YouDrive: как создавался сервис, который научил нас делиться

Основатели и сотрудники каршеринга YouDrive рассказывают, как создавался популярный сервис.

YouDrive: как создавался сервис, который научил нас делиться

Этим летом одному из лидеров и первооткрывателей российского каршеринга, YouDrive, исполнилось три года. Для рынка, который в нашей стране только формируется, это большой срок. Сегодня в приложении YouDrive доступно уже более 2500 машин. Сервис работает в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.

С чего все начиналось

Идея поменять представление соотечественников о передвижении по мегаполису пришла Борису Голикову, нынешнему генеральному директору компании, когда обычный горожанин и вовсе не понимал, что значит это модное слово «каршеринг». Борис поделился идеей с давним партнером Андреем Куприковым (ныне директором по развитию бизнеса YouDrive), который не сразу понял, о чём идёт речь — и перепутал каршеринг с райдшерингом. Разобравшись, что к чему, Андрей оценил не только замысел, но и заложенные в него перспективы роста — ведь бурно развивающийся за рубежом рынок в столице находился в зачаточном состоянии. Для запуска проекта требовалось финансирование. Было принято решение найти фаундера, а не просто инвестора. Это было необходимо для того, чтобы не возникало тупиковых ситуаций при принятии управленческих решений, когда один — против, другой — за, и непонятно, как поступить. В итоге в команде появился Алексей Нурдинов, операционный директор. Ему, кстати, принадлежит идея добавить в автопарк YouDrive электрокары.

Алексей Нурдинов, Борис Голиков, Андрей Куприков
Алексей Нурдинов, Борис Голиков, Андрей Куприков

Фаундеры стали изучать западный опыт, разрабатывать бизнес-план. Бенчмарками стали популярные сервисы: американский Zipcar и два немецких — Car2go и DriveNow (обе компании принадлежат автомобильным концернам). Первым делом были выявлены слабые места западных схем каршеринга. Zipcar, например, можно брать и оставлять только в конкретных пунктах проката. Car2go работал тогда по карточкам-ключам, регистрация же проходила в офисах компании. Создатели YouDrive решили максимально упростить услугу.

Первыми машинами, появившимися в каршеринге YouDrive, стали 10 автомобилей марки Skoda, которые были куплены на деньги фаундеров. “Леша предлагал сразу смотреть в сторону электромобилей, всего такого футуристичного, — вспоминает Андрей Куприков. — Он неплохо разбирается во всяких моделях, характеристиках и прочем. Но мы, на тот момент, его от всего этого отговорили и решили запустить 10 привычных бензиновых машин. На это хватало денег”.

Следующим этапом стала разработка приложения. Серверную часть написал Андрей, для остального наняли разработчиков-фрилансеров. Первое время в команде разработки не было даже дизайнера — банально не хватило денег. В общем, все, что было, — это машины и приложение. Не было ни офиса, ни колл-центра — ничего. На звонки пользователей фаундеры отвечали самостоятельно по общему городскому номеру, который переадресовывал звонки на их мобильные. Клиенты звонили по ночам: то машина не открывается, то не закрывается, то стоит не там, где должна. В приложении было видно, что из 10 машин доступно только 9 — о, значит, кто-то поехал! После этого, нужно было зайти в базу клиентов, посмотреть, кто зарегистрировался, кто сейчас арендует машину.

Мы учились на своих же ошибках. У нас даже не было админки в том понимании, в котором есть сейчас. Тогда рынка каршеринга не было вообще и, не было возможности учиться на уже адаптированных под наши реалии примерах.

Борис Голиков, Генеральный директор YouDrive

Кирилл Курашев, нынешний директор по маркетингу YouDrive, был одним из первых пользователей сервиса. Он поделился своей историей знакомства с сервисом в роли одного из первых клиентов. Тогда, в далёком 2015-м, Кирилл работал в крупном банке и вовсе не подозревал, что в результате окажется сотрудником этого каршеринга. Друзья прислали статью на VC.ru, где Борис и коллеги представляли свету YouDrive — Кирилл тогда уже попробовал услуги другого московского каршеринга и активно рассказывал об этом всем друзьям. Уже тогда в YouDrive можно было оставлять машины на платных парковках, в то время как для автомобилей конкурента нужно было искать бесплатные места.

Никакой онлайн-регистрации тогда и вовсе на рынке не было, о курьерской доставке договаривался с Борисом лично — в тот момент эта атмосфера стартапа была большим преимуществом, потому что вместо шаблонных ответов по процессу от конкурента, в YouDrive меня действительно хотели видеть среди клиентов.

Кирилл Курашев, Директор по маркетингу YouDrive

И правда, в начале лета 2015 года не было никакой поддержки каршеринга городскими властями — ни оранжевой оклейки, ни интеграции в структуру московского транспорта, ни льгот на платные парковки.

С парковкой, кстати говоря, вышла довольно забавная история. Закупив первые машины, мы совсем забыли про парковку, которая в тот год уже стала платной в центре города. Нам не оставалось ничего, кроме как парковать и снимать с парковки каждую машину вручную через обычный портал парковок города Москвы. Потом мы набросали инструмент, который сам парсил сайт московского паркинга и автоматически снимал или ставил машину на парковку.

Андрей Куприков, Директор по развитию бизнеса YouDrive

В первое время работы сервиса стало понятно, что у этой услуги большое будущее. Впрочем, было выявлено и множество недочетов, от которых предстояло избавиться прежде, чем начать масштабирование бизнеса.

Исправлять ошибки было бы сложнее, если бы машин в парке YouDrive было больше. Например, первые же дожди выявили проблему: машины попросту глохли. Сначала очень долго искали, где проблема: лили воду на машины, пытались понять, в чем дело. Может, это конденсат? Выяснилось, что проблема была в работающих дворниках и бортовой сети автомобиля, и техники стали придумывать, как это исправить.

Про автопарк, конкурентов и решение проблем

Осенью 2015 года удалось привлечь крупного партнера — Панавто и, в парке YouDrive в тестовом режиме начали работать 100 автомобилей Smart. Успех был очевиден.

YouDrive: как создавался сервис, который научил нас делиться

В это же время запустился и Делимобиль — и вместе с ним началось активное развитие интереса к каршерингу со стороны городских властей. Тогда же появилась узнаваемая оранжевая оклейка «Московский каршеринг», а следом все операторы рынка получили льготы на парковку. Потом на рынок вышла Belka с крутым, продуманным приложением, тогда команда YouDrive пришла к выводу, что их приложение сильно отстает. Это было неожиданно и компания была не готова к тому, что каршеринговый сервис, только что пришедший на рынок, сможет так легко сместить YouDrive с позиции лидера. Это стало толчком к развитию. Было принято решение нанять программистов, дизайнера, которые смогут переделать приложение.

Абсолютно честно, мы рады появлению конкурентов. Это формирует рынок и стимулирует к развитию.

Андрей Куприков, Директор по развитию бизнеса YouDrive

Параллельно с масштабированием бизнеса встал вопрос о заправке и техническом обслуживании автомобилей. Так родился проект Pump - сервис мобильной заправки. Сейчас автомобили заправляются “в полете”: сотрудники Pump дистанционно следят за уровнем топлива в машинах и выезжают к тем из них, в которых бензин кончается. Аналогичным образом происходит ремонт и мойка машин.

У нас никогда не было возможности решать какие-либо проблемы деньгами. То есть просто нанять дополнительных сотрудников в call-центр или новых техников – не наш путь. Мы всегда искали высокотехнологичные решения для всех возникающих проблем.

Борис Голиков, Генеральный директор YouDrive

Так произошло, например, с online регистрацией. Изначально пользователь регистрировался с помощью приложения, но договор ему доставлял курьер. С ростом популярности сервиса стало ясно — это слишком дорого. И тогда YouDrive первыми на рынке ввели полную online-регистрацию через приложение без физической копии договора. Вообще, многое из того, что сейчас считается стандартом для каршеринга, было придумано в YouDrive именно с целью оптимизации расходов и создания более технологичного сервиса. К таким нововведениям можно отнести и мобильную заправку, и рейтинговую систему для пользователей, и селфи-проверку перед поездкой.

Спустя год после начала работы сервиса, к команде YouDrive обратился сочинский каршеринг UrentCar. Возникла идея объединить базы двух сервисов. Сочи любимы москвичами, город нуждается в них. При этом многие столичные жители посещают черноморский курорт лишь на день-два - не у всех есть время и желание за этот непродолжительный срок пытаться понять, как устроен сочинский каршеринг. Было принято решение — необходимо интегрировать платформы одну в другую, чтобы автомобили всех партнеров сразу отображались у пользователя на экране. Эта идея сложная с технологической точки зрения, но команде удалось реализовать ее за месяц. Так появился YouDrive Pool.

Платформа YouDrive Pool объединила партнеров по каршерингу. Пользователи, у которых есть приложение YouDrive автоматически получают доступ к машинам партнеров, а сервисы каршеринга — доступ к широкой базе клиентов YouDrive.

Рынок каршеринга уже сформирован, лидеры определены и есть два пути развития. Первый - слияние и поглощение. Второй путь, наш - консолидация. Мы сохраняем бренды наших партнеров, но вместе с тем наращиваем парк доступных для пользователей автомобилей.

Борис Голиков, Генеральный директор YouDrive

К этому моменту компания уже значительно выросла — помимо smart, ставших визитной карточкой сервиса и представленных в 2 поколениях и всех возможных типах кузова, включая кабриолеты, в парке YouDrive появились и Mercedes-Benz, и BMW, и Nissan, готовился к запуску MINI. Бизнес рос, вместе с ним росла команда — двигать процессы руками исключительно фаундеров, разумеется, было невозможно. В тот период в YouDrive стали появляться отделы и функциональные направления.

Когда Борис предложил нам присоединиться к команде, мы с Кириллом представляли себе этот бизнес совсем другим, несмотря на наш большой стаж в роли клиентов. Переход из большой корпорации в стартап — всегда испытание, но тут всё упростилось бесконечным драйвом, который ты испытываешь от работы. С первых дней фаундеры строили не просто бизнес, который приносит деньги, а бизнес, который нравится, которым приятно и удобно пользоваться. Сохранить этот настрой и доносить его до каждого из клиентов уже системно — вот он, настоящий челлендж.

Марк Хиль, Руководитель по маркетинговым коммуникациям YouDrive

Запуск электросамокатов

Основатели YouDrive решили не останавливаться на автомобилях. В мае 2018 года стартовал проект шеринга электросамокатов YouDrive lite. На первоначальном этапе инвестиции в проект составили около 20 млн. рублей. Весь процесс аренды — от регистрации до разблокировки самоката — происходит через приложение. Шеринг двухколесных средств передвижения обслуживается через Pump — к электросамокату выезжает техник и при необходимости меняет батарею.

Как водится, услуга была порождена личным опытом одного из основателей компании. Сначала Андрей купил себе личный электросамокат, поделился впечатлениями с Борисом, он тоже попробовал. Стало понятно, что это может быть востребовано, это легко шерить. Дальше стали смотреть на западные аналоги Bird и Lime. Нужно было придумать, как это интегрировать в городскую транспортную систему. Суть шеринга электросамокатов YouDrive lite отличается тем, что самокаты не привязаны к dock-станциям. То есть пользователь может оставить самокат на ближайшей велопарковке, а не искать пункт приема.

YouDrive: как создавался сервис, который научил нас делиться

Что дальше?

Сейчас перед командой YouDrive стоит глобальная задача — сделать передвижение по городу максимально простым. Идея заключается в том, чтобы приложения YouDrive и карты Тройка было более чем достаточно для передвижения по городу. Например, утром можно доехать до работы на каршеринге, вечером взять в аренду электросамокат, чтобы доехать до метро и добраться до бара к друзьям. И затем вызвать себе такси до дома через то же приложение YouDrive. Таким образом, мы получим супер-мобильные города, в которых каждый житель сможет "конструировать" свою поездку. По словам руководителей YouDrive, компания готова развивать новый формат передвижения практически в любых городах. Так что в планах еще много работы.

7979
93 комментария

Строить бизнес не просто ради денег, а ради удовольствия от использования это всегда очень круто!

Интересно, насколько реально присоединиться к YouDrive, чтобы пережить то самое испытание перехода в стартап и ощутить на себе бесконечный драйв от работы?))

4

Всё зависит от профиля, специализации и нужд компании — текущим днём, думаю, присоединиться не так просто, но всегда можно написать нам на почту proposal@youdrive.today :)

3

Сколько труда оказывается проделано для того, чтобы сейчас все казалось таким простым и понятным :)
Удачи, ребят! Вы - молодцы :)

4

Обожаю самокаты YouDrive! Суперудобный сервис)

12

Как раз попробовали на выходных покататься с девушкой. Более чем понравилось. А учитывая репутацию их пока что единственного (?) конкурента и их самокатов - выбор невелик. Китайская подделка на китайский же бренд - это, видимо, из серии "we need to go deeper".

Но странная штука возникла при регистрации.
Меня и мою карту одобрили в течение получаса. А вот девушке написали, спустя 2 часа, что карта у неё не соответствует требованиям: мол, нужна именная, где эмбоссированы имя-фамилия. А у неё на карте эмбоссированы какие-то числа вместо имени-фамилии.
Ну я тогда наудачу привязал ей в ЛК свою карту - самую неименную в мире стоковую карту альфы, которую они в отделении берут из пачки и привязывают к аккаунту клиента - всё приняли.
Ну нет у девушки другой карты, и делать специально под юдрайв желания тоже нету. Не все любят иметь кучу симок и банковских карт на все случаи жизни.
Ну и, пока куражились с картами, пропустили вечер воскресенье - обидно было.

Гигансткая проблема всех каршерингов в Москве, что в будние дни после 9 вечера в пределах Садового кольца (а иногда даже и в пределах третьего кольца) нет НИ ОДНОЙ машины НИ В ОДНОМ сервисе каршеринга.

2

А при чем тут каршеринг? Все вечером едут из центра на окраины. Покупайте машину и ездите как хотите..

2