Транспорт Лера Михайлова
5 746

«Водить люблю, а обслуживать машину — нет»: житель Минска сделал приложение-карту со всеми машинами каршеринга в городе

Разработчик сarShare Тимофей Величко рассказал dev.by, зачем нужно ещё одно сервисное приложение и какова жизнь белорусского пользователя каршеринга.

В закладки

«Люблю проблемы решать, а рутинные задачи меня бесят»

— Водить я люблю, а своей машины нет. Раньше была, но я устал её обслуживать. Заправлять, менять резину, ремонтировать — вся эта бытовуха меня замучила и я решил отказаться от авто. Но любовь к вождению не прошла, это для меня элемент расслабления. Помню, в день свадьбы просыпаюсь утром, и чувствую — волнуюсь. Обычно я очень спокойный, а тут мандраж беспричинный, чуть не до тряски. Накануне мы договорились с невестой, что я заеду за ней домой. Сажусь за руль — проезжаю километр, и всё, я спокоен, — говорит Тимофей.

Идея создать приложение-надстройку к каршеринговым сервисам пришла Тимофею вместе с новостями о скором приходе в Минск второго оператора

— Я люблю проблемы решать, а рутинные задачи меня бесят. Чтобы заказать машину, надо сначала зайти в приложение одного оператора, подождать, пока оно загрузится, посмотреть, есть ли рядом машина.

Допустим, захожу в Anytime, вижу, что ближайшая машина — на метро «Петровщина», это далековато. Захожу в «Везуху», там ближайшая на «Михалово» — вообще далеко, значит, мне надо вернуться в Anytime, чтобы забронировать первое авто. Это неудобно. Появилась идея создать приложение, которое бы показывало машины всех сервисов на одной карте, — объясняет разработчик.

В конце июля Тимофей сел за разработку iOS-приложения, а в конце августа залил его в App Store. Чистого времени на разработку понадобилось около 60 часов.

— Приложение небольшое, все этапы мне были понятны, оставалось только сесть и написать, — говорит Тимофей. — По сути, мне надо было лишь собрать данные с операторов и отдать на выход в приложение. Единственный момент: так как я iOS-разработчик, нужен был сервер. Напрямую слать запросы на серверы операторов не очень хорошо с точки зрения архитектуры приложения, поэтому тут требовалось комплексное решение, которое бы возвращало комплексные данные со всех операторов. Для этого я воспользовался платформой Google Firebase, которая даёт простые методы для разработки серверов таким, как я, не сильно в этом «шарящим».

Всего приложение объединило три сервиса: два действующих (Anytime и «Везуха») и один в стадии подготовки (West Group). Доступный автопарк — около 100 единиц (машины нового оператора, которые уже отображаются на карте, но еще недоступны для аренды, не в счёт). Отсюда и скромные результаты скачивания: всего около тысячи для обеих версий приложения.

«Если готовы поработать за звездочки в сторе, я буду рад»

После релиза iOS-версии инициативу Тимофея поддержали тестировщик Андрей Шевцов и Android-разработчик Алексей Захаренко. Захаренко за пару-тройку недель сделал Android-версию сarShare.

Я говорю: ничего не обещаю, но если вы готовы поработать за звёздочки в сторе, то я всегда рад новым людям.

Кроме этого, Тимофея поддержали родные и друзья. Сестра сделала дизайн приложения, жена занялась продвижением в Instagram, друг-юрист помог с написанием политики конфиденциальности — обязательной перед заливкой в онлайн-магазин.

— Посмотрел полиси к другим приложениям, а там документы на шести страницах, куча слов! Для меня это был тёмный лес, поэтому я сразу обратился к товарищу. Он почитал, покопал и выдал документ для нашего приложения: что оно использует, какие данные хранит, как обрабатывает, — говорит Величко.

Ещё один человек следит за каналом в Telegram, который объединяет около 600 пользователей минского каршеринга.

— Там публикуют и обсуждают новости каршеринга, за день набегает до тысячи сообщений, — объясняет разработчик, — Я не в состоянии отследить такое количество сообщений, поэтому товарищ помогает с обработкой этого потока и вычленением чего-то полезного. Может, кто-то сделает хорошее предложение для фичи или найдет баг в приложении.

«Что возьмёте: Volkswagen Polo с почти пустым баком или Ravon R2 c полным?»

— То ли дело в Москве, там около 15 операторов, на каждом перекрёстке стоит по 2-3 машины, — говорит разработчик. — Для Москвы такое приложение, как моё, очень актуально. И там есть аналогичный агрегатор. Но по-моему, он уступает нашему в качестве реализации и производительности. В московском приложении не очень хорошо оптимизирована работа с большим количеством элементов, и из-за этого оно подтормаживает. Но ключевая разница в том, что наше приложение основано на картах «Яндекса», а московский агрегатор (как и приложения минских операторов) — на Google Maps.

— Зачастую бывает так, что машина стоит в двух минутах ходьбы, но Google прокладывает путь в обход и показывает время пути 10 минут. «Яндекс» же в нашем регионе, напротив, очень точно прокладывает маршруты. В перспективе можно задуматься об отображении в нашем приложении московских машин, однако без бизнес-модели в этом нет смысла.

Тимофей не скрывает, что бизнес-навыков его команде очень не хватает. И так как чёткого плана по продвижению и монетизации продукта у команды разработчиков нет, то и стартапом они себя не считают. На вопрос, знают ли минские операторы каршеринга о приложении-агрегаторе, Тимофей простодушно отвечает: «Не знаю». Контактировать с компаниями он не пробовал.

Хотя дальнейшие расспросы показывают, что видение способов монетизации у разработчика есть. Во-первых, привлечение новых операторов и взимание с них платы за размещение в сервисе. Прежде всего это должно работать с небольшими игроками, чьи приложения пользователям будет не очень интересно скачивать заблаговременно. Другое дело, если машина обнаружена поблизости и агрегатор автоматически ведёт по ссылке в онлайн-магазин.

Во-вторых, продажа операторам обезличенной аналитики. Эту идею Тимофею подсказал Даниэль Волков, инженер компании Navek Soft. Например, пользователь открывает приложение и видит рядом два авто — Volkswagen Polo с почти пустым баком и Ravon R2 c полным. По правилам каршеринга, нельзя оставлять машину с пустым баком — надо ехать на заправку, соответственно, терять время. Что выберет пользователь? Эта информация может быть интересна оператору.

В-третьих, возможно сотрудничество с сервисами такси. Допустим, приложение показывает, что рядом нет доступной машины, в то же время появляется баннер, предлагающий вызвать такси. До ближайшей машины — 30 минут пешком, а такси может прибыть уже через 3 минуты.

— Конечно, когда возникают такие идеи, хочется завоевать мир: кажется, вот сейчас начну сотрудничать с каршеринговыми сервисами, первых добавлю бесплатно, а с новых операторов буду брать деньги. Но пока эти перспективы туманны. Поэтому пока просто пользуюсь приложением сам и даю другим — народу нравится, отзывы пишут хорошие. В то же время людям, которые бы привнесли бизнес-составляющую в этот проект, я был бы рад, — говорит разработчик.

Тем не менее работу над приложением Тимофей и его команда не останавливают. Сейчас, например, трудятся над фичей под условным названием «радар».

— Допустим, я хочу куда-то уехать, но прямо сейчас машины нет, — объясняет он. — Я включаю опцию, задаю радиус, закрываю приложение, забываю и спокойно работаю. Сервер запоминает мою локацию, непрерывно проверяет, не появилась ли машина в заданной зоне. И если она появляется, присылает нотификацию на телефон. С учётом того, что машин в Минске пока мало, это будет чуть ли не киллер-фича.

Причём не факт, что такая фича появится у самих операторов. Дело в том, что у них приложения — шаблонные, от производителя софта, поставляющего коробочные решения для каршеринга. Цвета и логотипы в них под каждого заказчика свои, а функционал и пользовательский опыт — одинаковые. Чтобы запилить новую фичу, надо специально просить об этом провайдера.

В идеальном приложении-агрегаторе можно не только увидеть местоположение машин и их характеристики, но также забронировать и открыть авто. Но такой функционал требует доступа к закрытым пользовательским данным, а значит, глубокой интеграции с операторами.

— Возможно, в будущем, если удача нам улыбнётся, мы сделаем единую базу клиентов и единую точку входа — это было бы вообще шикарно.

«Мечтаю поехать из Минска в Гомель и там оставить машину»

Сам Тимофей пользуется каршерингом примерно раз в неделю: когда утром поблизости от дома находится авто и если удаётся избежать поездки в час пик.

— Иногда выходит дешевле, чем такси, — говорит Тимофей. — Например, из дома в Лошице до Петровщины выходит 4 рубля. Но если попадаешь в пробку, то «попадаешь»: стоишь, а денежки капают. И на обочине машину не кинешь: за неправильную парковку предусмотрены штрафы. Из других ограничений: не стоит ехать в центр, если не знаешь наверняка, что у тебя будет место парковки. Иначе можешь крутиться там 20 минут и не припарковаться.

На правах регулярного пользователя и популяризатора каршеринга Тимофей поделился своими пожеланиями к развивающимся минским сервисам:

  • Увеличить количество машин. «До скольких? Не знаю. Я хочу, чтобы машина была здесь и сейчас. Давайте сравним с Москвой: там на 12,5 млн человек 6,5 тысяч машин. В Минске население в шесть раз меньше, значит, автомобилей должно быть около тысячи».
  • Снизить цены. «В Минске минута использования автомобиля стоит 29 копеек, в Москве — 7-8 рублей, то есть примерно 23 копейки. Это на 20% дешевле, большая разница».
  • Разнообразить тарифы. «Сейчас есть варианты суточных тарифов, а хотелось бы ещё опций на поминутные тарифы: например, ночью дешевле, чем днём. Или чтобы была система динамических цен, как в Uber».
  • Развивать сервис в регионах. «Сейчас я могу кататься на арендованном авто по всей стране, но оставить его могу только в Минске. Я родом из Гомеля, когда надо что-нибудь перевезти в родной город, это всегда загвоздка. Хочется, чтобы была возможность нагрузить машину, поехать в областной центр и там её оставить. И не только в областных центрах, но и в других городах».

— Я понимаю, что на белорусском рынке эти пожелания реализовать очень сложно, нужны огромные инвестиции. Но в идеальном мире я вижу каршеринг заменой личному транспорту, — говорит Тимофей.

Статьи по теме:

  • Не латаете дыры — тогда мы идём в СМИ. Как «белые шляпы» строят кибербезопасность в Казахстане.
  • «Если десижн мейкер не очень умён, вы масштабируете не продукт, а глупость». Большая беседа с Chief Decision Scientist в Google про машинное обучение и принятие решений.

#каршеринг #белоруссия

{ "author_name": "Лера Михайлова", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u0430\u0440\u0448\u0435\u0440\u0438\u043d\u0433","\u0431\u0435\u043b\u043e\u0440\u0443\u0441\u0441\u0438\u044f"], "comments": 24, "likes": 24, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 48029, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Sun, 14 Oct 2018 11:56:34 +0300" }
{ "id": 48029, "author_id": 78969, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/48029\/get","add":"\/comments\/48029\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/48029"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199115 }

24 комментария 24 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
5

Я хз на каком ведре ездил Тимофей, чтобы его обслуживание нервировало больше, чем осознание того, что ты можешь тупо не найти каршеринговую тачку (разобрали все в час пик).

Ответить
1

Это важно в случае, что он разработчик?

Ответить
2

А при чём тут разработчик или нет? Я ведь не говорю, что приложение бесполезное — то, что он сделал, как раз круто. Меня смутили только сомнительные выводы на счёт того, что собственное авто — более беспокойный вариант, чем каршеринг.

Ответить
3

В Москве полтора оператора каршеринга. По моим ощущениям на текущий момент Яндекс драйв имеет столько машин, сколько все остальные вместе взятые. На подстраховку можно иметь Белку, Делимобиль и Youdrive.

При таком рынке, агрегатор каршеринга может появится только авторитарным решением московских властей. Раньше лидером была Белка и они боролись с аггрегаторами всеми средствами. Внезапно для всех, Белка стала второстепенным игроком, а договариваться они не хотели.

Позиция аггрегатора в каршеринге слабая. Есть несколько крупных игроков которые диктуют условия. Это не тысячи таксопарков, где их можно "построить".

Думаю, аггрегатор сделать не получится, крупные каршеринговые компании будут максимально препятствовать бизнесу.

Ответить
1

Полтора десятка наверное имелось ввиду?
Ну и не совсем больше. У яндекса на около 1к больше белки и он топ, да. У юдрайва со всеми карпулом довольно много. Делимобиля тоже относительно много.

Ответить
–1

Яндекс - 4500. Увеличили штат вдвое за пол года. Белка - чуть больше 3 тысяч. Делимобиля не помню, около 2-2.5 тысяч. Всего в России около 11 тысяч машин. У юдрайва вроде около тысячи. Но это легко гуглится

Ответить
4

О чем я и говорил. Хз чего минусов накидали.
Кстати не за полгода. Они запустились только в феврале, так что им в целом чуть больше полугода.

Ответить
–1

Простите, неправильно прочел ваше первое сообщение =)

Ответить
0

У Яндекс Драйв, Белки и YouDrive минимальный стаж — 2 года, тогда как у TimCar, Lifcar, Карусель, Anytime, которые вы не назвали и которых тоже в сумме много на карте, минимальный стаж — 0 или 1 год, что прибавляет ещё часть пользователей. Плюс если у вас много мелких подключено, вы можете пользоваться агрегатором и быстро находить машину безо всяких подстраховок.

Ответить
2

лукавый заголовок
если ты ЛЮБИШЬ водить (а не просто испытываешь необходимость перемещаться на машине, то ты покупаешь бмв или ауди, она у тебя чистенькая, мощненькая и быстро ездит
а в каршеринге ты ездишь на пластмассовых овощах - тут нет места любви )

Ответить
0

Забыли сказать что стоимость владения 50-100 т.р. в месяц.

Ответить
0

я ничего не забыл
я отмечаю, каршеринг это просто про вынужденное перемещение из точки а в точку б, а не про любовь к вождению, без любви к обслуживанию

Ответить
0

чорний бе ен ве.. тьфу

Ответить
0

бессмысленный комментарий, тьфу

Ответить
2

"Водить я люблю, а своей машины нет. Раньше была, но я устал её обслуживать."
- может попробовать купить новую А/М?
За 15 лет проблем с обслуживанием авто почти нет, причем были разные марки: Opel, VW, Hyundai, Kia.
В среднем - 4 года на один авто. Из бывалых проблем (за исключением Opel - с ним действительно намучался) - смена резины два раза в год (зима/лето), пару раз - пробитое колесо, плановое ТО, да замена лампочек. Зато каршэринг в последнее время стал излишне популярен - авто либо битые, с горящим индикатором движка (привет Делимобиль), либо отсутствие авто в центре города (привет заКАД) - поэтому сейчас каршеринг - вещь более ненадежная, чем маршрутка.

Ответить
–1

Заправлять - это тоже обслуживание. Для новой машины ТО раз-два в год, страхование, шиномонтаж. Не то чтобы очень сложно, но без этого дыло бы лучше. Я очень не люблю заправлять каршеринг

Ответить
1

Такой сервис, позволяющий видеть, искать и находить на карте машины самых разных каршерингов, был бы безусловно удобен.
Но вот почему в таком случае такого до сих пор нет абсолютно по всем игрокам рынка такси? Запилили бы в едином приложении как в тройке агрегаторов Яндекс.Такси, Uber, Gett, так и таксопарки, которые в них не вошли, если я не ошибаюсь, это Везёт, Мостакси, Мегаполис, Максим, Rutaxi, Ситимобил и др., которые точно не работают в первой тройке. Тот софт, что представлен в App Store - херня полная.

Ответить
1

Меня, как разработчика, всегда интересует, откуда они берут данные для приложений, подобных этому, когда у компаний нет открытых API. Просто через реверс-инжиниринг берут и начинают использовать API самих приложений с их ключами? А это вообще законно в долгосрочной перспективе? :)

Ответить
0

Канал от группы сложно отличить.

Ответить
–1

Вообще youdrive и есть тот самый агрегатор. Если зайти в настройки, то можно увидеть мелкие каршеринги, которые вошли в него. Раньше Яндекс пилили сервис "Яндекс каршеринг", но вскоре такие монстры как белка и делимобиля не решились шарить данные по машинам, сервис был закрыт, и создан собственный каршеринг, с довольно стремным названием.
А вот юдрайв и подобные более мелкие сервисы, просто не выдерживая натиска конкурентов, стали объединеняться.

Ответить
0

вот такой стартап по столице был https://inc.hse.ru/startups/fleetmap
по ходу дела, не потянули эти.
где-то еще видел.
но идея верная.

Ответить
0

По Москве, например, рабочий sharedcars.live, я им пользуюсь

Ответить
0

тем паче возникают вопросы к таковым "новым" стартапам, как я по ссылке привел, и недавно на стартапдей в Питере вроде бы тоже было что-то подобное.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }