В Казахстане начали расследование против «Яндекс Такси» из-за динамического ценообразования и высоких комиссий Статьи редакции

Если местный регулятор выявит «монопольно высокие цены», сервис могут обязать снизить комиссии.

  • Расследование проводят из-за условий ценообразования в «Яндекс Такси», рассказал заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана Рустам Ахметов.
  • По его словам, сервис взимает комиссию в размере 17-20% и использует динамическое ценообразование в периоды повышенного спроса — при плохой погоде или в праздничные дни «услуга для потребителей становится значительно дороже».
  • Если агентство в ходе расследования выявит «монопольно высокие цены», то «будут приняты меры реагирования и снижена комиссия». При этом Ахметов уточнил, что на местном рынке такси существует конкуренция — представлены другие агрегаторы и таксопарки, а конечный выбор сервиса остаётся за клиентом.
  • На момент публикации заметки в «Яндекс Такси» не прокомментировали vc.ru информацию о расследовании в Казахстане.
  • В феврале 2022 года ФАС обязала «Яндекс.Такси», «Ситимобил», Didi и Gett объяснить повышение цен на такси, а также ответить, почему стоимость поездки различается в зависимости от модели смартфона. В «Яндексе» и «Ситимобиле» тогда пояснили, что на стоимость влияют спрос, количество свободных машин и другие факторы, но не модель смартфона.
  • 3 февраля «Яндекс Go» начал показывать в приложении «индекс спроса» и объяснять, что влияет на стоимость поездки.
0
462 комментария
Написать комментарий...
Вадим Д.
из-за динамического ценообразования

Эх, а у нас такого не будет, или всё же есть надежда???

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Нырков

Если не будет динамического ценообразования, к вам в час пик или непогоду просто никто не приедет. Не будет машин в вашем районе - никто не приедет. Потому что не будет мотивации совершать лишние телодвижения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Нырков

Потому что это не маршрутное транспортное средство. В поездке за 5 и 15 минут на одно и то же расстояние есть большая разница. В таком случае вы были бы готовы платить по таксометру? Вот стоите вы в пробке и платите. Или водитель повез вас не по оптимальному маршруту, а по более длинному и вы платите. Тогда ему действительно было бы всё равно на дорожную ситуацию.
Здесь же идет речь о фиксированной цене, вам её заранее объявляют и вы решаете ехать или не ехать. А повышенный тариф стимулирует отдыхающих водителей выходить работать, чтобы все делающие могли уехать.
Вы не хотите, чтобы с вас брали больше денег, но вы сами бы хотели тратить на работу больше времени, а получать меньше?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Нырков

Так вы игнорируете мои доводы и вопросы. Вы готовы получать за свою работу меньше денег при тех же временных затратах и возросших рисках, потому что изменилась погода за окном?
Вы интересовались хоть у одного таксиста что его мотивирует работать в плохую погоду или в Новый год?
Почему вы готовы заплатить непредсказуемую сумму денег по таксометру, но при этом вам не нравится фиксированная на поездку цена?
Если вы не понимаете как это работает, откройте такси Максим и попробуйте без доплаты в час пик вызвать себе такси.
Яндекс просто автоматизирует этот процесс и весьма успешно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Нырков

Поездка на одинаковое расстояние в отсутствие пробок и с пробками, допустим, в час пик, займет же разное время? Верно? Мне казалось, это очевидно, о чем я выше упомянул вскользь.
Если цена на поездку не меняется, то водитель получает меньше за то же время. Грубо говоря, он мог бы выполнить за это время 2 заявки, пока выполнял одну. Тоже самое касается отсутствия машин в вашем районе.
Вот в районе есть 5 машин и 15 человек желающих уехать. Кому машину подать? Пользователь голосует рублем. Всё абсолютно честно, вас никто не обманывает, стоимость поездки известна заранее и водитель на нее не влияет. Такси это не социальный транспорт.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Нырков

Хорошо, если вы не видите причинно-следственной связи, то я поясню.
Увеличение количества машин на дороге, читай пробки, это возросший риск попасть в дтп. Ну и никто не любит стоять в пробке. Непогода на наших дорогах это возросшая потребность в такси и, опять же, риск дтп. Толкание в пробке это возросший расход топлива.
Даже если водитель работает не на своей машине, а на арендованной и не опасается усиленного износа, то зачем ему выходить работать за недорого в изменившейся ситуации? Он же не наемный сотрудник, зачастую самозанятый, а значит сам волен выбирать какие заказы исполнять. Если цена заявки никак не меняется, то лучше он пойдет отдохнет, а когда станет получше на дорогах, выйдет работать. Спокойно и без суеты.
Далее, исходя из моего опыта работы с такси, приход Яндекса в город опускает минимальную сумму поездки, стимулируя людей чаще вызывать такси, потому что короткие поездки становятся дешевле, тогда как водители традиционного такси не хотят «ездить за копейки». А Яндекс предлагает больше поездок, но средний чек ниже. Яндекс не показывает водителю пункт назначения до того, как он возьмет заявку, поэтому у него нет возможности оценить готов ли он вас везти за эти деньги, а в такси Максим такая возможность есть. Ваша заявка по стандартной цене там может висеть очень долго и никто не соизволит её взять, потому что посчитает, что вы предлагаете слишком мало, но если вы добавите доплату, то тут же найдется водитель готовый приехать и отвезти вас. Из этого и следует мое утверждение, что это обычные рыночные отношения, которые автоматизировал Яндекс. Если бы Яндекс не предлагал водителям плюшки в виде высокого спроса, количество машин было бы куда ниже.
Насчет комиссии, так такси прошлого предлагает комиссию 30% потому что иначе просто невыгодно. Это со стороны кажется, что Яндекс ничего не делает и просто гребет бабки, аж целых 20%! На самом деле там под капотом проделывается грандиозная работа в результате которой мы получаем качественный сервис. На порядок превосходящий весь прошлый опыт с заказом такси по телефону. Водители получают стабильный поток заказов и все счастливы.
Мне нравится высокий спрос тем, что если я действительно готов заплатить эту сумму за поездку, машина ко мне приедет и я не буду томиться в длительном ожидании назначения водителя.

кто первый вызвал?

А в таком случае я буду куковать в ожидании машины долго, если не успел вовремя.
В общем, для тех, кто хочет назначать стоимость поездки самостоятельно, есть другие сервисы)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
дядя Федор

SD1, я, как водитель, поеду за Вами из соседнего района только в единственном случае- если мне нужно будет съездить по личным делам в ту же сторону, куда нужно Вам, и даже ценник особо меня интересовать не будет, как там говорит такси Максим- подработай по пути!? Во всех остальных случаях Вам придется ждать маршрутку или добираться пешком....

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
дядя Федор

Похоже, Вам просто остоп..здело такси Яндех? Я ничего про него говорить не хочу, поскольку не таксовал там..Я говорю про Максим и себя лично. В Максиме нет конторского транспорта., все авто личные. Как происходит? Я выхожу после работы, сажусь в машину, и к примеру, мне нужно попасть в магазин на другом конце города. Я могу просто взять и поехать, потратив пару литров бензина туда-сюда(у нас небольшой город),а могу включить приложение Максим, и вижу- бац, кому-то надо в тот же район, куда и мне, но этот кто-то в данный момент находится в пяти км от меня...Да пох...! и на ценник пох..! тыкаю кнопку "взять", и вперед! Тем самым я, по крайней мере, окуплю свой бензин, а если еще и обратно кого-нибудь подберу, так вообще зачет!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
дядя Федор

ну чтобы стало понятно мотивацию водителя..

Ответить
Развернуть ветку
Александр С

Вы рассуждаете из предпосылок, что водитель такси - это обычный работник на рабочем месте. Сейчас возможно таких большинство, но несколько лет назад там было много разного треша.

Например ввели возможность оплаты открытия смены поле первой поездки, т.к. водитель выезжал на смену без копейки в кармане и с пустым баком.

Или например вахтовики, для которых работа в такси это нечто среднее между приработком и развлечением между вахтами и они не готовы ехать куда попало за ту стоимость, которая их не устроит по каким-то их внутренним критериям.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Нырков

Ответ на ваш вопрос про работу очевиден. Также как и очевидно, что если вы сидите в офисе, это на вас никак не влияет, в отличие от водителя такси.

откуда вы знаете…

Дальше спорить вообще смысла нет, вы обесцениваете всю проделанную работу по повышению удобства и качества сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Нырков

Если у вас в офисе неудобные кресла, это не значит, что в Солярисе вы с кайфом проведете весь день. Странно, что вы до степени смешения сравниваете эти работы.
Если вы считаете, что рабочее место водителя действительно лучше, чем у офисного сотрудника, попробуйте оказаться в его шкуре и поработать таксистом.
Я не хочу продолжать диалог, это тупо. Кажется, что вы просто ничего не смыслите в вопросе и обижены на то, что третья сторона выступает регулятором. Будто бы всё только для вас, а не для всех пользователей

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
дядя Федор

Сразу видно, что человек сам таксовал, и говорит очень правильные с точки зрения водилы вещи!

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

В Яндекс.Такси водитель начиная с определенного рейтинга видит пункт Б заказа, разве не так??

Ответить
Развернуть ветку
дядя Федор

я не работал с яндехом, поэтому ничего сказать не могу

Ответить
Развернуть ветку
Александр С
Мог бы выполнить две вместо одной,
если бы не было пробок, но пробки есть,
поэтому он будет делать ноль?

Как это не удивительно, но именно так. Таксист говорит: я лучше кофе попью, чем за 100 рублей буду пол часа в пробке стоять.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр С

Россия не ограничивается только Москвой. До недавнего времени моя средняя стоимость поездки была в районе 120 рублей. Сейчас что-то около 200.

Сути это не меняет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр С

Ну т.е.

Мог бы выполнить две вместо одной, если бы не было пробок, но пробки есть, поэтому он будет делать ноль?

имеет место быть и вы согласны, что водитель может выбрать не делать поездку, если его не устраивает цена?
Поэтому я, как потребитель выигрываю от динамического ценообразования.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр С

Самое непосредственное, чуть выше написал, что работал с парой региональных такси и это вполне типичная ситуация.
Вы можете рассуждать в теории сколько угодно, но практика говорит, что водитель может не поехать никуда, чем поехать дёшево.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
дядя Федор

SD1, вот я, как человек, иногда занимающийся подработкой, прекрасно понял Вашего оппонента в споре. Может, именно для таксиста, работающего на конторской машине, вообще пох.., сколько и куда ездить в течение дня, и в какую погоду, но таких такси сейчас раз и обчелся. В Максиме, по крайней мере, такого нет. И я, таксующий на личном авто, покупающий масло в коробку за 5000 рублей каждые 10 000 км и тратящий 400 рублей на бензин за каждую сотню км, гораздо охотнее повезу человека в плохую погоду или мороз за 300 рублей, к примеру, чем за 150. И ради этого в праздник даже не бухну, а сяду за руль и покатаю пассажиров..В дождь или пробки, как Вы сказали, (да, еще в мороз )возникает много желающих уехать на такси, но водителей, наоборот, становится меньше, поскольку я лучше в дождь или мороз и сам дома посижу, поскольку никто меня не заставляет возить людей насильно, но если ценник будет выше обычного, то водителя это больше простимулирует выйти и сесть за руль...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Они просто боятся сказать, что- "пошли вы все нахер"(простите за мой немецкий), ездите на метро и электробусах...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Логика повышеного спроса в том, что при аккуратном вождении в условиях непогоды- существует риск аварий, поэтому нормальные водители хотят чуть больше денег, за свою работу...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Это уже вопрос к Яндексу и к тому, на сколько он доплачивает своим трудягам... если это их устраивает, то почему нет?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Но всё же, мне благоволила судьба и я в непогоду встречал нормальных таксистов :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Да вы прям Москвачка:)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

ага, особенно после эстакады поворот на Никитский, или прямиком через Манежку...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Ну не удобно там, если только не с красной пресни объезжать...

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Подскользнуться, простудиться, износить одежду- это риск увеличить свои траты на зиму, в отношении к весне\лету... почему водители не могут увеличить свои запросы?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

если они работают на улице в снег, то почему же они не могут увеличить свои запросы? Хм.... у моих работников в дождь\снег, при условии работы на улице ЗП- 1,5х...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Риск аварий увеличивается? вы хотите за 50р доехать до другого конца города, или вы хотите безопасно доехать за 55р до следующей остановки?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Да, вы это писали- но допустим я столяр и иду в свою мастерскую, чтобы сделать @S1m0ne красивый поднос для тортика. Я подскользнулся, сломался и не выполнил условия договора...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Я риски закладываю в цену своей работы- и если я буду работать летом возле чпу\фуганка или зимой возле него же, то зимой мои изделия будут дороже- ведь я могу подскользнуться и попасть под ход фрезы...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

я привел вам модель столярки под открытым небом, работающей и в дождь и снег...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Давайте на 3й круг- когда там изобрели зимние покрышки?:) Почему в дождливую погоду тормозной путь дольше? Сколько раз может сработать подушка на руле? :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Люди, чтобы не подскользнутся и не испортить одежду в непогоду- вызывают такси, в определенной области может не оказаться нужного количества таксистов, чтобы привлечь таксистов из другой области- необходимы некоторые затраты- повышенный спрос- немного больше денег...

Ответить
Развернуть ветку
Александр С

Типичная ситуация трёхлетней давности на ж/д вокзале в моём городе: в региональной службе такси машин в районе нет, при этом машины в обклейке этой службы в количестве 3-5 штук стоят прямо на парковке перед вокзалом. Просто водители не хотят везти за 250-30 руб, но с удовольствием повезут тебя за 500.
Яндекс же просто дёргает машину с более далёкого радиуса и везёт тебя за 300 руб.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр С

Ситуация как раз релевантная, когда-то работал с парой региональных такси, делал взаимодействие сайта с их информационной системой и вместо вокзала можно смело было подставлять N-ое число мест в городе.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр С

Это вы сейчас пишите из своих внутренних убеждений или вы изнутри эту кухню знаете?

У меня в городе минимум три компании разрабатывали софт для такси, который использовался по всей России, я общался с разработчиками и сам принимал некоторое участие. Поэтому то, что вы пишите:

Это или бомбилы на брендированных машинах, или водители, которые в данный момент не на смене.

это ваше предположение?

Потому что мой опыт говорит, что это наша реальность несколько лет назад. И это были именно водители на смене. И IT-шникам пришлось приложить немало усилий, чтобы искоренить эти ситуации насколько это возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр С

Функционировали годами и одна даже разрослась из нашего городка с 650К населения до нескольких регионов.

Потом пришёл Яндекс и перекроил рынок за несколько лет.

Лично я, как потребитель, считаю, что от этого только выиграл. Вы можете быть не согласны с этим, ваше право.

Ответить
Развернуть ветку
Александр С

Есть региональные службы такси у которых в приложении таксометр. Не знаю, хорошо это или плохо.

Я, как потребитель, хочу видеть конечную стоимость поездки а не так: ориентировочная стоимость поездки 150 рублей, а в пути она выросла до 290 из стояния в пробках (реальный случай, после которого просто не пользуюсь больше этой службой). И дело тут не в конечной сумме, которая не велика, а в том, что на выросла почти вдвое.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр С

Ну как же прозрачно? Если мне Яндекс говорит: поездка будет стоить 290 рублей - я решаю, ехать или нет. А если мне говорят: мы возьмём с вас примерно 150 рублей, а по факту берут 290, то о какой прозрачности речь? Я бы понял, если бы взяли указанную сумму плюс/минус 10-15%, тогда можно говорить о прозрачности.

Вы действительно разницы не видите или просто троллите?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр С

Хм. Ну давайте чуть подробнее опишу ситуацию.

Мне нужно ехать по определённому адресу, Открываю Яндекс.такси, он мне сообщает: повышенный спрос, стоимость поездки 280 рублей. Открываю приложение другого такси, которое сообщает: ориентировочная стоимость поездки 150 рублей, машина будет через 10 минут. Ну ОК, выбираю другую службу. Машина приехала через 17 минут, по ходу поездки стоимость выросла до 290 рублей.

Приложение другого такси было удалено с телефона после этой поездки. Почему Яндекс может довольно точно оценить стоимость поездки с учётом ситуации на дорогах, а другая служба нет? Где я, как пользователь получил бы более предсказуемый результат? Я свой выбор сделал и проголосовал рублём.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр С

Ну ОК, ценообразование региональной службы такси несколько лет назад: 10 руб/км и 5 руб минута. Мне нужно проехать условные 10 км.

Мне как потребителю предлагается сыграть в игру: мы возьмём с вас от 100 руб до бесконечности, в зависимости от того, как вам повезёт, но обоснуем при этом каждую копейку.

С другой стороны Яндекс говорит: мы возьмём с вас 150 рублей за эту поездку, как мы это считали - не ваша проблема.

Мне как потребителю в данном случае, плевать, какова экономика поездки в Яндексе, если я получаю результат, за устраивающую меня сумму.

Ну а дальше мы видим, что другие пользователи тоже голосуют рублём и количество региональных служб такси с момента появления Яндекса, сократилось в разы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр С
А если вы не получаете такую сумму?

Значит придётся выбрать общественный транспорт. Но пока мой опыт говорит, что получаю, хотя он может быть не релевантен.

Ответить
Развернуть ветку
дядя Федор

В точку сказал, Михаил!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
459 комментариев
Раскрывать всегда