Экскурсии в Эрмитаж
Экскурсии в Эрмитаж — это захватывающий способ познакомиться с главным музеем России и его бесценными коллекциями искусства. Эрмитаж, расположенный в самом сердце Петербурга, предлагает разнообразные экскурсионные программы, от индивидуальных туров с опытным гидом до групповых посещений с обзорными маршрутами. Этот государственный музей привлекает миллионы посетителей со всего мира, стремящихся увидеть его известные залы и парадные здания. Покупка билетов возможна как онлайн, так и в кассах музея, а официальный сайт предоставляет всю необходимую информацию о стоимости, расписании и различных увлекательных турах.
Что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь
Эрмитаж — это 365 залов, которые хранят свыше 3 миллионов произведений искусства и культурных памятников, охватывающих период от каменного века до современности. Посетителям, будь то гости города или его жители, кто никогда здесь не был, часто бывает трудно выбрать наилучший маршрут или экскурсию. Давайте расскажем о важнейших экспонатах музея, которые непременно стоит увидеть в первую очередь.
Экскурсионные предложения в Эрмитаже
Индивидуальные и групповые экскурсии предлагаются по специально разработанным программам:
- Обзорные экскурсии по старому Эрмитажу, Главному штабу, резиденции Петра I, дворцу Меншикова, а также по Золотым или Бриллиантовым кладовым.
- Тематические экскурсии для школьников и семей с детьми по залам Эрмитажа, включающие игровые элементы, адаптированные для посетителей от 6 до 10 лет и старше.
Почему стоит посетить Эрмитаж
На протяжении нескольких столетий Дворцовая площадь была главным местом, где российские монархи возводили свои резиденции. В настоящее время здесь находятся здания одного из крупнейших мировых музеев.
Исследование стоит начать с залов Зимнего дворца, а также Малого, Большого и Нового Эрмитажа. Эти залы впечатляют не только своими богатейшими коллекциями, но и уникальной архитектурой и интерьерами. В ряде помещений главного музейного комплекса сохранились оригинальные элементы декора — лепнина, фрески, шторы, мебель.
Что необходимо знать перед посещением
Посетителям рекомендуется начинать осмотр экспозиций в Зимнем дворце с различных входов: для маршрута № 1 — через Иорданскую лестницу, а для маршрута № 2 — через Церковную лестницу. Не забывайте, что посещение Эрмитажа организовано по сеансам, и билеты доступны только на конкретное время. В главном музее Санкт-Петербурга посетителям советуют проводить не более двух часов, чтобы избегать больших скоплений людей.
Также следует помнить о правилах фото- и видеосъемки. Она разрешена только в некоторых экспозициях музея и исключительно в личных, некоммерческих целях. В Галерее драгоценностей и на временных выставках фотосъемка запрещена. Обращайте внимание на информационные таблички в каждом зале, чтобы избежать штрафов.
Различия между маршрутами по Эрмитажу
Для гостей музея предложены две схемы передвижения. Первый маршрут включает залы западноевропейской живописи XVII-XVIII веков и античную коллекцию Эрмитажа. Второй маршрут пролегает через императорские семейные покои и знакомит с русским, восточным и европейским искусством и культурой различных эпох.
Маршруты отличаются тем, что каждый из них можно пройти по разным путям. По пути посетители увидят указательные таблички разных цветов, которые помогут им выбрать направление и исследовать залы Эрмитажа в разных порядках. На сайте музея также имеются детализированные карты для обеих схем передвижения.
Зимний дворец Эрмитажа
Начало истории Эрмитажа датируется 1764 годом. Заложенный на берегах Невы под руководством придворного архитектора Франческо Растрелли по приказу императрицы Елизаветы, этот проект стал основой для создания роскошной царской резиденции. Барочный шедевр мастера отличается изяществом европейского стиля и яркой декоративностью русской архитектуры. Зимний Эрмитаж служил императорским дворцом на протяжении двух веков. Внутреннее убранство неоднократно менялось в соответствии с модой и вкусами царствующих лиц. Тем не менее, фасады резиденции остались в первозданном виде.
Внутренние пространства Эрмитажа приветствуют участников обзорных экскурсий величественной Иорданской лестницей. Богатая декорация и торжественная архитектура, наполненная множеством скульптур и полотен, демонстрируют особый стиль работы Растрелли во время экскурсии. Белоснежный каррарский мрамор лестничного марша и золотые скульптуры на стенах создают контраст с серыми гранитными колоннами, украшающими верхнюю балюстраду Эрмитажа.
Колонны и авторский плафон итальянского мастера Вецианы были установлены после пожара в историческом дворце Санкт-Петербурга в 1837 году.
Маршрут №1
Это традиционный маршрут по залам Эрмитажа, стартующий с великолепной Иорданской лестницы. Следуя карте, гости музея смогут насладиться произведениями Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, полюбоваться древнеримскими и древнегреческими скульптурами, а также посетить главные залы для торжественных приемов.
Иорданская лестница
Эта великолепная лестница встречает посетителей Зимнего дворца, ведя к парадным залам. Проект был создан Франческо Растрелли, который выбрал русский барокко как основной стиль. Беломраморные ступени и изысканные балюстрады напоминают внутреннее убранство Версаля, а высокие потолки и обилие света придают ощущение величия и простора.
Изначально лестницу называли Посольской: когда-то здесь поднимались иностранные послы, чтобы встретиться с императором. Позднее её переименовали в Иорданскую. Это связано с тем, что в праздник Крещения Господня царская семья спускалась по этой лестнице к проруби в Неве, где происходило освящение воды.
Георгиевский тронный зал
Этот зал является одним из самых выдающихся произведений русского классицизма в интерьерах Эрмитажа. С конца XVIII века он был центральным помещением в дворце, предназначенным для церемоний и государственных мероприятий. Стены украшены дорогим каррарским мрамором и позолотой, а пол инкрустирован паркетом из 16 видов древесины. У стены, на фоне барельефа с изображением Георгия Победоносца, размещён императорский трон, изготовленный в Лондоне по специальному заказу Анны Иоанновны.
Петровский зал
Мемориальная комната, посвящённая первому российскому императору. Зал декорирован орнаментом в форме двух латинских букв «P», двуглавыми орлами и коронами, стены обтянуты малиновым бархатом, украшенным имперскими символами. Высоко под потолком развешаны картины, изображающие императора в сражениях Северной войны: «Полтавская битва» и «Сражение под Лесной». В специальной нише размещена известная картина «Пётр I с аллегорической фигурой Славы», внизу которой стоит императорский трон конца XVIII века.
Гербовый зал
Один из крупнейших залов Эрмитажа. Его украшают четыре скульптурные группы древнерусских воинов, держащих пики, на которых ранее находились 32 герба российских губерний. В настоящее время гербы сохранились только на золочёных люстрах.
Обратите внимание на трехглавых орлов, расположенных в этом зале. Они специально созданы таким образом, чтобы с любой точки обзора были видны по крайней мере две из их голов. В одной лапе они держат скипетр, символизирующий руководство отечеством по правильному пути, во второй — державу, обозначающую идеальный мир. А третья лапа сжимает меч, который защищает родину от врагов.
Этот роскошный бело-золотой зал с внушительной колоннадой был местом проведения торжественных приёмов, а в годы Первой мировой войны здесь располагалась операционная при центральной городской больнице.
Павильонный зал
Данный зал привлекает внимание своей эклектичной атмосферой. В интерьере гармонично объединены элементы трех архитектурных стилей: античного, ренессансного и восточного. Посетителям будет интересно увидеть 28 различных по размеру хрустальных люстр, уменьшенную копию мозаичного пола из терм Древнего Рима и четыре мраморных фонтана, выполненных в стиле «Фонтана слёз» из Ханского дворца в Крыму.
В этом зале музея также находятся знаменитые часы «Павлин», великая покупка императрицы Екатерины II. Многие люди посещают Эрмитаж специально, чтобы посмотреть, как работает этот шедевр механики, например, по средам, когда механизм заводят.
Зал Леонардо да Винчи
Этот зал является частью Невской анфилады, где выставлены великие произведения итальянских мастеров Возрождения. Именно здесь можно увидеть две из немногих сохранившихся работ Леонардо да Винчи.
Специалисты по искусству предполагают, что Леонардо да Винчи создал «Мадонну Бенуа» в период с 1478 по 1480 годы, вдохновившись творчеством Андреа Верроккьо. На картине она представлена как обычная женщина, а не как святая. Здесь перед нами счастливая мать в скромном наряде, характерном для флорентийской моды того времени. В то время как лицо Мадонны озаряет безмятежная улыбка, взгляд младенца полон серьёзности. Он пристально смотрит на маленький белый цветок, символизирующий грядущие страдания. Единственная деталь, напоминающая о божественной природе матери и ребёнка, — сияющие нимбы над их головами.
Искусствоведы до сих пор пытаются разгадать тайны и загадки «Мадонны Литты». Леонардо да Винчи создал эту картину в 90-х годах XV века. Современные эксперты благодаря рентгеновскому исследованию выяснили, что фигуру Мадонны и окна на фоне написал сам художник, младенца изобразил его ученик, а птица в его руке была добавлена неизвестным реставратором.
Лоджии Рафаэля
Элемент Ватикана в Санкт-Петербурге. Длинный коридор украсили копиями фресок известного итальянского мастера Рафаэля Санти. На этих фресках изображены библейские сюжеты и гротескные орнаменты с причудливыми существами. Идея частично воссоздать оформление ватиканского дворца Папы Римского в Эрмитаже принадлежала Екатерине II.
Зал Рубенса
В данном зале выставлены более 40 картин и эскизов выдающегося голландского живописца. Собрание включает все этапы творчества Питера Пауля Рубенса и предлагает посетителям, исследующим Эрмитаж по маршруту № 1, возможность увидеть его самые знаменитые произведения, представленные в России, такие как: «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда» и другие.
Зал Рембрандта
Рядом с творчеством Рубенса можно найти работы другого выдающегося голландского мастера. В зале Рембрандта экспонируются его величайшие произведения, включая «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Маленькая галерея художника также содержит произведения его последователей, например, Самюэла Диркса ван Хогстратена и Фердинанда Бола.
Зал Диониса
В Новом Эрмитаже собрано множество древнегреческих и древнеримских скульптур. Чтобы белые статуи ярко выделялись на фоне стен, стены облицевали темно-красным искусственным мрамором. Это место стоит посетить, если вам хочется детально рассмотреть древние изображения богов и мифологических существ, такие как сатир Марсий, богиня Венера Таврическая или сын Зевса Дионис, в честь которого и назван этот зал.
Искусство Древнего Египта
Этот просторный зал наполнен скульптурами, статуэтками, саркофагами, предметами быта и другими археологическими находками.
Основная экспозиция зала рассказывает о культуре Египта в Древний, Птолемеевский и Римский периоды. Помимо папирусов, украшений, ритуальных и бытовых предметов, здесь представлены фрагменты настенных барельефов из гробниц знати 5-6 династий, статуи Аменемхета III и Клеопатры VII.
В центре коллекции находится мумия жреца Падиисета (или Петесе — произношение его имени до сих пор вызывает споры). Она сохраняется под стеклянным куполом, поскольку солнечные лучи могут повредить росписи и хрупкие материалы. По словам исследователей, мумификация жреца произошла примерно в X веке до н. э. Этот артефакт был подарен музею купцом Анастасом Аверовым.
Маршрут № 2
Маршрут начинается с лестницы, ведущей к Малой церкви Зимнего дворца, поэтому его название — Церковная лестница. На этом пути посетители Эрмитажа увидят Малахитовую гостиную Александры Фёдоровны, библиотеку Николая II, а также личные покои императоров и императриц. Кроме того, здесь находятся общественные зоны Зимнего дворца: зал развода караула, роскошная Большая церковь и другие.
Концертный зал
Интерьер данного помещения выделяется среди других залов Эрмитажа своей монохромной тематикой. Этот зал, украшенный колоннами и скульптурами, выполнен в чисто белом цвете. Скульптуры, поддерживающие карниз, изображают древних муз и богинь, но центральным художественным элементом здесь является гробница Александра Невского, полностью изготовленная из серебра по заказу императрицы Елизаветы Петровны.
В былые времена в Концертный зал приходили, чтобы увидеть его главное сокровище — гробницу Александра Невского, выполненную целиком из серебра по заказу императрицы Елизаветы Петровны. В 2023 году этот ценный экспонат был решено передать Русской Православной Церкви и переместить в Александро-Невскую лавру, где он хранился до 1922 года.
Малахитовая гостиная
Часть личных комнат императрицы Александры Фёдоровны. Этот живописный, почти сказочный по виду зал был оформлен архитектором Александром Брюлловым. В интерьере гостиной повсеместно используется уральский малахит, прекрасно сочетающийся с позолотой. Из зелёного камня здесь выполнены практически все элементы: мебель, подсвечники, декоративные элементы и даже колонны.
Именно Малахитовую гостиную Временное правительство выбрало для проведения своих заседаний после Февральской революции 1917 года. А когда большевики приступили к штурму Зимнего дворца, министры Временного правительства находились именно в этом зале.
Гостиная Зимнего дворца
Комната, выполненная в ампирном стиле, демонстрирующая, как выглядели дворцовые помещения в повседневной жизни. В гостиной можно найти кресла и диваны с обивкой из шпалер, настенные шпалеры, большой ковер на полу — все это было произведено на Императорской мануфактуре в XVIII-XIX веках. Во время визита стоит обращать внимание не только по сторонам, но и наверх: цилиндрический потолок зала украшают утонченные флоральные росписи.
Библиотека Николая II
Библиотека оформлена в стиле английской готики Средних веков. Здесь хранилась коллекция книг последнего российского императора. На одном из столов стоит фарфоровый портрет государя, а вокруг расположены книжные шкафы из дерева и панно из тисненой золоченой кожи.
Арапский зал
Прежде эта комната служила главной столовой в Зимнем дворце, где проводились семейные обеды императорской семьи. В её светлом интерьере особое внимание привлекают белые колонны вдоль стен и золотистые люстры на цилиндрическом потолке. Название комната получила благодаря эфиопским слугам, одетым в тюрбаны и яркие широкие шаровары, которые постоянно стояли на страже у дверей столовой. Хотя посетителям Эрмитажа сюда доступ закрыт, маршрут всё же позволяет заглянуть внутрь через вход.
Ротонда
Обширный круглый зал, который архитектор задумал как связующее звено между парадными помещениями и жилыми покоями императорской семьи. Пол выполнен из наборного паркета, а сводчатый потолок украшен лепниной и цветочными мотивами. Центральным элементом декора ротонды является модель неосуществлённого Триумфального столпа: Пётр I намеревался воздвигнуть этот монумент на одной из площадей Санкт-Петербурга в память о ключевых победах в Северной войне.
Покои императрицы Марии Александровны
Личные комнаты супруги Александра II, которые стали одним из этапов второго маршрута по Эрмитажу. В этот маршрут включены несколько комнат, каждая из которых отличается уникальной цветовой гаммой:
- Золотая гостиная, оформленная лепниной и мраморным камином, декорированным барельефами и мозаикой;
- Малиновый кабинет с «музыкальным» декором в виде инструментов и нот на медальонах, а также резным роялем XIX века;
- Будуар с красными шелковыми стенами и щедрой позолотой;
- Спальня в синих тонах с золотыми колоннами и белым сводчатым потолком;
- Зеленая столовая в стиле французского рококо с зеркальными элементами.
Пикетный зал
Комната, украшенная лепниной и расписным потолком, служила в Зимнем дворце определённой цели. Здесь проводился развод караула — рассредоточение солдат-гренадёров по всем парадным помещениям для ежедневной службы и охраны покоя императорской семьи.
Александровский зал
Зал оформлен в комбинации двух архитектурных стилей — классицизма и готики. Это помещение в Эрмитаже посвящено императору Александру I и событиям Отечественной войны 1812 года. На 24 медальонах, расположенных вдоль стен, изображены наиболее значительные события того периода. На самом крупном из них российский правитель представлен в образе древнеславянского божества Родомысла, что нетипично для стиля этого зала.
Главная церковь
После пожара 1837 года это единственное помещение, в котором восстановили интерьер в стиле рококо. Все стены и потолок украшают позолоченный декор и сложные узоры. На плафоне представлены религиозные сюжеты, такие как "Вознесение Господне" работы П. В. Басина.
Как добраться до Эрмитажа
Ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская». От станций «Невский проспект» и «Гостиный двор» следует идти в сторону Невы, уменьшая номера домов. Зимний дворец находится справа от Адмиралтейства. С Дворцовой площади нужно войти в центральные ворота Зимнего дворца, через которые можно попасть в Гостиный двор.