Зачем я это увидел: отзыв эксперта о заработке водителей такси
В связи с медиа-шумихой вокруг забастовок водителей такси (мы не обсуждаем реальность этого явления, то есть проходят сами забастовки или нет) некий анонимный водитель-эксперт написал свой отзыв о заработке таксистов. Попробуем его препарировать и, возможно, опровергнуть.
Прочитайте этот текст. Жанр для региональной журналистики прекрасный, как и комментарии к произведению. Достойное чтиво.
Во-первых, оговорюсь, что каждый эксперт имеет право на свое мнение, и моя задача не растоптать личность, а показать возможные несостыковки и противоречия в аргументации.
Приглашаю к дискуссии и вас. Тема вечная и важная. Поэтому пишите свое мнение в комментариях, даже если оно неверное.
По этой же причине не буду обсуждать регалии эксперта, просто перечислю их.
Они, очевидно, даны для придания значимости тексту, но так как мы не имеем никакой возможности их проверить, лучше бы их не было вовсе.
Итак, наш Zorro-эксперт:
- работает в такси всего полтора года
- входит в 1% лучших водителей Екатеринбурга
- является экспертом-наставником Яндекс.Такси, то есть обучает молодых водителей
- написал профессиональный курс для водителей, его должны внедрить в приложение для водителей
- участвует в некоторых процессах работы Яндекс.Такси.
Внимание, начинаются противоречивые утверждения:
— Для моей семьи такси в последние полтора года — основной источник дохода, и я очень много анализирую ситуацию в этом сегменте.
Что ж, запомним эту фразу. Она ключевая для понимания всего материала.
Автор утверждает далее следующее: у него есть бизнес-образование, опыт работы на руководящих должностях... но теперь он работает водителем такси по 14–15 часов в день практически без выходных.
Это очень печально, что эксперт с таким образованием работает только в такси, и не нашел себе лучшего применения.
Блин, обещал не срываться на личности, но не удержался. Прошу простить.
Я тоже работаю в такси, не считаю это зазорной профессией, но у меня редко получалось работать больше пары дней в месяц, потому что был занят на основной работе.
Кроме всего прочего, это утверждение автора свидетельствует о том, что другой такой же выгодной работы для него не нашлось.
Получается, работа в такси не такой уже плохой вариант для некоторых категорий граждан. Запомним и это.
Впрочем, при этом автор тут же оговаривается, что у него есть еще и другая работа. Тут уже я начинаю терять витиеватую нить написанного.
Главное утверждение, с которым борется наш эксперт, состоит в том, что Яндекс говорит, что доходы водителей вовсе не упали, а выросли на 30%.
Естественно, Яндекс, заявляя о росте доходов, забывает упомянуть про расходы.
Давайте же их разберем подробно:
- В такси есть возможность покупать смену на сутки и не платить комиссию сервису. Цена смены выросла на 100 р. На самом деле, это вообще ни о чем не говорит. В некоторых регионах смену купить вовсе нельзя. Где можно, это личный выбор водителя, вполне понятно, что примерно четверть тарифа забирает себе сервис. Но без этого нет заказов. Не нравится? Работай с руки.
- Подорожала аренда машин. Это правда. Но и дорожает все вокруг.
- Подорожал бензин и стоимость мойки. Не так радикально, как кажется эксперту, но цены растут.
- Дальше идут рассуждения про сеть АЗС, которые входят в Яндекс.Заправки, мы их опускаем, посколько они не имеют отношения к теме статьи.
- В расчетах Яндекс не учитывает бесплатную подачу машины до клиента. Замечательно, но Яндексу было всегда наплевать на этот показатель, поэтому он никак не сказывается на изменении уровня дохода водителя. Кстати, сейчас наплевать чуть меньше, потому что, бывает, подачу машины оплачивают.
- Дальше идет неправда про омывающую жидкость. 20 л зимы стоит примерно 800 р., иногда меньше. Вообще автор склонен к завышению. С какой целью он это делает, большой вопрос.
- Дорожные штрафы с камер. Ой, это прям зашквар. Правила нарушать нельзя. Да, в такси иногда не получается их не нарушать. Но это фиксированная составляющая расходов в такси, она не меняется со временем. Может только сокращаться с опытом.
Вот, собственно, и все. Это все расходы и все аргументы.
Дальше автор интересуется, что если тарифы не индексируют каждый месяц, откуда же взяться росту доходов?
Такое впечатление, что эксперт не работает в такси и не слышал про повышающие коэффициенты.
А именно верно следующее: доход определяется не тарифом, а ценой поездки, оная может расти из-за коэффициентов в периоды всплеска спроса на такси.
В конце автор приходит к противоречивым выводам:
- Можно мучиться 12 часов за 1000 р., а можно зарабатывать 3–5 тыс. р. в день.
- Год назад, эксперт убивался по 16 часов в день, чтобы заработать 150 тыс. р./ мес.
- Можно расти в системе, например, перейти на новый тариф, например на Комфорт, в результате будет больше времени на отдых, а доход не меньше.
В целом позволю себе не согласиться с автором, так как он не смог привести убедительных аргументов в пользу своей позиции.
Напомню, мы пытались доказать, что доходы водителей не выросли на 30%, как это утверждает Яндекс.
Единственный вывод, который можно сделать по прочтении: если работать много, в такси можно много заработать. Это мы знали и раньше.
Поэтому пишите в комментариях реальные аргументы в защиту позиции эксперта. Доходы водителей растут или падают со временем? Что с этим делать, и кто виноват?