчастей: по данным опросов, каждый четвёртый владелец китайского авто ждёт детали дольше месяца. Сроки ожидания могут достигать 3-5 месяцев.

5. Массовый исход дилеров

В I квартале 2025 года в России закрылось 213 автосалонов китайских брендов — больше, чем за весь 2023 год. К концу года российский рынок могут покинуть до 10 китайских брендов.

Это критически важно для вторичного рынка: меньше дилеров — меньше сервисных центров — меньше доверия покупателей — ниже цены.

Пять всадников апокалипсиса вторичного рынка китайских авто — каждый бьёт по цене  
Пять всадников апокалипсиса вторичного рынка китайских авто — каждый бьёт по цене  

Кто держит цену лучше остальных

Ну ёлки, не всё же про депрессию. Давайте посмотрим, какие китайцы ещё как-то держатся.

По данным «Автостата» за ноябрь 2025 года, самым ликвидным китайцем стал Haval Jolion: за три года его цена снизилась на 23,3%, и в октябре 2025 года его можно продать в среднем за 1,67 млн рублей.

Далее идут:

  • Haval F7x — потеря 26,6%, средняя цена 1,94 млн
  • Haval F7 — потеря 26,7%, средняя цена 1,88 млн

Модели Geely тоже показывают неплохие результаты:

  • Geely Coolray — индекс остаточной стоимости 122,3% (да, это выше 100% из-за общего роста цен)
  • Geely Atlas — индекс 114,9%

Что объединяет эти модели:

  • Локализация — Haval и Geely собираются в России, что обеспечивает лучший доступ к запчастям
  • Простые агрегаты — классические атмосферные моторы и традиционные коробки вместо роботов
  • Широкая сервисная сеть — больше дилеров, больше доверия покупателей

Как не попасть на деньги: практический вердикт

Погнали к конкретике.

Твой выбор — новый китаец, если:

  • Планируешь ездить минимум 5-7 лет до полной выработки ресурса
  • Готов к тому, что при перепродаже потеряешь 40-50% стоимости
  • Берёшь модель с классическими агрегатами (атмосферник + гидромеханическая коробка)
  • Выбираешь бренд с развитой сервисной сетью (Haval, Chery, Geely)

Твой выбор — подержанный китаец, если:

  • Хочешь сэкономить здесь и сейчас (скидка от цены нового может достигать 500 тыс.)
  • Берёшь машину с пробегом до 50 тыс. км и прозрачной историей обслуживания
  • Готов к рискам с запчастями и сервисом

НЕ твой выбор — китаец любой, если:

  • Планируешь продать машину через 2-3 года с минимальной потерей
  • Важна остаточная стоимость как часть финансовой стратегии
  • Нет нормального сервиса в твоём городе
Стратегия владения китайцем: либо катаешь до упора, либо теряешь деньги при перепродаже
Стратегия владения китайцем: либо катаешь до упора, либо теряешь деньги при перепродаже

Что будет дальше: прогноз на 2026 год

Смотрим в будущее, но без розовых очков.

По данным экспертов, несколько факторов могут повлиять на рынок:

  • Возможное возвращение Toyota, Hyundai, Kia — если подтвердится, это усилит конкуренцию и заставит китайцев ещё больше демпинговать
  • Высокая ключевая ставка ЦБ (21%) делает автокредиты дорогими — ставки достигают 30%
  • Дальнейшее закрытие дилерских центров — уже сейчас закрылось более 362 автосалонов китайских марок за первое полугодие 2025

Прогноз по ценам:

  • Новые китайские авто продолжат дешеветь из-за демпинга и падения спроса (продажи за 10 месяцев 2025 упали на 27,3%)
  • Вторичный рынок продолжит проседать вслед за первичным
  • Самые ликвидные модели (Haval Jolion, Geely Coolray) будут терять медленнее остальных

Финальная выжимка

  • Потеря стоимости китайских авто за первый год: 25-40%, за три года — до 50%
  • Главные причины: демпинг новых машин, частая смена модельного ряда, проблемы с запчастями
  • Лидеры по ликвидности: Haval Jolion, Geely Coolray, JAC S3
  • Стратегия владения: либо катаешь до упора (5+ лет), либо готовься к финансовым потерям при перепродаже
  • Трейд-ин всегда даст меньше рыночной цены на 10-25%, а для китайцев — ещё больше из-за рисков ликвидности

⁉ Вопрос к аудитории: Кто уже сдавал китайца в трейд-ин — какую скидку от ожидаемой цены вам навернули? Делитесь цифрами — соберём народную статистику.

2 комментария