«В России мы все еще считаем количество газозаправочных станций»

Интервью с директором ГК «РариТЭК» Юрием Шпорт об автобусах на сжиженном природном газе и перспективах газомоторной отрасли в России.

«В России мы все еще считаем количество газозаправочных станций»

Группа компаний «РариТЭК» участвует в VIII Петербургском международном газовом форуме, который проходит со 2 по 5 октября. Расскажите о ваших планах и ожиданиях от участия в этом мероприятии?

Наша задача — показать достижения за 2018 год. В прошлом году мы демонстрировали автобус LOTOS 206 для перевозок по городу. В этом году мы выставляем модель LOTOS 226 пригородного исполнения, а также модель LOTOS 105, который прямо сейчас участвует в международном автопробеге «Газ в моторы». Это самый протяженный автопробег за всю историю газомоторной отрасли — 22 000 км. Маршрут проходит через три страны — Китай, Казахстан и Россию. Пробег стартовал 4 сентября в китайском городе Жудун и закончится 4 октября на Петербургском газовом форуме.

Какие результаты наиболее важные для вас по итогам этого автопробега?

Цель участия — представить автобус нового поколения, который в качестве топлива использует природный газ метан. Особенность нашей модели LOTOS 105 в том, что она идет с атрибутикой LNG, то есть использует сжиженный газ. На российском рынке системы заправочных станций LNG пока нет. В Китае они есть через каждые 50 км. У сжиженного газа много преимуществ перед сжатым газом CNG. Система хранения сжиженного природного газа лучше подходит для сельскохозяйственной, дорожно-строительной и магистральной техники — там, где требуются минимальные габариты газового оборудования и необходимо обеспечить максимальный пробег. Помимо этого, система хранения LNG дешевле и в три раза легче.

В церемонии финиша примут участие еще несколько моделей, разработанных компанией «РариТЭК». Что это за модели?

Будет представлен автомобиль КАМАЗ 43118 СПГ/КПГ с двигателем RGK нашего производства на сжиженном газе, а также прототип автомобиля Hyundai HD 78, который мы перевели на сжиженный и компримированный природный газ. Это первый Hyundai на газовом топливе, и он предназначен для коммерческого рынка.

В общем объеме продаж газомоторные автомобили пока занимают малую долю. По программе субсидирования в 2016 году было продано 2075 машин, за первые полгода 2017 года — 2500. Каковы перспективы массового перевода транспорта на газовое топливо?

Пока мы говорим про грузовой транспорт — коммерческие грузовики, автобусы. Система хранения сжиженного газа не позволяет оснастить легковой автомобиль. То есть машины, которые сейчас ездят на бензине, перевести на LNG невозможно. Мы акцентируем внимание не на переоборудовании, а на изготовлении.

Как производитель мы говорим, что готовы производить транспорт на сжиженном газе, и просим правительство подписать программу строительства заправок LNG на следующий год.

Юрий Шпорт, Директор ГК «РариТЭК»

Это позволит быстрее расширить парк автомобилей на газовом топливе и дать возможность массовому потребителю их купить.

Расскажите о технических и пассажирских особенностях новых автобусов LOTOS. Какие качественные изменения могут заметить пассажиры?

На данный момент у нас три модели. LOTOS 206 и 226 — это автобусы среднего класса размерностью 8,8 м. Прошлогодняя модель LOTOS 206 создана для перевозок по городу. У этого автобуса есть специальные места для маломобильных людей, откидной пандус и низкий пол. Плюс, он оснащен автоматической коробкой переключения передач Allison — водитель не может делать резких переключений и влиять на плавность движения, таким образом, пассажиры в автобусе находятся в безопасности. Новая модель LOTOS 226 рассчитана на пригородные перевозки и оснащена удобными сиденьями с ремнями безопасности. В пригородном автобусе нет необходимости устанавливать автоматическую коробку передач. Модель LOTOS 105 — больше, его длина 10,5 м. У этого автобуса будет как городское, так и пригородное исполнение. Он будет представлен в трех сериях — на LNG, CNG и дизельном топливе.

«В России мы все еще считаем количество газозаправочных станций»

Существует мнение, что главная причина медленного развития газомоторного рынка — проблема курицы и яйца: машины на газовом топливе не покупают, потому что в регионах слабо развита сеть газовых заправок, а сеть заправок развивается медленно, потому что мало потребителей. Какое решение вы могли бы предложить?

Решением будут программы государственного уровня, которые позволят сделать транспорт на газовом топливе привлекательным по цене. Сейчас производство газового автобуса примерно на 20% дороже дизельного. У нас есть ряд дополнительных затрат — на те же самые баллоны для хранения газа. Но газовое топливо имеет два преимущества. Во-первых, оно на 50% дешевле дизельного. Это ощутимая экономия в долгосрочной перспективе. Во-вторых, газ — это более экологичный вид топлива, а в больших городах всегда есть проблема загрязненности воздуха.

Перевод автопарков на автобусы с газомоторным двигателем позволит снизить выбросы в атмосферу канцерогенных веществ до 100 раз.

Юрий Шпорт, Директор ГК «РариТЭК»

Потенциальным компаниям-клиентам мы в первую очередь стараемся показать экономический эффект. Но для продвижения газового топлива на национальном рынке этого мало. Нужен рычаг в виде субсидий со стороны муниципального управления, чтобы люди могли приобрести экологически чистый автомобиль дешевле. Имея административный ресурс, я бы, например, потребовал, чтобы весь муниципальный транспорт был на газомоторном топливе. Речь идет не только об автобусах, но и о коммунальной технике — вывоз мусора, уборка дорог. Нет ничего хорошего, когда во дворе стоит мусороуборочная машина и выпускает дым, а у людей в домах открыты окна.

Насколько муниципальный транспорт на газовом топливе будет востребован на российском и зарубежных рынках? Каков ваш прогноз?

Программы по переводу транспорта на природный газ мы каждый год обсуждаем на конференциях. В России «Газпром» создал подразделение «Газомоторное топливо», которое ежегодно строит новые газозаправочные станции. Безусловно, есть положительная динамика. Так, на конец 2017 года в России построено 323 заправочные станции с компримированным природным газом, в то время как на конец 2013 года их было 270 (по данным Росстат ред.). Но это малые шаги. В России мы пока все еще считаем количество газозаправочных станций. Если смотреть на Китай, там их перестали считать после отметки в 5000. Газовые заправки в Китае — не достижение, а необходимость. Сейчас там уходят уже и от газа и переходят на электротягу. О дизельном топливе речь вообще не идет. Такую цель хорошо поставить и нам.

Согласно федеральному указу 2013 года в городах–миллионниках к 2020 году 50% пассажирского и спецтранспорта должны будут работать на газе. В связи с этим у ГК «РариТЭК» большие перспективы. С какими регионами у вас заключены договоры на поставку?

Мы уже запустили автобусы в Петропавловске-Камчатском и в Казани. Есть контракт на поставку в Ростов-на-Дону, а также ряд переговоров с городом Челябинск. Речь идет о модели LOTOS 206.

Какие регионы наиболее передовые в развитии газового транспорта?

Могу отметить Татарстан. Помимо федеральных субсидий, президент республики дополнительно финансирует газомоторную отрасль и позволяет производителям предоставить еще более низкую цену для потребителя. Поэтому парки газовых автобусов здесь растут быстрее, чем в других регионах. Это и есть те самые административные меры поддержки, о которых я говорил.

Как вы завоевываете региональный рынок? Что необходимо учитывать, предлагая городу контракт на поставку автобусов?

Само по себе газомоторное топливо — не панацея. Я считаю, что надо поддерживать того производителя, который думает в комплексе и постоянно улучшает свой продукт.

Муниципальный транспорт должен быть не только экологичным, но и комфортным для горожан.

Юрий Шпорт, Директор ГК «РариТЭК»

Например, легковые автомобили каждый год становятся безопаснее, экономичнее, красивее. Также должно быть и с производством грузовой техники. Отличие в том, что легковой автомобиль — это, скорее, розничная продажа, а большой автобус — оптовая. Предлагая свой продукт, мы всегда апеллируем к экономическому эффекту газового топлива, ведь сэкономленные деньги регион может инвестировать в образование, медицину, городскую инфраструктуру. Но этого аргумента недостаточно, если в регионе дефицит сервисного обслуживания. Наш новый подход включает не только продажу и поставку автобусов, но и пакет услуг по ремонту. Для этого мы планируем выстроить партнерские отношения с крупными производителями, оснастить их сервисные центры под обслуживание нашего продукта, обучить специалистов и создать региональные склады запасных частей. Клиент, который приобрел наш транспорт, не должен думать о том, как его чинить. Он должен своевременно осуществлять перевозки и обеспечивать максимальный выход автобусов на линию.

«В России мы все еще считаем количество газозаправочных станций»

Какие ключевые переговоры будут в рамках Петербургского газового форума?

4 октября мы планируем заключить соглашение с партнерами из Казахстана о предоставлении дистрибьюторских прав на сервис и продажи. Продажи на рынке Казахстана эффективны лишь в том случае, если продукт изготовлен на территории государства. В связи с этим мы решили наладить удаленное сборочное производство автобусов в г. Семей и обеспечить там сервисную поддержку транспорта. Наш партнер из Казахстана владеет расширенной сервисной и дилерской сетью и одновременно является учредителем завода, где будет осуществляться сборка.

Планируете ли вы поставки автобусов LOTOS в Санкт-Петербург?

Да. Во время форума мы встретимся с директором петербургской компании «Глобал БАС». У нас уже заключено соглашение о намерениях, и есть предварительный заказ на 54 автобуса LOTOS 206.

Будет ли организована встреча с журналистами во время Форума?

Мы будем присутствовать на Петербургском международном газовом форуме в качестве участника. У нас будет стенд в павильоне F, где можно задать все вопросы. Кроме того, мы приглашаем наших партнеров и СМИ на пресс-завтрак 4 октября.

Интервью записала Юлия Кузьмина

44
1 комментарий

Газ? Возможно. Но гибридные автобусы точно интереснее. А газомоторный гибрид - скрербомба! Ещё б сделать его подключаемым с возможностью организовать зарядку на остановках... Супер тема: поставляем и автобусы, и остановки.

Насчёт топлива: что мешает делать мобильные заправки? Законы? Можно на конечных точках маршрутов делать место, где автобусы с газовоза заправляются, наверное. Ещё и бизнес по продаже топлива наметился)

Ответить