Двигатель ПД-8 для SSJ 100. Как здоровье мальчика?
26 декабря 2022 года прошла громкая новость о начале летных испытаний двигателя ПД-8 в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
Внимательные комментаторы авиационных телеграм-каналов обратили внимание на странное обстоятельство.
А именно — нет никаких видимых отличий мотогондолы, подвешенной к крылу Ил-76ЛЛ, от мотогондолы SaM146.
Это очень странно.
Напомню, сейчас SSJ 100 летают на двигателях SaM146 совместного производства Safran и ОДК "Сатурн".
Французы производили и обслуживали "горячую часть" двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеру сгорания и турбину высокого давления. ОДК отвечает за "холодную часть" — вентилятор и турбину низкого давления.
В конце октября ОДК рапортовало, что ВАСО (Воронеж) изготовили и отгрузили первый комплект мотогондолы. Но никаких фотографий не появилось. Никто из читателей не сообщал, что ему удалось где-то увидеть фотографии новой мотогондолы.
Вероятность, что в мотогондолу SaM146 удачно вписался ПД-8 … невелика. Двигатель-то совсем другой.
Что же это было? Большой вопрос.
Чтобы два раза не публиковать, поговорим заодно о будущем SSJ 100.
По заявлению Дениса Мантурова, сделанному в декабре, двигатели на уже построенных отечественных самолётах Sukhoi Superjet 100 заменять на российские ПД-8 не планируют.
Давайте разберемся, сколько отмерено жизни двигателям SaM146.
До 2017 года SaM146 страдал от детских болезней горячей части. Вместо заявленных Safran 7500-8000 часов, в реальной эксплуатации двигатель требовал ремонта уже через 2000-4000 часов.
Проблемы камеры сгорания были идентифицированы и пофикшены французами к 2017 году, к 2020 году все эксплуатируемые двигатели вроде как получили новую камеру сгорания.
Вторая причина досрочных ремонтов связана с масляными коллекторами. В той же статье, со ссылкой на закрытую презентацию, утверждается, что в 2019 году была решена и эта проблема.
Надо заметить, что один из комментаторов статьи утверждал в 2021 году, что в его авиакомпании практически нет беспроблемных SaM146, а трещины в масляных коллекторах по-прежнему являются нерешенной проблемой.
Тем не менее, SaM146 достаточно надежны и еще полетают, если проблема с топливными фильтрами их не доконает: )
8000 часов — это много или мало?
При среднем суточном налете 7,5 часов это дает 1000 дней.
Почти три года, неплохо. Какой-то запас комплектующих по горячей части хранился на территории России и будет использован, несмотря на то, что принадлежит французам.
Кто будет заниматься капитальным ремонтом горячей части? Что-то ОДК сумело освоить, но критические, ключевые компетенции французы не передавали и не собирались передавать.
Что будет дальше, в 2025 году и позднее?
В публикациях звучала идея, что по мере исчерпания ресурса SaM146 будет производиться ремоторизация SSJ100 под ПД-8.
Это отнюдь не просто, но принципиально возможно.
Фишка в том, что этот вариант не был утвержден правительством.
На двести ранее произведенных SSJ 100 потребуется четыреста двигателей ПД-8.
Четыреста.
Программа развития авиаотрасли до 2030 года, утвержденная правительством летом 2022 года, предусматривает серийное производство 44 штук ПД-8 начиная с 2024 года по 2030 год.
Одновременно планируется ежегодное производство 20 штук SSJ-NEW.
Нетрудно заметить, что на ремоторизацию старых SSJ планы не ориентированы.
Я воздержусь от обсуждения реальности планов по производству 20 штук SSJ-NEW в 2024 или 2025 году, или реальности серийного производства ПД-8 уже в 2024 году.
Специалисты предпочитают говорить об огромном количестве задач, которые необходимо решить для того, чтобы серийное производство SSJ-NEW и ПД-8 вообще стало возможным. Тут речь даже не про количество, будь то 10 или 20 бортов.
Будьте уверены, ПД-8 тоже содержит импортные компоненты.
Как видите, никто не строит долгосрочных планов. Пару лет продержаться, а там видно будет.
"Не взлетим, так поплаваем..."
ну да, не было ни одного самолета, который не приземлился)
нет никаких видимых отличий мотогондолы, подвешенной к крылу Ил-76ЛЛ, от мотогондолы SaM146.А с чего бы их мотогондолы должны видимо отличаться, если ПД-8 делается на замену SaM146 и со сходными характеристиками?
Холодная часть у них одинаковая, а именно она и определяет диаметр мотогондолы.
А насчет реальности планов, недавно писали, что уже на 12-15 месяцев обгоняют график.
С опережением графика примерно на двенадцать-пятнадцать месяцев в первой декаде 2023 года пара летных образцов отправится из Перми в Комсомольск-на-Амуре для монтажа под крылья «Суперджетов» серии NEW. Сертификат соответствия ждут к лету, а окончательное одобрение для полетов – в декабре 2023 года. Учитывая, что работы над ПД-8 начались в 2019 году, это удивительно оперативные сроки даже по общемировым меркам. Остаётся только надеяться, что планируемый сдвиг сроков влево не останется на бумаге.
Автор написал бред, а вы пытаетесь оспорить этот бред...не тратьте время... :)
Хорошо, если так.
К тому же совпадение по размерам должно упростить ремоторизацию (в том числе проектирование, испытания и сертификацию SSJ-NEW).
Я бы хотел сравнить габариты горячей части.
ПД-8 должен быть покрупнее в ней.
Шлавное, чтобы "мальчик" не чихал и не кашлял.
Отличная публикация!