Опыт путешествия на автодоме

Давно вынашивал мечту – попутешествовать на автодоме и вот наконец-то свершилось – я арендовал автодом и проехал по Карелии в этом замечательном формате. У многих знакомых возникли вопросы – каково это, и я решил поделиться своим опытом. Надеюсь, кто-то получит ответы на свои вопросы, и это сподвигнет на такое же путешествие.

Наш уютный автодом
Наш уютный автодом

Права

Один из первых вопросов – а какие права нужны для путешествия на автодоме? Большинство автодомов, которые я видел, относятся к категории B, т.е. их полная масса не превышает 3.5 тонны и количество пассажиров редко превышает 6 человек. Поэтому тут никаких препятствий нет, если вы водите легковой автомобиль, то и автодом вам доступен. Многие автодома сделаны на базе автомобилей с ручной коробкой передач, и если вы получали права относительно недавно и у вас право на управление только с автоматической коробкой передач, то тут могут возникнуть затруднения. Конкретно наш автодом был на базе Fiat Ducato с дизельным мотором 2.3л и мощностью 140 л.с. с 6-ступенчатой механической коробкой передач.

Устройство внутри

Мы арендовали 6-местный автодом, два спальных места было больших, размером 2.1 х 1.8 метра, двоим взрослым на них очень комфортно, места оборудованы матрасами. Одно место расположено в задней части автомобиля, второе – в алькове прямо над водительской кабиной, забраться на них можно при помощи небольших лестниц.

Еще одно место – скорее предназначено для детей, оно раскладывалось в обеденной зоне и по размерам было 1.8 х 1.2 метра, на нем спала моя дочь 9ти лет, ей там было вполне комфортно, тут могут легко разместиться двое детей.

Детское спальное место
Детское спальное место

В разложенном виде в обеденной зоне с комфортом располагаются 4 человека, за обедом можно и потесниться, но лучше иметь небольшой складной стульчик на 5-го человека или кушать по очереди. В этой же зоне при движении и располагаются еще 4 члена экипажа, тут же имеются ремни безопасности, но обычно мы ими не пользовались – едет автодом не быстро и вполне комфортно для пассажиров.

Что крайне удобно – это доступ из водительской кабины прямо в салон, если за окном дождь – это просто спасение, не нужно выходить на улицу, чтобы зайти в основной объем автодома.

Водительская кабина
Водительская кабина

Внутри нашего автодома была газовая плита на 3 комфорки, мойка с горячей и холодной водой, большой холодильник на 120 литров с отдельной морозилкой, туалет, раковина и душевая кабина.

Также есть огромное количество шкафчиков, чтобы разложить многочисленные вещи, посуду и продукты.

В целом, места не очень много, но вполне хватает, чтобы жить в автодоме вшестером с относительным комфортом.

Два больших боковых окна в обеденной зоне создают уют и ощущение путешествия как на поезде, пассажиры могут наслаждаться видами природы за бортом, а верхние люки (их было 4 штуки) дают очень много света, поэтому освещение мы включали только, когда на улице темнело.

Опыт путешествия на автодоме

Все люки и окна снабжены антимоскитными сетками и светонепрозрачными шторками, на остановках антимоскитные сетки очень спасают от комаров, мух и мошкары, при этом в автодоме очень свежо и приятно. Да и спать с открытыми окнами – это отдельное удовольствие. Если хочется поспать утром подольше, то лучше закрывать светонепрозначные шторки, иначе будет очень светло.

Боковое окно с антимоскитной сеткой
Боковое окно с антимоскитной сеткой

Для доступа в салон есть большая дверь для пассажиров, для удобства есть выдвижная лесенка, и на этой большой двери тоже есть большая антимоскитная сетка.

Опыт путешествия на автодоме

Автономность

Вот это очень интересный вопрос, что касается воды – то в нашем автодоме был бак на 120 литров, и небольшой бак на 10 литров в нагревательном баке, этого с лихвой хватало на 5 человек на 1-2 дня, но тут всё зависит от расхода. Если только умываться и мыть посуду – этого объема хватает очень надолго, а если каждый сходит сполоснуться в душ – то закончится крайне быстро.

У меня был большой вопрос перед путешествием – где заправляться водой? Но сейчас могу с уверенностью сказать – с водой особых проблем нет, мы заправлялись водой на кемпингах, на нескольких заправках видел краны с водой для заправки, один раз мы заправлялись на обычной колонке в Петрозаводске – вполне годный вариант.

Заправляем воду из шланга
Заправляем воду из шланга

Второй вопрос – где сливать серую воду и кассету от биотуалета? И с этим тоже нет больших проблем, во многих кемпингах есть септики с люками, где можно слиться цивилизованно, но вполне можно сливаться по дороге на съездах для остановки, если выбрать место с уклоном и грунтовым покрытием. Бак для серой воды (слив с раковины и душа) около 100 литров, так что сливаться часто нет нужды, но мы из опыта поняли, что лучше находить каждый день место для слива и заправки водой, чтобы путешествовать с комфортом и без опасения за воду.

Кассета от биотуалета
Кассета от биотуалета

Туалет в автодоме как правило со стандартными кассетами по 19 литров, он удобный и его даже можно везти за ручку на колесиках, в саму кассету закидывается пакетик с какой-то специальной химией, которая разлагает отходы жизнедеятельности. Также по опыту могу сказать, сливать кассету биотуалета – не такое уже неприятное занятие, ничего ужасающего в этом нет, все просто и быстро. Слить ее можно в обычном придорожном туалете-домике и путешествовать дальше.

За уровнем воды в баках можно следить на блоке управления автодомом, поэтому угодить в ситуацию, когда осталось мало воды, или переполнен бак серой воды – маловероятно.

Блок управления автодомом с индикаторами баков
Блок управления автодомом с индикаторами баков

В нашем автодоме было 2 баллона с газом по 27 литров, если в дороге закончился один баллон, можно оперативно переключиться на второй. Мы за 5 дней израсходовали один баллон, переключились на другой, а по дороге нашли газовую заправку и без особых проблем заправили первый баллон. Газ расходуется непосредственно на газовую плиту, на обогреватель салона, на нагрев горячей воды и на холодильник, что было для меня неожиданностью. Как я понял, как правило в автодомах используются абсорбционные холодильники, которые могут работать как от газа, так и от электричества.

Отсек с газовыми баллонами
Отсек с газовыми баллонами

Блок нагревателя позволяет использовать его в разных режимах, как чисто в целях отопления салона в холодное время, или только для нагрева горячей воды, или в смешанном режиме – для обогрева салона и горячей воды, при этом степень нагрева можно регулировать. При этом вода нагревается летом довольно быстро, достаточно было 20 минут, чтобы вода стала уже горячей.

Блок управления отопителем и нагревателем воды
Блок управления отопителем и нагревателем воды

Большой холодильник – это конечно прекрасно, особенно здорово, когда есть отдельная морозилка. Когда мы останавливались на ночевку в кемпингах, где можно было подключиться к электричеству, то переключали его на него, чтобы экономить газ в баллонах.

По электричеству – на стоянке используется сдвоенный аккумулятор на 100 Ач, плюс у нас была еще солнечная батарея на 300 вт, мы ни разу не испытали каких-либо проблем с электричеством или освещением, без проблем можно зарядить любое устройство.

Готовили мы очень разнообразную еду, можно и сварить макароны или гречку с мясом, пожарить котлеты, сделать макароны по-флотски, сварить кашу утром или ячницу с беконом, в общем, всё ограничено вашей фантазией, запасом продуктов в холодильнике и доступной посудой для приготовления.

Для еды мы брали одноразовые тарелки, чтобы не тратить воду на мытье посуды, но вот есть лучше хорошими приборами, а не пластиковыми вилками и ложками, так больше удовольствия и эстетики, да и на их мытье уходило не очень много воды. Бывалые путешественники давали такой совет: если хотите есть из хорошей посуды, то для экономии воды можно сначала протирать тарелки влажными салфетками, а затем уже лишь споласкивать посуду.

На дороге

Первое, что нужно держать в голове – это габариты автомобиля. Как правило, мы управляем в обычной жизни намного менее габаритными и маневренными автомобилями, и тут надо поначалу себя контролировать и держать в уме, что под тобой авто длиной 7 метров, шириной 2.5 и высотой 3.2 метра. И важно, что занос задней части может быть около метра, что следует учитывать при поворотах и перестроениях. Было довольно нервно первое время, но буквально за 1-2 дня привыкаешь к габаритам. Хотя при парковке я почти каждый раз прибегал к помощи своего штурмана, несмотря на камеру заднего вида.

Опыт путешествия на автодоме

На парковках торговых центров и около достопримечательностей также нужно учитывать габариты, мы парковались как правило где-то в дальней части, чтобы никто не встал близко рядом, иначе могут возникнуть проблемы при выезде.

Также габариты надо учитывать при съезде с трассы на небольшую проселочную или просто узкую дорогу, и опасность здесь – это ветки как сбоку, так и сверху. Ветки могут быть жесткими и поцарапать кузов автодома, за что можно получить штраф от владельца при сдаче автомобиля.

Скорость при движении, конечно, сильно меньше по сравнению с обычным легковым автомобилем, комфортно ехать со скоростью около 80 км/ч, но бывало разгонялись и до 90-100 км/ч на хорошей дороге. Иногда собираешь за собой пробку, но тут мы старались при расширении или около автобусных остановок уходить вправо, чтобы пропустить машины.

Езда на механической коробке передач после автомата вспоминается постепенно, но в итоге за 100 км дороги навык восстанавливается и дальше коробка уже переключается без особых ментальных усилий, на автопилоте.

Ночевки и стоянки

Несколько напрягал вопрос – а не случится ли чего, если оставить машину без присмотра на неохраняемой парковке? В итоге, никаких проблем тут тоже нет, машина закрывается, шторки задергиваются от любопытных глаз, и дальше можно отправляться на осмотр достопримечательностей.

Для стоянок мы старались выбирать живописные места, лучше на берегу водоема, иногда – в кемпингах, пару раз – просто на парковках, но с красивым видом.

Стоянка на Онежском озере в Петрозаводске
Стоянка на Онежском озере в Петрозаводске

Приватность в доме обеспечивается на хорошем уровне, со стороны водительской кабины задергиваются шторки, на окнах – непрозрачные шторки, с улицы вас никто не увидит и можно спокойно отдыхать внутри.

Шторки в кабине скрывают от любопытных глаз
Шторки в кабине скрывают от любопытных глаз

Пару раз нам встречались кемпинги, где можно было подключиться к электричеству и воде, но в большинстве мест этого нет, однако в автодоме это не проблема, электричество - это конечно плюс, но единственное, на что это влияет – так это на экономию газа для холодильника.

А вот что является приятным бонусом на ночевке – это наличие хорошего туалета и душа. Свой туалет – это конечно хорошо, но лучше его сэкономить, а вот душ в автодоме – это скорее средство последней надежды, ибо места в нем крайне мало.

Большим подспорьем явилось приложение для телефона Go Vanlife, на нем можно найти неочевидные места для остановок, парковок или ночевок, по многим из них можно найти полезные отзывы: какое покрытие, много ли мест, какого размера авто можно припарковать, есть ли возможность для подключения электричества, заправки воды, слива серой воды. Отдельно отмечены места, где можно заправиться водой. Если вы путешествуете на автодоме, с прицепом-кемпером или просто на машине с палатками – это отличное приложение с большим количеством полезной информации, которой иногда нет в Яндекс.Картах и других картах.

Что по деньгам: я арендовал автодом в компании Автодомико в Санкт-Петербурге, он обошелся нам в 19 тыс. руб за сутки, что при путешествии двумя семьями вышло довольно доступно. Ребят из Автодомико я смело могу рекомендовать – автомобиль нам достался в идеальном состоянии, полностью обслуженный, заправленный бензином, водой и газом, дали постельное белье и посуду. Никаких проблем с эксплуатацией за время путешествия не возникло, только яркие эмоции и ощущения сбывающейся мечты!

Я и мои попутчики получили незабываемые ощущения и уйму впечатлений от путешествия на автодоме, побывали в множестве мест, чего и вам желаем!

Опыт путешествия на автодоме
55
22
2 комментария

Моя мечта...

1
Ответить

вот куплю дом на колёсах, тогда поговорим

1
Ответить