{"id":13840,"url":"\/distributions\/13840\/click?bit=1&hash=23a854ff92848dd15a7903eacb414978cdb42e99def6f55df88c5ac9c66030a6","title":"\u0420\u0435\u0444\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0430 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u043e\u0432 \u043e\u0442 Joom","buttonText":"\u0423\u0447\u0430\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"fa465a98-71b1-5a0d-8f7a-4b0e1990409a","isPaidAndBannersEnabled":false}

Одинокий изобретатель против автогигантов: история Роберта Кернса, у которого Ford cкопировала «дворники» Статьи редакции

Создатель современных стеклоочистителей для машин десятки лет судился с присвоившими их себе компаниями и выиграл почти $29 млн. The Hustle рассказывает о его противостоянии — оно стоило ему здоровья и семьи.

Роберт Кернс и его изобретение

Как изобрели прерывистые стеклоочистители

Роберт Кернс родился в 1927 году и всё детство провёл в эпицентре автопромышленности США — Детройте. Ещё ребёнком он посетил завод River Rouge Complex компании Ford и пришёл в восторг от него, пишет The Hustle.

Вид на промышленный комплекс River Rouge

Кернс получил диплом магистра по машиностроению, а позже — степень доктора. Сперва его изобретения не были связаны с машинами: усилитель голоса, воздушный шар для метеорологических наблюдений, система навигации. Все они так и не обрели популярность. Позже в интервью The New Yorker он сказал: «Если вы изобретатель и хотите действительно достучаться до людей, вы создаёте автомобили».

В 1953 году, в день свадьбы, изобретатель неудачно открыл бутылку шампанского и ослеп на один глаз. Ограниченное зрение доставляло трудности — одна из них была связана с вождением в дождь. В то время щётки для стекла управлялись вакуумной системой, которая работала непрерывно и не допускала колебаний частоты взмахов. Их движение было постоянным, а каждый цикл работы завершался паузой — в ливень стекло заливало, а при моросящем дожде очищалось так же интенсивно.

В 1962 году, во время очередной поездки под дождём, Кернс понял, что очистители должны работать как человеческий глаз — так, чтобы водитель мог выбирать длительность пауз и скорость движения щёток.

Портрет изобретателя

В подвале своего дома он создал первый прототип стеклоочистителей прерывистого действия из деталей готовой техники — транзисторов, конденсаторов, резисторов переменного сопротивления. The Hustle отмечает, что такое изобретение сулило ему хорошие деньги: в то время на всевозможные улучшения и приспособления для машин приходился значительный процент прибыли автомобильной индустрии.

Кернс поместил аппарат в корпус с надписью «Не открывать» и установил его в свой Ford Galaxie.

Контракт с компанией Ford

В начале 1963 года изобретатель через знакомых договорился о встрече с представителями Ford — его засыпали вопросами об устройстве прямо на парковке. Инженеры компании заинтересовались стеклоочистителями, но предупредили, что для соответствия стандартам Ford они должны бесперебойно проработать три месяца.

Тогда Кернс купил аквариум, наполнил его маслом и опилками и установил внутри пару щёток — они проработали полгода. В 1967 году он запатентовал своё изобретение и вновь пришёл в Ford, чтобы провести серию презентаций для инженеров и руководителей. На этот раз ему предложили контракт.

Усовершенствованные щётки сочли предметом безопасности, поэтому Кернс должен был раскрыть принцип их действия до подписания документов. Чувствуя, что скоро добьётся цели, он показал, как именно устроено изобретение, и попал в команду.

Спустя пять месяцев его уволили — в фирме придумали собственные стеклоочистители прерывистого действия и в услугах Роберта больше не нуждались.

Первое столкновение с автопроизводителем

В 1969 году Ford внедрил своё изобретение в машины модели Mercury. Щётки себестоимостью в $10 продавались за $37 за штуку. Они пользовались успехом, и вскоре новинку переняли другие автогиганты — Chrysler, General Motors, Saab, Honda, Volvo, Rolls-Royce, Mercedes и десятки других. «Дворники» в их машинах полностью повторяли устройство Кернса.

Деталь одной из ранних моделей стеклоочистителей Ford

Когда изобретатель узнал об этом, у него случился нервный срыв. Он две недели провёл в психиатрической клинике, а его рыжие волосы за это время поседели.

Выздоровев, Кернс нанял адвоката и сообщил Ford о нарушении своих прав. Ему ответили, что его патент недействителен из-за «недостаточной изобретательности».

Тогда в 1978 году он подал иск о нарушении патента, требуя $350 млн — по $50 за каждый проданный компанией автомобиль с его «дворниками». Ford стали затягивать рассмотрение дела в надежде, что Кернс сдастся или обанкротится.

Издание отмечает, что такой подход называется «эффективное нарушение прав». Это значит, что крупным компаниям вроде Ford дешевле украсть запатентованный продукт и позже столкнуться с юридическими последствиями кражи, чем самостоятельно лицензировать его, ведь большинство мелких изобретателей не могут позволить себе тратить миллионы долларов на суд.

Международные компании прекрасно знают, что обман поставщиков — это лёгкие деньги.

Майк Коллинс, cпециалист в области промышленного производства

Конфликт набирает обороты

Кернс сменил несколько юридических фирм и в итоге стал защищаться самостоятельно. Он сутками засиживался в офисе в окружении коробок с документами и привлёк своих детей, чтобы они помогали вычитывать их. Одержимость делом даже привела к разводу с женой в 1980-х.

Со временем деньги всё меньше интересовали изобретателя — он хотел обличить крупные корпорации в краже интеллектуальной собственности. Например, Роберт отказался от предложенных Ford $30 млн для мирного урегулирования дела.

Тут дело не в деньгах. Если всё закончится просто получением чека, я буду всего лишь бывшим сотрудником Ford.

Кернс, в интервью Detroit Free Press

В январе 1990 года, через 12 лет после подачи заявления, компанию обязали выплатить более $10 млн. Устройство Кернса к тому моменту установили в 20,6 млн автомобилях — оно принесло Ford $575 млн прибыли.

Изобретателя не устраивал такой исход событий: он потратил несоизмеримо много усилий и времени, но так и не успел наладить свою жизнь и собственное дело.

Открыть небольшой магазин в Детройте, разбить красивый сад вокруг него, нанять людей — вот о чём я всегда мечтал.

Кернс о своих впечатлениях от решения суда

Жизнь после победы

Новоиспеченный миллионер вёл аскетичный образ жизни: спал на полу в пустой квартире, заваленной документами, записями и свидетельскими показаниями.

В 1991 году он снова подал иск о нарушении патента — на этот раз против фирмы Chrysler. Ему выплатили $18,7 млн, но в знак протеста он долгое время не обналичивал чек, назвав сумму утешительным призом.

Коллаж из газетных заголовков, посвящённых победам Кернса

Позже Кернс подал иски против 18 других автопроизводителей, но все дела проиграл. В конце концов он купил себе поместье в Мэриленде, чтобы уйти на пенсию — но даже тогда не забывал о том, как его обманули крупные корпорации.

К моменту его смерти в 2005 году стеклоочистители прерывистого действия стали промышленным стандартом, ими оборудовали миллионы автомобилей по всему миру, заключает The Hustle.

Несмотря на выплату компенсации в $30 млн от Ford и Chrysler, Кернсу так и не удалось осуществить свою главную мечту — получить полный контроль над своим изобретением.

Некролог в Washington Post на смерть изобретателя
(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
56 комментариев
Написать комментарий...
Активный яд

Да, страшная ситуация и очень грустная история. Хотел бы сказать, что поручительная, но фильм «Проблеск гениальности» в своё время укрепил мою веру в то, что нужно бороться за свои права и собственность. В этот момент у меня происходит конфликт с двумя крупнейшими корпорациями страны - Крокус и ВК, по тем же причинам, что и у этого изобретателя. Вчера эту историю осветил блогер миллионник, которому я очень благодарен, и я понял, что в наше время такая борьба не пройдёт незамеченной для негодяев. Люди, боритесь за свои права и никогда не сдавайтесь!

Ответить
Развернуть ветку
Рафаэль Алиев

как же ты надоел уже своим вопером. Честное слово.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Дмитрий Шусов

Странно, обычно это само собой разумеющееся, бороться за свою собственность в любых формах.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Murad Mustafayev

А что у вас украли?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Дмитрий Гертнер

Станислав, вам нужно написать сценарий для будущего фильма на основе вашей истории

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Илья Попов

Я очарован вашим вокалом!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Ульянов

1) Я своего рода изобретатель- электронщик. В детстве паял сирену для велосипеда, мультивибраторы и другие поделки. Так вот фраза: "из деталей готовой техники — транзисторов, конденсаторов, резисторов переменного сопротивления." слегка обескураживает. Перечисленные предметы не детали готовой техники, это радиодетали и электронные компоненты.

2) Представьте, если бы он направил 15-20 лет своей жизни на изобретательство и предпринимательство. Придумал что-нибудь ещё, создал компанию, заработал бабла, создал новые рабочие места. Ну киданули парня, ну зачем на это костьми ложиться? Тем более для Форда даже выплаченные деньги - копейки. На мой взгляд война проиграна. Жизнь разменяна на безумную прихоть.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Филиппенко

Согласен, в гонке за своим изобретением потерял жену, детей, себя. Да изобретение стоящее, но он бы пошел дальше - сделал бы ещё что то и запатентовал. И тогда обул бы всех автогигантов, все бы ему и его внукам отчисляли. А так тупо пробарахтался как баран против течения реки.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kupchaga

но есть нюанс:
в случае Нильса это был его выбор:

но после встречи с президентом компании создатель решил отдать своё творение бесплатно

в случае Роберта

спасибо за работу, всего доброго, ваш патент не патент
Ответить
Развернуть ветку
Владимир Ульянов

Шикарно подмечено!

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Эта история хоть и коротко, но интересно подана в фильме «Проблеск гениальности» 2008 года.

Ответить
Развернуть ветку
Константин
Открыть небольшой магазин в Детройте

Я думаю, он все-таки мечтал о мастерской. В оригинале, скорее всего, было shop, но это не только магазин, но и мастерская. Изначально магазины возникали непосредственно при мастерских, изготавливающих какие-то товары. Отсюда и слово в двух значениях. Сейчас большие магазины, которые продают много разных товаров, называют store. А мелкие магазины с товарами одной тематики остались shop. Например, gift shop.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Шикарно. Вот по чему надо снимать фильмы - и обман корпорацией Творца и борьба ценой нормальной жизни и выбор между счастьем и правотой. Роскошная драма.

But all the moments will be lost in time like tears in rain...

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Ульянов

Побуду кэпом немного. Фильм уже снят "Проблеск гениальности"

Ответить
Развернуть ветку
тима махотлов

К сожалению как показывает история - такова судьба большинства изобретателей. Ему ещё повезло с 30 млн.$, остальных мы даже не знаем и умерли они ни с чем.

Ответить
Развернуть ветку
Активный яд

Ему сначала ничего не хотели платить, пугали судами, а общественность хейтила. С годами он доказал свою правоту. Сейчас всё проще - интернет. На тебя тут и ушат дерьма выльют, и поддержат. И всё это в один и тот же момент времени 😊

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Ярослав Трофимов

Создательницей первого рабочего прототипа дворников считается американка Мэри Андерсон.

Ответить
Развернуть ветку
Serghei Dmitriev

Сорри, не заметил Ваш пост. Я тоже изобретатель таких штучек уровня Si El.
ДЫк ценителей нема, даже среди пиратов и плагиаторов. У меня целая нарезка таких Home Made Invention, но нет значка послать фото.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Егоров

Я думаю таких ситуаций было множество. Крупные компании очень часто не хотят платить за идеи, а если они монополисты - то просто копируют. Особенно такое было в 20 веке. Сейчас с правами на интеллектуальную собственность более менее лучше стало, но это касается западного мира

Ответить
Развернуть ветку
Terra Cota

История интересная, но в то же время грустная

Ответить
Развернуть ветку
Агрессивный Женя

Классное кино про это

Ответить
Развернуть ветку
Умар Эдгулов

Вот так и таланты проподают

Ответить
Развернуть ветку
Цифровые комплексы

Грустная история. Кстати, по ней есть классный фильм Проблеск гениальности, это байопик про Кернса

Ответить
Развернуть ветку
Dino Virito

Статья про копираста в десятой степени, который настолько переволновался из-за "недополученной прибыли", что отъехал в психбольницу.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Переделкин

Кернс - красавчик. Корпорации - скоты.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Ross

Не они, а люди в них, и зачастую отдельные индивиды

Ответить
Развернуть ветку
Елена Ковалевская

Не повезло, конечно. Жаль, что в этой жизни нет справедливости

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Не понял, чтобы открыть что-нибудь гениальное надо что или на голову упасть яблоко или шампанское в глаз. Я тоже хочу стать гением - пойду и сяду под кокосовое дерево. Вау!

Ответить
Развернуть ветку
Serghei Dmitriev

"Это что? А вот у нас?! (из разговора) = По дворнику так: У меня копошилась идея сделать "стреляюший"дворник на телескопиеской штанге, резинка которого перекрывала бы ВСЁ лобовое стекло и стирала только сверху вниз, а вверх прыгала НАД стеклом. Можно сделать и отдельно для водителя и пассажира.
= Дифференциал: Никто из знатоков истории авто не хочет раскопать историю столетней давности в Швеции о неудачной попытке заменить дифференциал на обгонные муфты в ступицах колёс.М/б теперь это стало возможно?
= У меня целая нарезка фото изобретерий уровня Si El с видами на серийное производство. Так не находится любознательных ценителей среди потребителей и призводителей.Почему нет биржи " П - П" для таких изобретателей?
= ...Даже здесь не видно значка для отправки фото. —- СД из США

Ответить
Развернуть ветку
607й

Борец с системой.

Ответить
Развернуть ветку
G8Law

Одержимость привела к растрате главного - семьи,
а с ней и жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 56 комментариев
null