Во всем мире остановлены полёты Boeing 737 MAX: что это значит для корпорации Boeing и всех нас

Рассказываю как авиалюбитель и редактор в авиакомпании.

Что случилось

29 октября 2018 года разбился лайнер индонезийской Lion Air, 10 марта потерпел крушение самолёт Ethiopian. Оба самолёта — новейшие Boeing 737 MAX, оба разбились спустя несколько минут после взлёта.

Авиакомпании начали массово отказываться от эксплуатации лайнера, государства запретили его полеты и посадки. 14 марта все 371 «Боингов» остановили полёты и остались на земле. Авиакомпании приостанавливают получение новых лайнеров (всего Boeing заключил контракты на поставку более 4500 737 Max).

Это крупнейший удар по компании Boeing за всю её историю. А ведь только год назад американский авиапроизводитель обошёл по числу заказов своего конкурента — европейский Airbus.

Что не так с Boeing 737 MAX

Во всем мире остановлены полёты Boeing 737 MAX: что это значит для корпорации Boeing и всех нас

Расследование катастрофы в Эфиопии ещё продолжается, но по косвенным признакам можно сделать вывод, что оба происшествия связаны — и в них виновата MCAS. Это электронная система, которая измеряет угол атаки (то, насколько самолёт задирает нос). Если MCAS кажется, что угол атаки слишком большой, она начинает автоматически опускать нос лайнера вниз, чтобы его скомпенсировать.

В обычных случаях MCAS работает хорошо, но при особенных неисправностях она активно мешает пилотам, и они могут с ней не справиться.

Представьте, что в вашу машину встроена система, которая следит за тем, насколько ровно вы едете. Вдруг случается небольшая поломка датчика, которая сбивает систему с толку, и во время поворота машина борется с вами, не давая завернуть — в итоге вы въезжаете в столб.

Компания Boeing не предупреждала авиакомпании и пилотов о работе системы MCAS, о ней выяснили только после катастрофы в Индонезии в октябре 2018 года.

Тогда Boeing разослала инструкции, которые помогают лётчикам лучше понять систему и отключить её в случае необходимости. Летчик Денис Окань, который пилотирует в том числе и 737 MAX, пишет, что инструкция — непростая, и стресс от внештатной ситуации мешает её выполнить.

Можно ли исправить проблему самолёта

Компания Boeing обещала «пропатчить» систему MCAS ещё в 2018 году, но не успела сделать это ни до падения лайнера Lion Air, ни после — до катастрофы Ethiopian. Сейчас авиапроизводитель обещает «выкатить хотфикс» до мая 2019 года. Если после этого самолёты протестируют и признают безопасными, 737 MAX снова поднимутся в воздух. Но когда это случится — пока неизвестно.

Однако работа системы MCAS — это не просто ошибка в системе управления самолётом. Чтобы сделать 737 MAX экономичнее и привлекательнее для покупателей, инженеры установили на него усовершенствованные двигатели, с большим диаметром.

Такие двигатели не помещаются под крылом, их пришлось вынести немного вперёд и вверх. Это изменило поведение самолёта во время взлёта, с которым и пытались бороться с помощью системы MCAS. Поэтому просто отключить её нельзя — это не решит «хардверной» проблемы лайнера. Можно ли устранить эту особенность патчем — пока непонятно.

Что это значит для Boeing

Остановка полётов 737 MAX привела к падению стоимости акций Boeing. Компания потеряла более 14% стоимости за три дня — более $21 млрд капитализации. Это крупнейшие неприятности авиапроизводителя за всё время его существования.

Во всем мире остановлены полёты Boeing 737 MAX: что это значит для корпорации Boeing и всех нас

Обычно при падении самолётов акции Airbus, Boeing и немногочисленных небольших производителей не теряют в стоимости или теряют незначительно. Но в случае с 737 MAX произошла уникальная ситуация — от использования лайнеров стали отказываться сами авиакомпании, не дожидаясь официальных запретов властей.

Это говорит о недоверии авиакомпаний к заверениям Boeing о безопасности самолётов. Последним ударом по доверию стала просьба авиапроизводителя запретить полёты 737 MAX в США, где у Boeing традиционно сильно лобби. Вернуть его будет непросто — Boeing придётся приложить много усилий, чтобы убедить всех в том, что ошибку удалось исправить.

От запрета на полеты Boeing 737 страдают авиакомпании, для них простой самолётов — убытки в миллионы долларов каждый день. Авиакомпания Norwegian уже подаёт в суд на Boeing, могут последовать и другие иски. Если авиакомпании смогут доказать в суде вину авиапроизводителя, то Boeing придётся заплатить огромные неустойки, и акции просядут ещё сильнее.

Программа 737 MAX будет продолжена, но исправление этой ситуации может стоить Boeing миллиарды долларов, которые уйдут на выплату компенсации семьям погибших, срочные доработки лайнеров и компенсации авиакомпаниям, а также на скидки на продукцию, которыми попробуют вернуть их лояльность. Кроме того, из-за скандала пришлось перенести презентацию новейшего дальнемагистрального самолёта Boeing 777X с уникальным складывающимся крылом.

От проблем 737 MAX очевидно выиграет его конкурент, новейший лайнер от Airbus — A320neo. Тем авиакомпаниям, которые уже заключили «твёрдые» контракты на 737 MAX, будет сложно пересесть на А320neo, но потенциальные покупатели охотнее выберут европейский беспроблемный лайнер.

Что это значит для пассажиров

Ситуация с Boeing никак не повлияет на пассажиров и стоимость билетов. 371 самолёт — это незначительное число для гражданской авиации, в которой работают десятки тысяч лайнеров.

В России летало только два 737 MAX — во флоте авиакомпании S7, теперь оба самолёта стоят на приколе. В 2019 году получать новые лайнеры собирались в «Победе», Nordstar и Utair, а также в «Уральских авиалиниях». Авиакомпании справятся с этими трудностями, на рынке достаточно свободных машин.

Тяжелее всего будет «Победе» — компания заказала 20 новых лайнеров с поставкой до 2021 года. Теперь планы удвоить флот с помощью новых самолётов под угрозой, а перейти на эффективного конкурента A320neo будет сложно — лоукостеру важно держать флот из одного типа самолётов, чтобы экономить на обслуживании и найме.

Авиация по-прежнему остается самым безопасным способом перемещения на значительные расстояния. Катастрофы — это ужасно, но нужно понимать, что после каждой катастрофы самолёты становятся всё безопаснее и безопаснее.

218218
144 комментария

Забыл отметить, что пилоты Boeing 737 MAX сообщали о проблеме с MCAS 23 раза с 2017 года.

107

Это много или мало, как нам понять? Может там о проблемах в других системах сообщали не меньше.

12

Отличная статья, Сергей!

13

Комментарий недоступен

39

А при чем тут автономное вождение, когда виноваты инженеры, создавшие самолет с единой точкой отказа, самолет, который отделяется от катастрофы неисправностью ОДНОГО датчика? Такие во все века были, это не связано с умными машинами. Построят дом — он развалится, построят корабль — он утонет сразу после спуска на воду, и т.д. Потому что замена на нейросеть криворукой обезьяны в кресле водителя — это половинчатое решение. Нужно менять еще и криворукую обезьяну в креслах конструктора и программиста.

29
Раскрывать всегда
Купил 5 вендинговых аппаратов за 900к и провалился. Показываю реальные цифры доходности.

Наёмный менеджер тестировал вендинговые аппараты как дополнительный инструмент сбыта товара, но что-то пошло не так...

Купил 5 вендинговых аппаратов за 900к и провалился. Показываю реальные цифры доходности.
1818
22
22
11
День 1116: аналитики ожидают, что ЦБ на заседании 21 марта 2025 года сохранит ключевую ставку на уровне 21%

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото РБК
44
11
⚡ Золото против санкций: почему мир бросает доллар и выкупает весь металл? Когда же он устанет расти?

Пока Китай, Ближний Восток и Латинская Америка загружают резервы золотом, аналитики предрекают $3200 за унцию. Но что произойдет, если внезапно крупнейшие покупатели исчезнут?

⚡ Золото против санкций: почему мир бросает доллар и выкупает весь металл? Когда же он устанет расти?
1515
11
11
Субботний самопиар на vc.ru

Делимся в комментах ссылками на свои проекты и комментируем чужие! Площадка для самопрезентации стартапов и пет-проектов 👉 Product Radar

Субботний самопиар на vc.ru
1940
1616
55
11
«Наниматель попросил убрать из видео надпись "Тестовое задание". Отказал ему, а он — мне»: в Х обсуждают, как компании «разводят» соискателей

И как последние учатся с этим бороться.

8080
99
22
11
11
О, моя остановочка. Вообще теперь почти никогда не делаю тестовые
60 запросов, 21 ответ, ноль подтверждений: The Bell опросило крупнейший по выручке западный бизнес о планах вернуться в Россию

О его возможном возвращении заговорили российские власти — предупредив, что условия будут жёсткими.

Источник фото: Lenta.ru
2828
88
22
11
Снова инвестировать в страну где у тебя уже конфисковали активы, где коррумпированная судебная, правовая, да и в принципе вся система? Где права инвестора ни чем не защещены, где законы принимаются только с одной формулировкой - запретить?
Топ-менеджер Siri назвал «безобразием» задержки с выпуском ключевых ИИ-функций — Bloomberg

Компания планировала подготовить их к весне 2025 года, но теперь публичного релиза может не быть до 2026-го, говорят источники.

44
22
11
В App Store появился сервис Touch Grass — он блокирует приложения на смартфоне до тех пор, пока пользователь не потрогает траву

Работает по подписке, есть бесплатная версия с ограничениями.

1010
77
22
11
- Гражданин, закладки на газоне ищем? - Да нет, мне просто нужно срочно потрогать траву... это такое приложение... - Ваши документы
477 судов Boeing 787 летают с некачественными деталями от недобросовестного субподрядчика — Reuters

Расследование против двух итальянских субподрядных компаний открыли ещё в 2021 году.

Источник фото: NYT
77
55
33
У нас опыт перенимают?
40% с каждого клиента: партнерская программа Telegram-магазинов

Сегодня хочу поделиться наблюдением, которое может быть полезно тем, кто ищет рабочие партнерские программы. Речь пойдет о Telegram-магазинах и возможностях, которые открывает этот рынок.

40% с каждого клиента: партнерская программа Telegram-магазинов
77
44
Блогер Влад Бумага решил обанкротить свою компанию по продаже снеков в России

Её долги перед кредиторами составляют около 40 млн рублей.

Влад Бумага на прямой линии с Владимиром Путиным
7070
66
22
22
11
- Открыл две компании, набрал кредитов - Перевел всё бабло из одной компании в другую, а первую закрыл как банкрота - долг можно не возвращать Profit
[]