Почему новые курорты Индонезии не смогли повторить успеха Бали

Лабуан-Баджо, Флорес, Индонезия
Лабуан-Баджо, Флорес, Индонезия

Министерство туризма Индонезии признало, что его планы по развитию туризма за пределами Джакарты и Бали потерпели неудачу. 10 приоритетных направлений, известные как программа «10 новых Бали», так и не стали точками притяжения для туристов. Несмотря на увеличение онлайн-поисков этих мест, например со стороны пользователей из Японии, Индии, Китая, России, США и Германии, клики так и не переросли в реальный трафик.

Инициатива «10 новых Балис», запущенная в 2015 году при бывшем президенте Джоко Видодо, была призвана повторить туристический успех Бали по всей Индонезии. В программу включили основные направления — от храма Боробудур в Центральной Яве и Мандалики в Западной Нуса-Тенгаре до Лабуан Баджо в Восточной Нуса-Тенгаре и озера Тоба в Северной Суматре.

Но что-то пошло не так. Правительство винит в этом политику авиакомпаний, чьи рейсы по-прежнему сконцентрированы в Джакарте и на Бали. По состоянию на октябрь на эти два направления приходился 81% всего международного трафика, в то время как на 10 других — только 3,75%. Этот разрыв приводит к тому, что распределение туристов по приоритетным направлениям сильно зависит от структуры транзита через Джакарту и Бали.

Местные эксперты полагают, что проблема лежит глубже — не только в вопросах авиасообщения. Они видят ее в том, как центральные и региональные власти продвигают эти направления.

Я же считаю, что Бали — это гармонически развитое направление, которое получилось таковым не потому, что на него был особый план и его продвигают власти и уж точно не потому что авиакомпании активно продают туда билеты. Авиакомпании будут продавать все, что покупают. Тут сами туристы выбирают, куда лететь, а авиаиндустрия уже подстраивается.

Туристический успех Бали — в стечении ряда обстоятельств, которые сделали его таким, какой он есть. На мой взгляд, следующие, по значимости:

1. Культура и доброжелательное местное население.

2. Уникальный природный микс, которые включает пляжи, джунгли, вулканы, рисовые поля, утесы.

3. Сами отдыхающие, 70% из которых — представители западных стран.

И то, что из всего этого получается, нравится путешественникам. Они миллионами летят сюда со всего мира, а критики ставят Бали на первые строчки своих рейтингов. Не уверен, что такое можно повторить искусственно в долгосрочной перспективе.

Об Индонезии и инвестициях рассказываю здесь:

Начать дискуссию