«Из затрат на рекламу у нас только оклейка самокатов»: как топ-менеджеры S7 запустили сервис для аренды самокатов Whoosh Материал редакции

Выдержка материала РБК о компании с ежедневной выручкой 1,2 млн рублей.

В закладки
Аудио

Кто основатели и какие первые инвестиции

Сервис для проката электросамокатов Whoosh работает с апреля 2019 года, его запустили нынешние и бывшие топ-менеджеры S7 Group:

  • Дмитрий Чуйко — заместитель гендиректора S7 Group по инновациям.
  • Егор Баяндин — заместитель гендиректора по технологическому развитию S7 Travel Retail.
  • Сергей Лаврентьев — президент компании City Sightseeing Russia, продающей экскурсии, до этого отвечал за корпоративные продажи в S7.
  • Олег Журавлёв — возглавлял внутренний ИТ-интегратор в S7, сейчас работает в холдинге «ЭР-Телеком», пишет РБК, не указывая должность.

Идея сервиса принадлежит Чуйко: он загорелся этой темой во время командировки в Сан-Франциско в 2018 году, где прокат электросамокатов очень популярен.

«Катались все: молодые, пожилые, офисные служащие. Меня удивило не только безумное количество ездоков, но и сама бизнес-модель без затрат на маркетинг. Стоящий на улице самокат сам себя продаёт с первой минуты», — рассказал Чуйко.

Стартовые инвестиции составили $1 млн, основатели вложили в запуск собственные деньги. 50% компании принадлежит Чуйко, остальные 50% примерно поровну делят три других партнёра.

Название Whoosh придумал семилетний сын Чуйко: «Он обожает мультфильм Room on the Broom про ведьму, летающую на метле, и подражает героине. Отталкиваясь на самокате, говорит: Whoosh-sh-sh. Слово подошло нам по смыслу».

Запуск, первые результаты и проблемы

Сервис партнёры планировали запустить летом 2018 года, но не успели оснастить самокаты необходимой электроникой. В апреле 2019 года Whoosh начал работать в Москве с 20 самокатами на старте, затем вышел в Санкт-Петербург, новосибирский Академгородок и наукоград Кольцово в Новосибирской области. Сейчас парк сервиса насчитывает 1200 электросамокатов, из них около тысячи — в Москве.

Не было ни рекламы, ни рассылок. Люди сами скачали приложение, привязали карточку, разобрались, как это работает, и поехали. Мы стремились сделать максимально простую посадку: не требуем для регистрации ни паспорта, ни прав, ни даже селфи.

Дмитрий Чуйко
о запуске в Москве

В качестве базовой версии самоката Whoosh использует Xiaomi Mijia M365. Компания оснащает их сенсорами, модемами GPS и GSM, которые сообщают о местонахождении и состоянии устройств. Самокаты Whoosh разгоняются до скорости 20 км/ч и имеют запас хода 30 км.

Пользователи берут самокат в среднем шесть-семь раз в сутки, за лето они совершили 160 тысяч поездок, заявляют в компании. По словам Чуйко, к концу августа Whoosh удалось выйти на выручку около 1,2 млн рублей в день.

На старте работы сервиса стоимость аренды самоката в Москве составляла 50 рублей за начало поездки и по пять рублей за каждую последующую минуту. В июле сервис запустил в динамический тариф: в зависимости от наличия свободных устройств и времени суток старт обходится от 0 до 50 рублей, каждая последующая минута — от пяти до семи рублей.

В цену поездки заложены пятипроцентные траты на амортизацию, но по факту расходы на неё пока не выше 2% в месяц. «Иногда самокаты ломают, причём даже намеренно», — рассказал Егор Баяндин. Недобросовестных пользователей Whoosh старается штрафовать, списывая деньги с их карты. Чуйко уверяет, что это происходит лишь в вопиющих случаях: неправильная парковка, не прикреплённый к стойке самокат, незавершённая поездка.

На что Whoosh тратит деньги

Из стартовых инвестиций в 2018 году компания потратила $75 тысяч на первую тестовую партию самокатов, $200 тысяч на зарплаты разработчикам, $225 тысяч — на дизайн, аренду офиса и мастерской, оборудование и тому подобное. В 2019 году на покупку скутеров, зарплаты и продолжающуюся разработку ушло ещё $500 тысяч.

В компании работают 42 человека: 15 разработчиков, семь специалистов по продукту и маркетинг и операционная обслуживающая бригада — 20 человек.

Сейчас до 30% выручки уходит на аренду помещения, на водителей и машины, которые собирают самокаты и развозят, на запчасти и обслуживающий персонал. Расходы на сбор данных и обслуживание платформы составляют ещё 10-12%. Дооборудованный самокат обходится компании чуть больше чем в 30 тысяч рублей, треть стоимости — это затраты на дополнительную электронику.

Из затрат на рекламу у нас сейчас только оклейка самокатов: на каждый самокат из первой партии мы потратили всего по 300 рублей.

Дмитрий Чуйко

Сооснователь Whoosh Чуйко говорит, что маржинальность бизнеса составляет 55%.

Планы по развитию

Дальнейшее развитие в России Whoosh планирует при участии партнёров. Компания предлагает предпринимателям покупать электросамокаты по цене 35-40 тысяч рублей за устройство и взять на себя задачи оператора: заряжать, мыть и ремонтировать самокаты. Whoosh обещает оставлять партнёрам 65% выручки. Каждое устройство окупит себя за полтора-два месяца, уверяет Баяндин.

Всего с запросами о партнёрстве обратилось 60 компаний. У кого-то (обычно это ИП или самозанятые) есть инфраструктура и мощности: станция техобслуживания, ремонтная мастерская, экспедиторы, курьеры. Они хотят их догрузить. У других есть деньги, которые им хочется выгодно вложить.

Егор Баяндин
о партнёрах

По расчётам Whoosh, Москва в пределах Садового кольца может вместить до двух тысяч самокатов, а в пределах Третьего транспортного — восемь тысяч. Потенциальным партнёрам компания рекомендует начинать хотя бы с 50 устройств, чтобы охватить небольшую территорию. Такой запуск потребует 2 млн рублей, не считая затрат на аренду небольшого помещения и автомобиля для сбора самокатов по городу.

Осенью 2019 года компания планирует запустить сервис за рубежом: по словам Чуйко, они готовы запустить как минимум 1,5 тысячи самокатов в десяти городах за рубежом. Потенциальный рынок в Европе компания оценивает в $5 млрд.

У нас серьёзные контракты в Европе на этапе финального согласования. Хотим открыться в Испании и Италии. Не желая конкурировать с Lime и Bird, выбираем небольшие города.

Сейчас получаем разрешения в местных муниципалитетах, чтобы согласовать с властями модель, зоны, где это будет, способ парковки. В Европе Whoosh будет использовать другую ценовую политику — €1 за старт и 15 центов за минуту.

Дмитрий Чуйко
о планах по развитию за пределами России
{ "author_name": "Albert Khabibrakhimov", "author_type": "editor", "tags": ["whoosh"], "comments": 36, "likes": 32, "favorites": 49, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 81783, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Wed, 04 Sep 2019 16:54:36 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 81783, "author_id": 53259, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/81783\/get","add":"\/comments\/81783\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/81783"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199115, "last_count_and_date": null }
36 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Почему самокат стоит 5 рублей в минуту, а Renault Kaptur 9?

Ответить
6

Да чёт дороговато 5 рублей за минуту, kia 6.45 стоит у яндекса

Ответить
5

А метро так вообще меньше рубля минута стоит поездки в среднем.

Ответить
9

В нашем Новосибирском Академгородке самокаты появились в июне и к середине августа их стало много, люди специально даже приезжают из других районов города, чтобы покататься.
Действительно, рекламы никакой не было, тк лето в этом году было не очень дождливым и снежным, то самокаты хорошо «зашли».
Но есть вопросы – безопасность самый для меня главный, тк мою дочь чуть не сбил семилетний мальчик(ростом чуть выше самоката), отец мальчика что-то мямлил что мол он готов отвечать, на что я сказал, что его «отвечать» мне не вернёт здоровье моего ребёнка.
Одно дело за 25к купить самокат, а другое – арендовать за 200₽, порог входа разный и поэтому регулярно вижу детей родителей-долбоёбов на этих самокатах.
Часто самокатчики выезжают на проезжую часть(и ночью в том числе) и, если вы на авто их случайно собъёте, то отвечать будете как за пешехода.
Как транспорт, получается дороже или как такси.
Как развлечение вполне себе классно. Но это в Академгородке, зелёном приятном районе с небольшим трафиком. Ещё вопрос - а что будет осенью-зимой с таким бизнесом?
А в целом, конечно интересно, что такие проекты появляются и если вопросы безопасности будут решены, то в добрый путь, как говориться.

Ответить
8

Если все так хорошо и перспективно, почему вы больше не хотите вкладывать свои деньги а хотите развиваться за счёт партнёров?

Ответить
4

не знаю как там в ваших столицах, а у нас мне кажется через час после начала работы не останется не одного самоката (и гпс не поможет их найти), через полтора часа сдадут саму парковку на чермет.
и я не преувеличиваю, перед предстоящими выборами, по району расставили урны бетонные (да раньше их просто не было), уже через несколько часов на моих глазах, дед пытался одну из урн на тележку погрузить и увезти, а все на молодежь прут! не готовы мы пока к "цивилизации"...

Ответить
2

Такой Revolut от мира самокатов, сказки про "мы такие классные, что нам не нужна реклама" рассказывать получается хорошо

Ответить
1

Делисамокат и Юдрайв лайт в прошлом году пропушили тему, а в этом не открылись для широкой публики.
Whoosh запустился на прогретом вышеупомянутыми участниками рынке и все лето 2019 кайфовал без конкурентов. Молодцы :)

Ответить
0

Делисамокат сделал редизайн и в этом году запустился, к сожалению.

Ответить
1

Попробуйте арендовать эти самокаты вечером в центре, например. У меня не получилось. Приложение тупило, не давало арендовать имевшийся в наличии самокат. Так было на двух точках у Новокузнецкой. Для себя тему закрыл. Может у кого-то было иначе?

Ответить
0

Было. С удовольствием катался, несмотря на наличие своего самоката)

Ответить
1

Стоит у меня под офисом парковка для whoosh. Скачал приложение, решил попробовать... Итоги после двух-трех контактов с сервисом.
Сервис дрянь, поддержка мертвая, замки и приложение глючное, продукт сырой, коммуникации с клиентами бестолковые, цена аренды заоболочная.
Купил собственный самокат!

Ответить
0

Где-то тут явно подвох. Почему в этом году Делисамокат и Юдрайв не вышли на рынок и остался только один игрок? Совпадение? Не думаю ))

Ответить
0

Хм, видел делисамокат в этом году.

Ответить
1

26 августа у Парка Горького

Ответить
0

Я понимаю суть каршеринга, покупать автомобиль дорого и он не часто бывает нужен. Но в чем суть самокатошеринга - загадка. Он стоит 500 долларов, сумма доступная для многих (для 99% арендующих их хипстеров), в чем смысл аренды, не проще ли купить... Ну, спонтанно по городу покататься можно иногда, если своего нет, но тогда массовости аренды не наблюдается. Одни загадки короче.

Ответить
1

Таскать эту тяжелую махину по лестницам не хочется. А так пошёл, взял, поездил, чаще как развлечение на час - и окей. Таскаться дольше часа с ним не хочется.

Ответить
0

его не надо таскать в принципе, его надо оставлять на улице

Ответить
2

А его не украдут с улицы то? И как вы его на улице заряжать будете? С арендованным таких проблем нет.

Ответить
0

И наблюдение, в Барселоне на прокатных электросамокатах (Reby, Bird) по-моему кроме туристов никто и не ездит.

Ответить
0

Кейс интересный. Было бы здорово, если самокатчики ещё и с головой дружили, а не неслись сломя голову в толпу людей. Использовали бы велодорожки, а не тротуары

Ответить
0

были бы велодорожки... У нас в Новосибирске есть одна на небережной и всё.

Ответить
0

Я бы еще лого реддита на самокат наклеил

Ответить
0

Я бы не рискнул.

Чот это заканчивается тем, что рынок перегрет и самокаты везут городские службы на штрафстоянку бортами.

Ответить
0

странно, сделали тоже самое, что до них не очень удачно попробовали другие. разве что у них есть козырь, типа хороший связей, чтобы потом другим франшизу на нас счет продать )

Ответить
0

Из первых 500 тыс долларов всего лишь 75000 ушло на покупку электросамокатов, а остальные 425 тыс - на зарплаты и аренду???
Вы что, в ТЦ Европейском магазин открываете?

Ответить
0

Поддерживаю. У меня испарилась последняя надежда на светлое будущее в своей стране (Беларуси), да и наверное не только в ней, после того, как увидел как "люди" обращаются с шерингом велосипедов... Вот куча примеров — https://t.me/kolobike_champions

UPD: Это в ответ Александру Рудоманову выше, из-за бага комментарий опубликовался не там

Ответить
0

Врут)

В этом бизнесе цифр таких нет. У всех большие проблемы с платформой и работоспособностью приложения.

В следующем году ждем ухода части игроков... и прихода новых двух больших. (Про один все знают, вторые пока в тени)

Ответить
0

А что с сайтом, друзья?

Ответить
0

Немного смутила фраза про принадлежность идеи сервиса. Как бы в самой идеи ничего нового. Подобное есть во многих городах мира.

Ответить
0

Ограничение садовым кольцом, это как кататься по деревеньке. Даже ТТК и то мало. Какой смысл идти в города, когда в Мск выйди за ТТК – уже явное расширение.

Ответить
0

и будет он у вас там в деревне стоять год. Никто его не возьмёт

Ответить
0

Да, возможно. Надо проверять.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }