Транспорт Диана Попова
5 034

Бот из машины. Как алгоритмы позволяют Яндексу автоматизировать сервис каршеринга

Москва — мировой лидер по темпам развития услуги каршеринга. Ни в одном городе мира не работает столько компаний как здесь, а суммарный московский автопарк насчитывает уже более 11 500 автомобилей — и это далеко не предел емкости рынка. Для сравнения, в крупнейших столицах Европы этот показатель достигает 3 000 автомобилей, которые управляются несколькими компаниями. Два мировых лидера этой услуги — car2go и DriveNow — совместно управляют парком из 20 000 автомобилей в более чем 20 городах Европы, Северной Америки и Азии.

В закладки

Руководитель маркетинга «Яндекс.Драйва» Диана Попова рассказывает о том, как однажды разработчики Яндекса решили взять в аренду несколько сотен автомобилей и применить новые подходы, чтобы эффективно управлять быстрорастущим парком.

Алгоритмы наше всё

C момента запуска Драйва пользователи совершили больше четырех миллионов поездок. В распоряжении сервиса 4 300 автомобилей, обслуживанием которых занимаются не только технические специалисты, но и большой штат роботов. Каждый робот или бот — это совокупность алгоритмов, которые в режиме реального времени обрабатывают огромные потоки данных от автомобилей: расположение машин, скорость движения, состояние внутренних датчиков, историю каждого контакта с автомобилем и т.д. На основании этих данных он принимает решение, что сейчас нужно автомобилю. И пока одни роботы управляют автопарком, другие отвечают за общение с пользователями и обработкой от них обратной связи.

Привет, чат

Драйв первый на рынке предложил пользователям пройти регистрацию в режиме диалога с роботом. Робот в чате проводит пользователя по процедуре регистрации, звонит с контрольным вопросом, с помощью многофакторного анализа осуществляет проверку документов и в итоге принимает решение о регистрации и допуску к классам автомобилей. Другими словами, все, что требуется от нового пользователя, — сфотографировать документы и дождаться push-сообщения о результате проверки. Все процессы автоматизированы и допуск к сервису можно получить в любое время дня и ночи.

На контроле

Мы хотим, чтобы передвижение на автомобилях Драйва было максимально безопасным как для окружающих, так и для наших водителей. От бережной эксплуатации машины выигрывают все: компания тратит меньше средств на восстановительные работы, а пользователи получают доступные тарифы и автомобили полностью готовые к эксплуатации. Автоматизация принятия решения о допуске к классам снижает субъективизм, в отличие от ситуации, когда на месте робота человек. В большинстве случаев этот подход оправдывает себя, что подтверждается нашей статистикой по аварийности и размеру причиненного парку ущерба.

В сервисе есть робот, который отвечает за безопасность на дорогах и уберегает водителя от получения штрафа. Он отслеживает скорость автомобиля в дороге в режиме реального времени, которая поступает напрямую с бортового компьютера автомобиля, сравнивает её с ограничением на данном участке дороги и, в случае значительного превышения, просит оператора (человека) оповестить об этом водителя.

Если водителю все-таки выписан штраф, бот собирает и направляет ему электронное письмо со всей необходимой информацией о совершенном нарушении и производит автоматическое списание средств с банковской карты. В задачи робота входит не просто верно определить нарушителя, но и сделать это оперативно, чтобы водитель получил 50% скидку на оплату штрафа.

Помимо безопасности, есть отдельные зоны, связанные с эксплуатацией автомобилей.

  • Тестирование новых машин перед выводом в город. Алгоритм анализирует системы автомобиля по заранее заданному чек-листу. С помощью мобильного приложения технические специалисты инициируют набор команд, которые проверяют корректность работы установленного оборудования: на блок телематики отправляются команды открыть и закрыть двери, включить клаксон, стеклоподъемники, фары, удаленно запустить двигатель, проверить системы блокировки и т.д. В итоге формируется отчет о готовности к выходу в город. Если всё хорошо — автомобиль появится на дорогах.
  • Мойка. Алгоритм определяет, нужно ли мыть автомобиль и как именно. Тип мойки зависит от погоды, пробега, количества аренд и полученных от пользователей сигналов. Выбор производится между экспресс-чисткой салона и зеркал, стационарной мойкой или химчисткой. Так, например, по нашим стандартам экспресс-мойка проводится после каждых шести часов поездки — для этого робот подбирает мойщиков, которые ближе всего находятся к автомобилю и распределяет их маршруты.
Робот назначил человека помыть автомобиль
  • Контроль за уровнем топлива. Алгоритм собирает информацию с датчиков и рассылает задания на пополнение бака ближайшим заправщикам. В этом процессе он учитывает марку бензина, уровень топлива в машине и текущую загруженность бензовоза. Отдельный бот отслеживает топливных мошенников, использующих топливные карты не по назначению, сравнивая уровень топлива в машине до и после заправки. Если в машину попало меньше топлива, чем прошло по транзакции с АЗС, — робот сигнализирует об этом. Он же следит за подозрительными маршрутами. Например, если машина с полным баком перемещается от заправки к заправке.
Роботы отправили автомобиль заправить другой автомобиль
  • Техническое состояние. Сигналы о повреждениях машин постоянно поступают от пользователей. Робот анализирует специфику этих повреждений, сортирует их по степени важности и, в случае необходимости, меняет статус машины с активного на сервисный, скрывая ее с карты. Отдельный робот следит за датчиками машин и передает сигналы сразу в сервисные службы Драйва, например, при снижении заряда аккумулятора или давления в шинах. Сигналы о подозрительно долго открытых дверях или движении машины, когда она должна стоять на месте и ожидать водителя, передаются операторам службы поддержки, чтобы позвонить пользователю и уточнить, все ли в порядке, а в случае необходимости — направить к машине техника.

Экосистема

Роботы Драйва основаны на тех разработках, которые уже есть у Яндекса. В этом и состоит преимущество экосистемы IT-компании: можно использовать существующие наработки и адаптировать их под разные задачи. Платформа работы с данными телематики и сигналами пользователей Драйва, сервис коммерческой маршрутизации, геоплатформа Яндекс.Карт — все это значительно экономит ресурсы, а благодаря использованию проверенных технологий новые сервисы запускаются в кратчайшие сроки и не требуют написания базовых компонент с нуля. Тотальная автоматизиция позволяет экономить на службе диспетчеров, которой попросту нет, а рентабельность повышается за счет мгновенного обнаружения проблем, что не дает машинам простаивать без дела. Но кроме экономии, мы снижаем субъективность в принятии решений и уменьшаем вероятность человеческой ошибки — и это важнее всего.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Диана Попова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 28, "likes": 37, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 46002, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 21 Sep 2018 16:53:48 +0300" }
{ "id": 46002, "author_id": 203488, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/46002\/get","add":"\/comments\/46002\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/46002"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199115 }

28 комментариев 28 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
5

пустая статья

Ответить
2

Вы ее прочитали? Тут описаны все сферы, где работает вместо человека робот.

Ответить
0

Я вот ее прочитал, абсолютно пустая. Попробуйте пересказать, получится: мы собираем все данные и желаем выводы на основе алгоритмов)

Ответить
0

Статья отвечает на «в каких сферах используются алгоритмы? Как мы делаем сервис лучше, благодаря им?»

Ответить
–1

Это не робото. А простой алгоритм

Ответить
0

Это алгоритм, который принимает решения.

Ответить
–1

Поисковик яндекса также принимает решения какую ссылку тебе показать первую а какую второй. Не надо везде приплетать ии

Ответить
0

Ты говоришь про картинку на мониторе) я говорю про реальную жизнь)

Ответить
1

Да вы чего? Побойтесь, это же яндекс! О них нельзя плохо говорить, их все как бы любят. Хотя, если жополизы любят хорошо говорить о яндекс, то это что получается, что яндекс та самая жопа? Я согласен, пусть лижут. Чем больше лести, тем выше показатель того, что это жопа.

Ответить
2

Ваш сарказм непонятен и неуместен, как по мне. Конструктива добавите?

Ответить
5

По-моему лучший каршеринг в Москве. Свежий автопарк, машины всегда есть под боком, причем даже почти всегда есть выбор на какой машине ехать. Единственное что лично меня расстраивает - наличие среди машин Renault Kaptur. Совершенно убогая тачка, не рулится, не тормозит, а салон навевает скуку

Ответить
1

Как вы правильно заметили «самые свежие машины», в отличии от дели или белки, у которых машины уже больше 2 лет убиваются клиентами.
А на счёт каптюра вообще забавно. Яндекс чуть ли не единственный, у кого нельзя отключить фильтр на машину, которая не нравится.

Ответить
0

Кажется, что это невыгодно компании
Нужно идти к ближайшей, а не к той, что нравится

Сейчас заметил, что в час пик на ожидание дают времени меньше, чем уйдет на дорогу. Мол, бери ту, что ближе.

Ответить
0

Ну тут такое, это все же средство передвижения. Если рядом есть Каптюр - что ж, поеду на нем

Ответить
1

Тут я почти согласен, до недавнего времени для меня это был лучший каршеринг, с новыми автомобилями, хорошими тарифам и отличной поддержкой. Но тут они включили свои алгоритмы и все стало не так радужно, тарифы выросли, обещанные по тарифу "плюс" 25мин брони превратились в тыкву. Только автопарк остался приятным, мне кстати каптюр зашел, за счет объема, (да он не разгоняют и не тормозит, и внутри плохой пластик), но сидишь высоко)) ауди мне доступны, ждем подключения мерседесов

Ответить
3

У моего подъезда уже месяц стоит явная потеряшка. Я звоню раз в неделю операторам, первые две недели говорили, что она просто ждет заправки или ремонта. На третью неделю все-таки решили хотя бы спросить номер машины и сказали, что она вообще то доступна для бронирования. Но не доступна. Посмотрели по-внимательнее. Попыток аренды не было с 23 августа. Позвонил еще через неделю, все повторилось, опять обещали вызвать техника. Итого, машина стоит месяц и не приносит прибыли, все уверены, что все нормально. А вы говорите, боты, алгоритмы ) А - автоматизация.
Это, конечно, не отменяет того, что я.драйв - лучшие.

Ответить
1

Диана, расскажите, есть ли алгоритм отслеживания поведения водителя и влияет ли он на цену? Как рассчитывается стоимость аренды авто?

Ответить
0

Думал, что YouDrive самый инновационный каршеринг. Недавно ещё статья была от них на vc. А тут Драйв с такими штуками.

P.S. Кто-нибудь подскажет, что значит vc? Скучаю по ЦП.)

Ответить
0

vacuum cleaner
vc -- санитар информационного пространства о бизнесе и технологиях

Ответить
1

Цукерберг Позвонит конечно было попроще 😂

Ответить
0

Жаль, что стал недоступен архив прошлых лет, когда был ЦП.

Ответить
0

Как вариант - venture capital. Ресурс о стартапах

Ответить
0

Странно, если бы у Яндекса было по-другому.
С другой стороны то, о чем написано статье по-хорошему должно быть у каждой компании.

Ответить
0

уже более 11 500 автомобилей — и это далеко не предел емкости рынка. Для сравнения, в крупнейших столицах Европы этот показатель достигает 3 000 автомобилей,== Справедливости ради - крупнейшие города Европы меньше Мск в разы.

Ответить
0

Я полгода регился в яндекс.драйве и воевал с суппортом пока не получил вот такое сообщение про роботов

Ответить
0

А где про ZipCar написано, у которого только по штатам городов на три листа: https://www.zipcar.com/cities

Ответить
–1

История со звонками о нарушении скорости вынудила удалить сервис и пересесть на бехи энитайма. Дороже, зато никто не парит с "не превышайте", просто выставляют штрафы и все.

Ответить
0

В Матрешке та же история, рекомендую
Самого зазвонили уже

Но, что интересно, на Яндекс.Драйве ни одного штрафа не было. Или были, но уведомления не приходили.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления