{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Будущее беспилотников: технологии больше не преимущество

Как устроен рынок беспилотных автомобилей в России и за рубежом, а также какие технологические и законодательные барьеры надо преодолеть, чтобы светлое беспилотное будущее наступило быстрее.

Сегодня отрасль беспилотных автомобилей практически закрыта: о том, что действительно происходит в сфере разработки, о готовности технологий компании не рассказывают ни журналистам, ни партнерам, ни коллегам по цеху. Слишком высоки ставки. О несовершенстве технологий никто открыто не говорит и делает это только в тех случаях, когда они дают сбой у всех на виду. Рассказываем, почему не стоит рассчитывать на появление беспилотного такси в ближайшие годы, в чем (не) правы технооптимисты и какие страны готовы к беспилотному будущему, а какие пока нет.

Кто готов? Рейтинг стран, лидирующих в развитии беспилотного транспорта

Россия занимает 22 место в рейтинге готовности стран к использованию беспилотного транспорта, соседствуя с Венгрией (21 место), Мексикой (23) и Индией (24). Об этом говорится в исследовании аудиторской компании KPMG.

Платформа НТИ

При формировании рейтинга учитывались четыре показателя:

  • политика и законодательство;

  • технологии и инновации;

  • инфраструктура;
  • уровень принятия потребителями.

Первое место занимают Нидерланды, за ними следуют Сингапур (2 место), Норвегия (3), США (4) и Швеция (5).

Столь высокий результат Нидерландов обусловлен тем, что они занимают лидирующие позиции в сфере реализации государственной транспортной политики среди европейских стран. Успех Сингапура связан с поразительной способностью привлекать инвестиции ведущих мировых технологических компаний.

Ричард Трелфолл, руководитель международной группы по работе с инфраструктурными проектами KPMG International

Нидерланды сотрудничают с европейскими странами в сегменте грузоперевозок, в планах – запуск колонн из более чем 100 беспилотных грузовиков по маршруту Амстердам – Антверпен и Роттердам – Рур. Также правительство планирует вводить аналог водительских прав для автомобилей-беспилотников.

Занимающий второе место Сингапур построил целый город для испытаний беспилотников с необходимой инфраструктурой, а власти инициировали создание отдельного ведомства по вопросам автономного транспорта. В Норвегии введены четкие правила для поставщиков транспортных услуг и перевозчиков. В некоторых населенных пунктах разрешены испытания беспилотных общественных автобусов. Снижение налоговых ставок на 40% увеличило долю электрокаров в общем объеме продаж новых автомобилей. Многие из них оснащены системами автономного вождения.

Почему в России не все так плохо

Согласно исследованию, низкое место России в рейтинге обусловлено прежде всего тем, что в стране нет достаточной инфраструктуры для развития беспилотников и не хватает инвестиций, особенно долгосрочных. Но европейские аналитики уверены, что у нашей страны есть все возможности для успешного внедрения автономного транспорта.

Интерес к развитию и поддержке беспилотного транспорта растет: правительство разрешило проводить испытания беспилотников на дорогах общего пользования в Москве и Татарстане с декабря 2018 по март 2022 года. В Иннополисе запущен сервис для онлайн-заказа беспилотного такси. В декабре в Подмосковье прошел технологический конкурс для беспилотных автомобилей, претендующих на пятый, высший уровень автоматизации: в условиях русской зимы пять команд должны были за три часа преодолеть 50 км без пилота или инженера в салоне.

Внимание и поддержка властей считаются одним из главных ресурсов развития беспилотников. На ежегодной пресс-конференции 19 декабря президент Владимир Путин назвал их важным элементом национальной безопасности.

«У нас машины Яндекса и КамАЗа накатали уже больше миллиона километров. Да, это пока делается на ограниченном пространстве, да, пока это не применяется активно в текущей жизни. Но это первые шаги, без которых развитие просто невозможно. Это те технологии, которые могут применяться практически во всех сферах производства и жизни. Мы считаем, что это важнейший вопрос нашего развития на перспективу, вопрос нашей национальной безопасности и выживания вообще», – отметил президент.

По оценкам компании Яндекс, Россия не плетется в хвосте мирового беспилотного пелотона, а входит в топ-3 стран по развитию автономных автомобилей, наряду с Китаем и США.

Только в этих трех странах число беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования исчисляется сотнями. Также только в этих трех странах работают сервисы беспилотного такси. Яндекс запустил такой сервис первым в мире. С августа 2018 года наши беспилотные автомобили перевозят жителей Иннополиса в автономном режиме в сопровождении инженера-испытателя.

Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей компании Яндекс

Россия точно входит в десятку стран-лидеров, считает главный конструктор инновационных автомобилей КамАЗа Сергей Назаренко. «Есть как минимум пять российских компаний, которые занимаются этой тематикой на достаточно серьезном уровне. Явной конкуренции между ними нет, поскольку каждый работает в своей нише. Каждая компания движется в своем сегменте, мы друг с другом практически не пересекаемся и не мешаем друг другу работать. Явные лидеры – Яндекс и КамАЗ. У нас ежедневно тестируется больше десятка грузовых беспилотников, мы собираем статистику, разрабатываем свои нейросети», – отметил Назаренко.

Артем Ганжа, Платформа НТИ

Уже сегодня российские компании работают на мировом уровне, подтверждением тому служит прошедший в декабре финал технологического конкурса «Зимний город», уверен Борис Иванов, руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine».

В конкурсе участвовало 13 российских команд, занимающихся разработкой технологий, имеющих реальные работающие прототипы. Пять команд вышли в финал и приняли участие в испытаниях в жестких климатических условиях. Это пять реальных беспилотников, которые готовы к зиме, скрытой снегом разметке и плохо читаемым дорожным знакам. Стоит отметить сегмент, где российские технологию работают уже в реальных “боевых” условиях наравне с зарубежными ­– карьерная и горнодобывающая техника.

Борис Иванов, руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine»

Три подхода к беспилотникам

Большинство беспилотников, которые сегодня проходят испытания, можно разделить на два типа с точки зрения используемых технологий. Первый тип, назовем его условно подходом Tesla, состоит в том, что в беспилотниках не используются дорогие лидары, чья стоимость сегодня может доходить до нескольких десятков тысяч долларов. Это принципиальная позиция Илона Маска. Вместо них автомобиль оснащается недорогими камерами, и за счет мощной обработки данных беспилотник понимает, что происходит вокруг. Во втором подходе – его поддерживают Яндекс и Uber – ставка делается все-таки на лидары. Да, сегодня они стоят дорого, но через 5-10 лет подешевеют настолько, что уже не будут в несколько раз превышать стоимость автомобиля.

Есть и третий подход, который ставит во главу угла не машину, а внешнюю инфраструктуру. «Умные» светофоры, дороги со встроенными датчиками, дорожные знаки, которые напрямую взаимодействуют с «мозгами» автомобиля. Для российских условий такой подход вряд ли подойдет, слишком большие расстояния и слишком плохие дороги. Поэтому развивать соответствующую инфраструктуру имеет смысл в центре крупных городов и на специальных, закрытых территориях, например, в Иннополисе. «Технология уже вполне готова к поездкам без сопровождения инженера, и мы готовы масштабировать опыт Иннополиса на подобные ему города», – рассказал Фокин.

Для максимально эффективной и безопасной работы беспилотника сегодня следует использовать комплексные решения на основе четырех типов датчиков, считает Сергей Назаренко из КамАЗа.

Инфраструктурой заниматься очень долго и дорого, потребуется не одно десятилетие. Уже сегодня для полноценного результата достаточно комплексного подхода. С точки зрения безопасности и полноценного движения робота в разной дорожной обстановке лучше всего задействовать все четыре типа сенсоров: радары, видеокамеры, лидары, сонары. Использование четырех систем оптимально, поскольку в разное время года и в разную погоду сенсоры работают по-разному.

Сергей Назаренко, главный конструктор инновационных автомобилей, КамАЗ

Почему преодолеть технологические барьеры проще, чем законодательные

Основные барьеры для развития беспилотных автомобилей лежат вовсе не в технологической плоскости, как может показаться на первый взгляд, а в законодательной. Показателен пример Иннополиса: несмотря на готовность технологии и востребованность сервиса беспилотных поездок в этом городе, текущее регулирование пока не позволяет запустить полноценное роботакси даже в закрытом городе.

Платформа НТИ

К слову, в США в ноябре этого года был запущен сервис полностью беспилотного такси. Автомобили передвигаются в автономном режиме без сопровождения инженера-испытателя в пригороде Феникса, штат Аризона.

Законодательные барьеры, отсутствие понятных крупным игрокам правил игры и несформированный рынок тормозят инвестиции в отрасль, считает главный конструктор инновационных автомобилей КамАЗа Сергей Назаренко, подтверждая тем самым правильность выводов аналитиков KPMG. «Необходимо вносить изменения в действующее законодательство. Если наши законы позволят внедрять решения по роботизированной технике в серийное производство, выпускать на дороги легковые и грузовые беспилотники, автобусы, и это будет в понятном временном горизонте, скажем, через 5-7 лет, объем инвестиций в отрасль вырастет в разы, – рассказал эксперт. – Пока же, в виду непонятного горизонта инвестирования и отдачи от вложенных средств, компании вкладываются в это направление осторожно. Крупные автопроизводители занимаются беспилотным транспортом факультативно».

Технологии быстро развиваются, и важно, чтобы регулирование не только успевало за этими темпами, но и создавало среду, способствующую их развитию. Чем больше беспилотных автомобилей ездит по дорогам общего пользования, тем быстрее они накапливают необходимый опыт вождения. А значит, процесс вывода автомобилей на дороги должен быть максимально быстрым и прозрачным.

В конце ноября 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о старте трехлетнего эксперимента с беспилотниками на дорогах общего пользования. Спустя год большинство экспертов оценивают инициативу как удачную.

С начала эксперимента более пятидесяти беспилотных машин компании Яндекс начали перемещаться по дорогам Москвы. В ближайшее время рынок Автонет совместно с Министерством промышленности и торговли подведет предварительные итоги и определит дальнейшую целесообразность проведения эксперимента.

Евгений Белянко, вице-президент НП «ГЛОНАСС» по технологиям, советник руководителя рабочей группы рынка НТИ Автонет

Правительство планирует расширить зону пилотирования до десяти регионов. В список разрешенных зон с дорогами общего пользования могут войти Санкт-Петербург, Московская, Владимирская, Нижегородская, Ленинградская и Самарская области, Чувашская Республика и Краснодарский край.

«Мы переоценили время появления автономного транспорта»

Еще год назад многие автопроизводители уверенно заявляли, что самые сложные технические задачи решены и в 2019 году уже в нескольких крупных городах будут запущены беспилотные перевозки. Так, компания Waymo (принадлежит Alphabet, материнской компании Google) заявляла, что купит до 62 тыс. минивенов Chrysler и 20 тыс. электрокаров Jaguar для сервиса перевозок в окрестностях Феникса. General Motors объявила, что к концу года запустит службу такси. Компании активно инвестировали в развитие беспилотников. Amazon инвестировал в стартап Aurora. Honda и фонд SoftBank – в стартап Cruise, разрабатывающий ПО для беспилотников.

Лидеры мирового рынка прогнозируют, что даже частично перейти к беспилотному транспорту удастся не так скоро, как казалось еще год назад. «Мы переоценили [время] появления автономного транспорта», – отметил генеральный директор Ford Джим Хакетт.

Технологические вызовы настолько серьезны, что даже крупные игроки предпочитают не решать их в одиночку. Летом 2019 года немецкий автоконцерн Volkswagen объявил, что вложит 2,6 млрд долларов в стартап-разработчика беспилотников Argo AI, чей основной акционер – Ford. О партнерстве ранее заявляли BMW и Daimler. Компании утверждают, что новый автомобиль, который они проектируют, будет соответствовать 3 и 4 уровню по классификации SAE.

Сотрудничество в сфере разработки беспилотников позволит компаниям сэкономить на новых технологических решениях. Ford и Volkswagen планируют уже в 2021 году использовать технологии Argo AI в сервисах совместных поездок в нескольких районах Питтсбурга.

Technewsapi

Во всем мире эксперты сходятся во мнении, что с помощью разнообразных сенсоров автомобиль уже сегодня может достаточно легко распознавать объекты на дороге, а вычислительной мощности хватает для быстрой обработки изображений и данных. По словам исполнительного директора и соучредителя Argo AI Брайана Салески, технологически автомобиль готов к регулярному использованию на дорогах общего пользования на 80%. Камеры, радары, разнообразные датчики, распознающие объекты – все это готово не только у Argo AI, но и у большинства лидеров рынка. Однако оставшиеся 20% связаны как раз с прогностическими возможностями автомобиля: насколько хорошо он умеет предсказывать, как поведут себя пешеходы, другие водители, велосипедисты. Пока еще никто в мире не предложил работающего решения.

Продолжение следует...

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда