«Чёрная бухгалтерия» — полностью автоматический сервис для ведения налогового учета и защиты от блокировок банков
Иронично, но еще год назад я работал в отделе репутации банка для бизнеса и давал комментарии о необходимости банковских проверок, а теперь занимаюсь развитием стартапа, помогающего их избежать. В статье поделюсь с вами личным опытом работы на финтех-рынке и расскажу о том, как строительный бизнес избавляется от давления банков.
Банкам — честных клиентов! Предпринимателям — возможность работать!
Есть большая разница в том, с какой стороны смотреть на вещи: если ваш бизнес — банк, вы вынуждены проверять все операции клиентов и временно блокировать им доступ к средствам, чтобы сохранить лицензию. Если ваш бизнес — маленький строительный подряд, то чтобы предлагать конкурентную стоимость услуг, вы вынуждены платить наличкой гастарбайтеру-отделочнику. Неизменно в этой формуле одно: цель любого бизнеса — заработать.
This is nothing personal, it’s just business 🤷🏻♂️
Вполне закономерно, что обе стороны конфликта преследуют собственную выгоду. Только страдают от этого все — доверие к банку опускается на самое дно, а клиенты безвозвратно теряют деньги на простое счёта во время проверки.
Доверие — вот краеугольный камень, о который разбивается отечественный финтех-рынок. Его можно заслужить только будучи предельно честным и открытым, что не могут себе позволить банки по объективным причинам:
- 40% дохода банка составляют неустойки за вывод средств с заблокированного счёта и повышенные комиссии, вводимые банком в качестве мер противодействия отмыванию доходов.
- В ст.4 ФЗ-115 содержится запрет на информирование клиентов о таких мерах. Это значит, что о причинах блокировки вам не расскажут, сославшись именно на этот пункт закона.
- Со временем приходится изменять условия обслуживания, повышать тарифы и так далее.
Проверять вручную деятельность каждого клиента невозможно, поэтому существует скоринг-алгоритм оценки рисков. Его задача — определять обналичивание и отмыв средств через фиктивную деятельность. К большому сожалению предпринимателей, такая шайтан-машина не учитывает особенностей и различий в деятельности реального бизнеса.
Чтобы неподготовленный читатель понял, о чём тут вообще речь, привожу один из множества примеров, иллюстрирующих абсолютную несостоятельность подхода к исполнению требований закона:
Личный опыт
Намечался межрегиональный форум РФ и Казахстана, была поставлена задача «благоустроить гостевой маршрут». Из-за сжатых сроков образовался дефицит местных специалистов, поэтому в регион стянулись граждане союзных стран, имеющие временное разрешение на пребывание. Российские компании заключили с ними договорённость: в кратчайший срок узаконить все отношения и расчёты, а пока соблюдаются бюрократические формальности, минимальные средства будут выплачиваться наличными — работа ждать не может.
Общее количество привлечённых рабочих измерялось сотнями, поэтому к моменту их оформления в статус ИП долг подрядчиков перед ними перевалил за десятки миллионов рублей. В срочном порядке были подписаны все договора и акты выполненных работ, крупная сумма переведена на расчётные счета работников. Оплатив положенные налоги с поступивших средств, гастарбайтеры стали выводить долгожданный заработок, в чём финансовый мониторинг заподозрил обналичивание средств через однодневки.
Не смотря на все попытки объяснить банку законность полученных средств, предоставленные фото и видео с объектов строительства, вывести средства с заблокированных счетов у них не получилось. Как итог, разочарованные работники уехали, оставив работу незаконченной. А строительные компании сорвали сроки поставленной задачи, лишив себя дальнейших возможностей участвовать в федеральных тендерах.
Я неспроста привожу примеры из отрасли строительства, хотя в общей практике с блокировками сталкиваются все: грузоперевозки, ИТ-индустрия, клининг и другие. Повторюсь, суть проблемы кроется в примитивно-общем подходе к проверке непохожих друг на друга компаний.
Мы загорелись идеей создать независимый сервис, который бы защитил и поддержал предпринимателей, дав им возможность спокойно работать. Многолетний опыт развития банковских сервисов и онлайн-бухгалтерий позволяет нам совершенно точно обеспечить клиентам зелёный коридор в работе.
Сначала мы протестировали алгоритм на 30 компаниях, которые ранее уже сталкивались с блокировками: проанализировали их выписки, собрали рисковые паттерны их деятельности, дали базовые рекомендации, не противоречащие привычному ведению бизнеса.
Спустя шесть месяцев мы уже успешно обслуживаем сотни компаний и предпринимателей, ведём переговоры с крупными холдингами. За всё время работы ни один из 1000 наших клиентов не столкнулся с блокировкой расчётного счёта в банке.
Как это вообще работает?
Клиент оставляет заявку на сайте, после чего мы связываемся с ним в мессенджерах или по телефону. Настраиваем обмен выписками для подготовки ежемесячных отчётов о рисках блокировки. Каждая выписка обрабатывается системой, оценивая деятельность клиента «глазами банка» — это сверхточный алгоритм, анализирующий каждый пункт соответствия требованиям закона о борьбе с отмыванием средств и рекомендациям центробанка.
Если выявлены риски, мы получаем оповещение и включаемся в работу. У нас, как и у алгоритма, есть собственный набор мер по защите клиентов от блокировки: от конкретных рекомендаций до предложения открыть новый расчётный счёт. Но главное оружие — знание внутренней кухни банков, в частности, их отделов финмониторинга. Мы этим активно пользуемся и всегда оказываемся на шаг впереди 😎
Наша основная цель — сделать бизнес устойчивым в реалиях российского рынка. Мы используем самые точные инструменты оценки рисков и предлагаем сервис за его реальную стоимость, в том числе автоматизировав весь налоговый учёт клиентов и избавляя их от необходимости вести бухгалтерию самостоятельно. Чтобы поддержать предпринимателей в кризисной ситуации и помочь разобраться с отсрочкой налогов, мы сделали наш сервис бесплатным.
Узнать больше о «Чёрной бухгалтерии» вы можете здесь. Буду рад обратной связи и благодарю за внимание ❤️