Зарядные станции для электромобилей в новостройках: фантастика или ближайшее будущее?

Зарядные станции для электромобилей в новостройках: фантастика или ближайшее будущее?

Интервью было впервые опубликовано на cian.ru.

Электрозарядные станции все чаще появляются в торговых центрах, около стадионов, на заправках. Как скоро эта тенденция затронет и жилую недвижимость? Почему установка ЭЗС на территории жилого комплекса становится конкурентным преимуществом и выгодна и девелоперам, и новоселам?

Авторынок России активно развивается в сторону электромобильной индустрии: за 2022 год количество электрокаров увеличилось на 33%, а в начале 2023-го процент реализованных машин увеличился в три раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Это ведет к расширению инфраструктуры: в крупных городах России новостройки уже начинают оснащать зарядками. Как девелоперам обеспечить новостройки зарядными станциями и заработать на этом? Рассказал коммерческий директор Sitronics Electro Николай Самохин.

ЭЗС становятся необходимым атрибутом качественного сервиса, а девелоперы заинтересованы в том, чтобы отвечать на актуальные запросы жителей. Паркинги новых ЖК придется обеспечивать зарядными станциями, чтобы они были современными и удобными.

Мы считаем, что об этом лучше позаботиться заранее, на этапе застройки. Это минимизирует проблемы с выделением мощности и дополнительным местом для зарядок. Но технически оборудовать паркинги можно на любом этапе: и во время проектирования, и во время строительства, и в уже возведенном ЖК.

Николай Самохин

Как развитие рынка электромобилей в России затронуло сферу девелопмента?

Стандарты комфорта в жилых комплексах постоянно развиваются. Какое-то время назад ценилась локация — чем ближе к центру, тем лучше. Тогда же был важен архитектурный стиль. Началом тренда на удобство жителей стали закрытые дворы. После этого застройщики занялись облагораживанием мест общественного пользования: подъездов, детских площадок и т. д.

В последнее время много внимания уделяется тренду на умный дом и умное здание. К умному дому подключается всё — от бытовой техники до света, а в зданиях внедряются умные датчики, камеры и счетчики для контроля и удаленного управления объектом и его территорией. Электрозарядная инфраструктура в ЖК становится логичным развитием сервиса в девелопменте

Зарядные станции для электромобилей в новостройках: фантастика или ближайшее будущее?

Государство продолжает стимулировать развитие электрозарядной инфраструктуры — теперь это касается и застройщиков. В прошлом году в приказ Минстроя о внесении изменений в СП 42.13330.2016 был добавлен пункт 11.44.

В соответствии с ним при размещении парковочных мест на стоянках автомобилей следует предусматривать места для хранения электромобилей, оборудованные зарядными устройствами, — не менее 5% общего количества мест. Пока законодательные изменения носят рекомендательный характер, но так будет не всегда.

Например, в Великобритании с середины 2022 года уже приняли закон — теперь все застройщики должны обеспечивать станциями новые ЖК, коммерческие здания, супермаркеты и здания после капитального ремонта. Вероятно, то же самое произойдет и у нас.

Есть ли реальная необходимость в установке станций в новостройках?

Скорее всего, со временем это станет необходимостью. Думаю, задача бизнеса в том, чтобы заранее предугадать запрос клиента. Доля электромобилей в общем автопарке России сейчас не очень велика — их пока чуть больше 20 тыс.

Именно поэтому мы предлагаем застройщику решение, которое позволит обеспечивать паркинг зарядными станциями не на будущее, а по конкретному запросу жителя. На стадии проектирования и постройки дома мы можем создать всю зарядную инфраструктуру без самих зарядок. В итоге ЖК технически готов к тому, чтобы в любое место поставить станцию.

Как рассчитать оптимальное количество ЭЗС в паркинге жилого дома?

Оптимальное количество рассчитать невозможно. Есть два варианта: либо рассчитывать его, опираясь на законодательные рекомендации, либо действовать по запросу жителей, заранее спроектировав зарядную инфраструктуру.

Какую мощность надо заложить на зарядные станции?

Так как рассчитать оптимальное количество ЭЗС сложно, с мощностью тоже все не так просто: на паркинге ЖК ее может оказаться недостаточно для одновременной зарядки нескольких электромобилей. Поэтому мы устанавливаем систему балансировки мощности.

Эта система в зависимости от общей загрузки позволяет временно снижать мощность, используемую для зарядки электромобилей. Станция может выдавать от 30 до 100% заявленной мощности: чем больше уходит на нужды здания, тем меньше выделяется на ЭЗС. Например, ночью, когда потребление здания ниже, электромобили получат больше мощности для зарядки, а в пиковые вечерние часы, наоборот, скорость зарядки будет минимальной. Такая система позволяет подключить больше зарядных станций и избежать перегрузки электрики.

Зарядные станции для электромобилей в новостройках: фантастика или ближайшее будущее?

Как оператор работает с застройщиком? Какие услуги предоставляет?

Все операторы взаимодействуют с управляющей компанией по разным сценариям. Если мы говорим о персональных зарядках, то вариантов несколько. Во-первых, Sitronics Electro может бесплатно спроектировать зарядную инфраструктуру для ЖК. Кроме того, мы консультируем по выбору или можем быть поставщиком оборудования и материалов, объясняем, как организовать балансировку мощности.

Во-вторых, мы можем внедрить и обслуживать зарядную инфраструктуру в ЖК: построим ее и будем обеспечивать ее бесперебойную работу.

В-третьих, мы предоставляем софт, который позволяет застройщику или УК монетизировать эту инфраструктуру после ввода ЖК в эксплуатацию.

Если говорить о станциях не на персональных машино-местах, то у застройщика есть опция установки общедоступной зарядки — например, на гостевом паркинге. В таком случае лучше ставить быструю станцию, чтобы у вас успели подзарядиться больше жителей или гостей дома.

Как монетизировать эту инфраструктуру и сколько застройщик/УК могут заработать?

Застройщик выделяет часть своей мощности для питания электрозарядных станций. Sitronics Electro устанавливает щит с отдельным прибором учета для обеспечения расчетов УК со сбытовой организацией. Программное обеспечение позволяет балансировать доступную для заряда мощность.

Застройщик или УК уже сами тарифицируют эту услугу для клиента через мобильное приложение Sitronics Electro, которое можно интегрировать с мобильным приложением УК. Так, управляющая компания предоставляет услугу по заряду электромобилей своим жителям, которую не нужно включать в счета. УК может зарабатывать от 40% конечной цены, которую платит клиент.

Тариф на общедоступных станциях для гостей ЖК вполне может быть таким же, как и по городу, поэтому на таких зарядках маржа получится еще выше.

Почему жители выберут использование станции на парковке ЖК, а не зарядку на городских станциях?

Во-первых, это удобнее — ты приезжаешь домой и ставишь на ночь машину на зарядку. Это привычная и комфортная модель потребления — не нужно где-то оставлять машину, а утром добираться до нее.

Во-вторых, зарядка на станции в ЖК будет выгоднее. Если на частных зарядных станциях в городе или на трассах тариф варьируется от 17 до 25 рублей за кВт*ч, то УК устанавливает, конечно, более низкую стоимость.

На каком этапе строительства здания можно обращаться к оператору за оснащением парковки ЖК зарядками для электромобилей?

На этапе проектирования, строительства, даже если дом построен, сдан и в нем уже несколько лет живут — мы можем в любой момент оборудовать зарядную инфраструктуру в вашем здании.

Сейчас зарядная инфраструктура в России в стадии активного роста. Цель индустрии — расширить сеть быстрых станций, на которых машина заряжается за 30–40 минут, чтобы облегчить жизнь электромобилистов и обеспечить доступность инфраструктуры для всех желающих. Такой зарядкой удобно пользоваться, если она по пути, но оставить на ней машину на ночь не получится — после сессии придется ее забрать, чтобы освободить станцию для других водителей, которым она понадобится.

Как только спадет острая необходимость в быстрых ЭЗС, внимание потребителей вернется к медленным станциям — они дешевле и доступнее для водителей, пусть зарядка на них и занимает 7–10 часов. Водителю так или иначе после рабочего дня удобнее заряжать машину дома, оставив ее на зарядке на ночь. За это время она не зарядится до 100%, что лучше для батареи, и заряда точно хватит на весь следующий день в городе.

Sitronics Electro не просто устанавливает зарядные станции на паркинге жилого комплекса — это можем сделать не только мы, но и множество других компаний и даже сами жители. Уникальность нашего предложения состоит именно в том, что мы системно подходим к этой задаче и предоставляем управляющей компании и застройщику целый набор с программным обеспечением и инструментами для монетизации.

Подписывайтесь на Telegram-канал Sitronics Electro, чтобы быть в курсе важных новостей электротранспорта в России.

22
Начать дискуссию