Станции быстрой замены Stellantis: есть ли у них будущее?

Автомобильная корпорация Stellantis в 2024 году запустит в Европе пилотный проект по быстрой замене батарей электромобилей на специальных терминалах. Для этого она заключила соглашение с калифорнийским стартапом Ample. Это одна из двух компаний в мире (вторая — Nio), работающих сейчас над развитием модульной технологии замены аккумулятора на любом электромобиле за 5 минут.

<p>Процесс замены батареи в станции Ample занимает 5 минут</p>

Процесс замены батареи в станции Ample занимает 5 минут

Привет! На связи Илья, автор крупнейшего Telegram-канала EV Forum про электромобили. Здесь и в канале рассказываю о новых и старинных марках электромобилей, делюсь новостями со всех континентов, и выкладываю аналитику.

В проекте будут участвовать 100 машин Fiat 500e, принадлежащие сервису каршеринга Free2Move, материнской компании Stellantis. В будущем она может распространиться на другие марки и модели концерна. У Ample уже есть четыре действующие станции замены в Мадриде, и она планирует построить еще девять в ближайшее время.

<p>Первый электрокар Fiat 500e был представлен в ноябре 2012 года</p>

Первый электрокар Fiat 500e был представлен в ноябре 2012 года

В Stellantis считают, что технология замены батареи сделает электромобили привлекательнее для потребителей, позволяя не беспокоится о запасе хода и длительном времени зарядки. Кроме того, хорошо организованная система снизит нагрузку на электросеть в часы пик, поскольку аккумуляторы будут заряжаться преимущественно в ночное время.

В чем суть технологии быстрой замены от Ample?

На автомобильных парковках устанавливают небольшие станции, куда заезжает электромобиль. Далее специальный манипулятор откручивает болты, извлекает севший аккумулятор и устанавливает вместо него заряженный. Такую же услугу в свое время предлагали и другие компании (смотрите подробности в следующем разделе), но их технологии были совместимы только с определенными моделями электромобилей.

Каждый автопроизводитель использует разные типы насадок и разные химические составы. Ample утверждает, что ее технология будет работать с разными транспортными средствами без необходимости перепроектирования платформы. Компания берет у производителя спецификации аккумулятора, портов и сопутствующих компонентов, и делает адаптер, который остается в автомобиле и может принимать универсальные аккумуляторы-модули. На данный момент уже созданы адаптеры для девяти моделей автомобилей пяти компаний: Kia, Nissan, Mercedes-Benz, Chevrolet и Fiat. Они устанавливаются при первом въезде на станцию, а затем могут быть сняты при необходимости.

Ample обещает совместимость аккумуляторов со всеми типами электромобилей
Ample обещает совместимость аккумуляторов со всеми типами электромобилей

В Ample считают, что такой подход хорош во всем. Исчезает беспокойство владельца электромобиля по поводу снижения емкости батареи по мере ее износа. Если же в будущем появятся еще более емкие аккумуляторы, владельцы смогут просто установить их, а не покупать новый автомобиль.

Быстрая замена батареи за 5 минут уравнивает возможности зарядки электромобиля с авто на ДВС, и это большой плюс. Ведь именно ограниченный по сравнению с бензиновыми машинами запас хода и необходимость часами стоят у зарядной станции, чтобы восполнить батарею — одна из причин, по которой потребители не решаются на переход.

Инвестиции в Ample

На сегодняшний день стартап из Калифорнии получает неплохие инвестиции от крупных игроков мирового бизнеса. Например, в него поверил нефтяной гигант Shell в лице своего подразделения Ventures, не так давно профинансировав компанию на $31 млн.

Компания Shell держит руку на пульсе: строит зарядки на собственных АЗС, выкупила в прошлом году крупную европейскую сеть зарядных станций NewMotion (30 000 точек) и договорилась с фирмой Ionity (принадлежит совместно группам BMW, Daimler, Ford и Volkswagen) о возведении их зарядных колонок на своих АЗС.

<p>Зарядные станции на заправке Shell в Залтбоммеле, Голландия </p>

Зарядные станции на заправке Shell в Залтбоммеле, Голландия

Помимо Shell Ventures, в финансировании Ample приняли участие компании Moore Strategic Ventures, Repsol Energy Ventures, Hemi Ventures и TRIREC, известные по вложению денег в проекты, связанные с альтернативными источниками энергии и «зеленым» транспортом.

Неудачные и действующие проекты по быстрой замене батарей

Пионером в этой области в наше время стала американско-израильская компания Better Place, основанная в 2007 году. Была создана сеть станций замены аккумуляторов, совместимых с конкретной моделью — Renault Fluence Z.E. На пике своего развития в 2012 году сеть Better Place насчитывала 21 станцию в Израиле и несколько в США, Японии, ряде европейских стран. Компания собиралась расширить список поддерживаемых моделей, но коммерческая эффективность и привлекательность для потребителя оказались невелики. В 2013 году стартап обанкротился.

<p>Стартап по быстрой замене батареей Better Place просуществовал всего 6 лет</p>

Стартап по быстрой замене батареей Better Place просуществовал всего 6 лет

В 2013 году такая идея появилась у Tesla, но позже Илон Маск отказался от нее и сосредоточил свое внимание на станциях Supercharger, которые на веб-сайте компании названы «самой быстрой зарядной сетью в мире».

Сейчас над аналогичным проектом работает китайская фирма Nio, у которой установлены 2200 станций замены в Китае и других странах. Они обслуживают более 60 000 замен батарей в день. Недавно Nio заключила договор о сотрудничестве с Geely и Changan для совместной разработки стандартов для частных и коммерческих автомобилей, а также дальнейшего масштабирования технологий.

Кстати, благодаря сменным аккумуляторам Nio смогла снизить начальные цены на свои электрокары. Их можно приобрести без батареи и брать ее по подписке, затем просто меняя на терминалах без необходимости часами стоять у источника энергии.

Nio планирует к 2025 году открыть по всему миру 4000 станций быстрой замены аккумуляторов
Nio планирует к 2025 году открыть по всему миру 4000 станций быстрой замены аккумуляторов

В этом же направлении работает китайский производитель аккумуляторов CATL. В 2022 году CAES, дочерняя компания CATL, внедрила EVOGO в 10 городах Китая — модульное решение для замены аккумуляторов и приложение к нему.

Есть ли будущее у технологиии сменной зарядки?

Главный минус технологии сменных батарей — ее привязка к конкретному производителю, а порой и модели электромобили. Без унификации для массовых моделей она распространения не получит — собственно, именно унификацией и занимаются китайские компании и Ample. Но так ли все перспективно, как кажется на первый взгляд?

Ведь даже Tesla оставила эту затею и начала развивать технологию быстрой зарядки. Какой смысл 5 минут ждать замены батареи, если можно за пять минут восполнить запас хода еще на 120 км? При этом батарея остается та же, родная.

На больших станции быстрой зарядки Tesla одновременно могут заряжаться пара десятков авто
На больших станции быстрой зарядки Tesla одновременно могут заряжаться пара десятков авто

На станции Ample новые аккумуляторы ставить не будут — это очень дорого и нерентабельно, а если выбрасывать каждый использованный аккумулятор, мы просто утонем во вредных отходах. Извлеченный, а затем заряженный аккумулятор просто установят в автомобиль другого клиента. А значит, что от «кота в мешке» никто не застрахован, и кому-то он попадется неисправный. Это может произойти даже при тщательном контроле.

Неизвестно, сколько будет стоить замена — этот момент пока не озвучивается. Для примера, у Nio в Китае условия таковы: стоимость за кВтч — по расценкам обычных станций зарядки, а 4 раза в месяц можно зарядиться бесплатно. Батарея устанавливается с запасом хода на 550 км. Для купивших Nio в первые два года после старта продаж — зарядка с заменой батареи бесплатна пожизненно.

Но вот в Норвегии условия уже другие: подписка на аккумулятор стоит €200 в месяц и включает две бесплатные замены. Каждая платная замена стоит €10 плюс €0,2 за КВт (цена за октябрь).

На сегодня у Ample открыто пять станций в Сан-Франциско. Но пока она сотрудничает только с Uber и производит замену аккумуляторов такси. Даже если технология не будет востребована у частных лиц, компания может сотрудничать с сервисами такси, каршеринга и доставки. Их водители используют автомобили круглосуточно, и замена аккумулятора на станции без очереди — неплохой вариант восполнения энергии.

33
6 комментариев

Аккум стоит половину цены авто, поэтому схема с заменой может работать только если аккум дают/берут в аренду и посему пользователю наплевать на его износ.

3
Ответить

А нормальному пользователю и должно быть плевать на износ: он сидит в комфортном салоне, едет быстро и вовремя, платит оговоренную сумму, которая его устраивает, а что там у него под днищем прикручено - абсолютно все равно. Это, как если бы водитель начал бы переживать, красивое ли дорожное покрытие под его автомобилем? Работает и ладно.

Ответить

Вау, вот это уже впечатляет. Будущее, ты что-то быстро подобралось ко мне.

3
Ответить

Интересно...

3
Ответить

Цена аккумулятора той же Tesla такая, что можно уже и сутки подождать, к чему эта быстрая замена?)

Ответить

Нишевая такая тема, даже странно что так азартно ввязываются.

Ответить