Во всем мире остановлены полёты Boeing 737 MAX: что это значит для корпорации Boeing и всех нас

Рассказываю как авиалюбитель и редактор в авиакомпании.

Что случилось

29 октября 2018 года разбился лайнер индонезийской Lion Air, 10 марта потерпел крушение самолёт Ethiopian. Оба самолёта — новейшие Boeing 737 MAX, оба разбились спустя несколько минут после взлёта.

Авиакомпании начали массово отказываться от эксплуатации лайнера, государства запретили его полеты и посадки. 14 марта все 371 «Боингов» остановили полёты и остались на земле. Авиакомпании приостанавливают получение новых лайнеров (всего Boeing заключил контракты на поставку более 4500 737 Max).

Это крупнейший удар по компании Boeing за всю её историю. А ведь только год назад американский авиапроизводитель обошёл по числу заказов своего конкурента — европейский Airbus.

Что не так с Boeing 737 MAX

Во всем мире остановлены полёты Boeing 737 MAX: что это значит для корпорации Boeing и всех нас

Расследование катастрофы в Эфиопии ещё продолжается, но по косвенным признакам можно сделать вывод, что оба происшествия связаны — и в них виновата MCAS. Это электронная система, которая измеряет угол атаки (то, насколько самолёт задирает нос). Если MCAS кажется, что угол атаки слишком большой, она начинает автоматически опускать нос лайнера вниз, чтобы его скомпенсировать.

В обычных случаях MCAS работает хорошо, но при особенных неисправностях она активно мешает пилотам, и они могут с ней не справиться.

Представьте, что в вашу машину встроена система, которая следит за тем, насколько ровно вы едете. Вдруг случается небольшая поломка датчика, которая сбивает систему с толку, и во время поворота машина борется с вами, не давая завернуть — в итоге вы въезжаете в столб.

Компания Boeing не предупреждала авиакомпании и пилотов о работе системы MCAS, о ней выяснили только после катастрофы в Индонезии в октябре 2018 года.

Тогда Boeing разослала инструкции, которые помогают лётчикам лучше понять систему и отключить её в случае необходимости. Летчик Денис Окань, который пилотирует в том числе и 737 MAX, пишет, что инструкция — непростая, и стресс от внештатной ситуации мешает её выполнить.

Можно ли исправить проблему самолёта

Компания Boeing обещала «пропатчить» систему MCAS ещё в 2018 году, но не успела сделать это ни до падения лайнера Lion Air, ни после — до катастрофы Ethiopian. Сейчас авиапроизводитель обещает «выкатить хотфикс» до мая 2019 года. Если после этого самолёты протестируют и признают безопасными, 737 MAX снова поднимутся в воздух. Но когда это случится — пока неизвестно.

Однако работа системы MCAS — это не просто ошибка в системе управления самолётом. Чтобы сделать 737 MAX экономичнее и привлекательнее для покупателей, инженеры установили на него усовершенствованные двигатели, с большим диаметром.

Такие двигатели не помещаются под крылом, их пришлось вынести немного вперёд и вверх. Это изменило поведение самолёта во время взлёта, с которым и пытались бороться с помощью системы MCAS. Поэтому просто отключить её нельзя — это не решит «хардверной» проблемы лайнера. Можно ли устранить эту особенность патчем — пока непонятно.

Что это значит для Boeing

Остановка полётов 737 MAX привела к падению стоимости акций Boeing. Компания потеряла более 14% стоимости за три дня — более $21 млрд капитализации. Это крупнейшие неприятности авиапроизводителя за всё время его существования.

Во всем мире остановлены полёты Boeing 737 MAX: что это значит для корпорации Boeing и всех нас

Обычно при падении самолётов акции Airbus, Boeing и немногочисленных небольших производителей не теряют в стоимости или теряют незначительно. Но в случае с 737 MAX произошла уникальная ситуация — от использования лайнеров стали отказываться сами авиакомпании, не дожидаясь официальных запретов властей.

Это говорит о недоверии авиакомпаний к заверениям Boeing о безопасности самолётов. Последним ударом по доверию стала просьба авиапроизводителя запретить полёты 737 MAX в США, где у Boeing традиционно сильно лобби. Вернуть его будет непросто — Boeing придётся приложить много усилий, чтобы убедить всех в том, что ошибку удалось исправить.

От запрета на полеты Boeing 737 страдают авиакомпании, для них простой самолётов — убытки в миллионы долларов каждый день. Авиакомпания Norwegian уже подаёт в суд на Boeing, могут последовать и другие иски. Если авиакомпании смогут доказать в суде вину авиапроизводителя, то Boeing придётся заплатить огромные неустойки, и акции просядут ещё сильнее.

Программа 737 MAX будет продолжена, но исправление этой ситуации может стоить Boeing миллиарды долларов, которые уйдут на выплату компенсации семьям погибших, срочные доработки лайнеров и компенсации авиакомпаниям, а также на скидки на продукцию, которыми попробуют вернуть их лояльность. Кроме того, из-за скандала пришлось перенести презентацию новейшего дальнемагистрального самолёта Boeing 777X с уникальным складывающимся крылом.

От проблем 737 MAX очевидно выиграет его конкурент, новейший лайнер от Airbus — A320neo. Тем авиакомпаниям, которые уже заключили «твёрдые» контракты на 737 MAX, будет сложно пересесть на А320neo, но потенциальные покупатели охотнее выберут европейский беспроблемный лайнер.

Что это значит для пассажиров

Ситуация с Boeing никак не повлияет на пассажиров и стоимость билетов. 371 самолёт — это незначительное число для гражданской авиации, в которой работают десятки тысяч лайнеров.

В России летало только два 737 MAX — во флоте авиакомпании S7, теперь оба самолёта стоят на приколе. В 2019 году получать новые лайнеры собирались в «Победе», Nordstar и Utair, а также в «Уральских авиалиниях». Авиакомпании справятся с этими трудностями, на рынке достаточно свободных машин.

Тяжелее всего будет «Победе» — компания заказала 20 новых лайнеров с поставкой до 2021 года. Теперь планы удвоить флот с помощью новых самолётов под угрозой, а перейти на эффективного конкурента A320neo будет сложно — лоукостеру важно держать флот из одного типа самолётов, чтобы экономить на обслуживании и найме.

Авиация по-прежнему остается самым безопасным способом перемещения на значительные расстояния. Катастрофы — это ужасно, но нужно понимать, что после каждой катастрофы самолёты становятся всё безопаснее и безопаснее.

218218
169 комментариев

Забыл отметить, что пилоты Boeing 737 MAX сообщали о проблеме с MCAS 23 раза с 2017 года.

107
Ответить

Это много или мало, как нам понять? Может там о проблемах в других системах сообщали не меньше.

12
Ответить

Отличная статья, Сергей!

13
Ответить

Так Boeng выпустил оповещение о проблеме и способе отключении MCAS. Как я понимаю, этих оповещений много или они не до всех доходят, или не получают должного внимания. К сожалению, пилоты не знали, или не вспомнили об этом.
ИМХО, виноват тут не только Боинг. Почему после стольких повторений и первой катастрофы Lion Air не было разослано письмо со статусом "АХТУНГ!!11" ?

2
Ответить

Скажи пожалуйста, есть ли такая проблема на остальных 737 боингах, без преписки MAX? В частности интересуют модели, указанные на скрине.

Ответить

Комментарий недоступен

39
Ответить

А при чем тут автономное вождение, когда виноваты инженеры, создавшие самолет с единой точкой отказа, самолет, который отделяется от катастрофы неисправностью ОДНОГО датчика? Такие во все века были, это не связано с умными машинами. Построят дом — он развалится, построят корабль — он утонет сразу после спуска на воду, и т.д. Потому что замена на нейросеть криворукой обезьяны в кресле водителя — это половинчатое решение. Нужно менять еще и криворукую обезьяну в креслах конструктора и программиста.

29
Ответить