«Чёрная бухгалтерия» — полностью автоматический сервис для ведения налогового учета и защиты от блокировок банков

Иронично, но еще год назад я работал в отделе репутации банка для бизнеса и давал комментарии о необходимости банковских проверок, а теперь занимаюсь развитием стартапа, помогающего их избежать. В статье поделюсь с вами личным опытом работы на финтех-рынке и расскажу о том, как строительный бизнес избавляется от давления банков.

Банкам — честных клиентов! Предпринимателям — возможность работать!

Есть большая разница в том, с какой стороны смотреть на вещи: если ваш бизнес — банк, вы вынуждены проверять все операции клиентов и временно блокировать им доступ к средствам, чтобы сохранить лицензию. Если ваш бизнес — маленький строительный подряд, то чтобы предлагать конкурентную стоимость услуг, вы вынуждены платить наличкой гастарбайтеру-отделочнику. Неизменно в этой формуле одно: цель любого бизнеса — заработать.

This is nothing personal, it’s just business 🤷🏻‍♂️

Вполне закономерно, что обе стороны конфликта преследуют собственную выгоду. Только страдают от этого все — доверие к банку опускается на самое дно, а клиенты безвозвратно теряют деньги на простое счёта во время проверки.

Доверие — вот краеугольный камень, о который разбивается отечественный финтех-рынок. Его можно заслужить только будучи предельно честным и открытым, что не могут себе позволить банки по объективным причинам:

  1. 40% дохода банка составляют неустойки за вывод средств с заблокированного счёта и повышенные комиссии, вводимые банком в качестве мер противодействия отмыванию доходов.
  2. В ст.4 ФЗ-115 содержится запрет на информирование клиентов о таких мерах. Это значит, что о причинах блокировки вам не расскажут, сославшись именно на этот пункт закона.
  3. Со временем приходится изменять условия обслуживания, повышать тарифы и так далее.

Проверять вручную деятельность каждого клиента невозможно, поэтому существует скоринг-алгоритм оценки рисков. Его задача — определять обналичивание и отмыв средств через фиктивную деятельность. К большому сожалению предпринимателей, такая шайтан-машина не учитывает особенностей и различий в деятельности реального бизнеса.

Чтобы неподготовленный читатель понял, о чём тут вообще речь, привожу один из множества примеров, иллюстрирующих абсолютную несостоятельность подхода к исполнению требований закона:

Личный опыт

Намечался межрегиональный форум РФ и Казахстана, была поставлена задача «благоустроить гостевой маршрут». Из-за сжатых сроков образовался дефицит местных специалистов, поэтому в регион стянулись граждане союзных стран, имеющие временное разрешение на пребывание. Российские компании заключили с ними договорённость: в кратчайший срок узаконить все отношения и расчёты, а пока соблюдаются бюрократические формальности, минимальные средства будут выплачиваться наличными — работа ждать не может.

Общее количество привлечённых рабочих измерялось сотнями, поэтому к моменту их оформления в статус ИП долг подрядчиков перед ними перевалил за десятки миллионов рублей. В срочном порядке были подписаны все договора и акты выполненных работ, крупная сумма переведена на расчётные счета работников. Оплатив положенные налоги с поступивших средств, гастарбайтеры стали выводить долгожданный заработок, в чём финансовый мониторинг заподозрил обналичивание средств через однодневки.

Не смотря на все попытки объяснить банку законность полученных средств, предоставленные фото и видео с объектов строительства, вывести средства с заблокированных счетов у них не получилось. Как итог, разочарованные работники уехали, оставив работу незаконченной. А строительные компании сорвали сроки поставленной задачи, лишив себя дальнейших возможностей участвовать в федеральных тендерах.

Я неспроста привожу примеры из отрасли строительства, хотя в общей практике с блокировками сталкиваются все: грузоперевозки, ИТ-индустрия, клининг и другие. Повторюсь, суть проблемы кроется в примитивно-общем подходе к проверке непохожих друг на друга компаний.

Мы загорелись идеей создать независимый сервис, который бы защитил и поддержал предпринимателей, дав им возможность спокойно работать. Многолетний опыт развития банковских сервисов и онлайн-бухгалтерий позволяет нам совершенно точно обеспечить клиентам зелёный коридор в работе.

Сначала мы протестировали алгоритм на 30 компаниях, которые ранее уже сталкивались с блокировками: проанализировали их выписки, собрали рисковые паттерны их деятельности, дали базовые рекомендации, не противоречащие привычному ведению бизнеса.

Спустя шесть месяцев мы уже успешно обслуживаем сотни компаний и предпринимателей, ведём переговоры с крупными холдингами. За всё время работы ни один из 1000 наших клиентов не столкнулся с блокировкой расчётного счёта в банке.

К бизнесу каждого клиента — индивидуальный подход! Личный налоговый ассистент следит за тем, чтобы правильно оформить и преподнести каждую операцию по счёту

Как это вообще работает?

Клиент оставляет заявку на сайте, после чего мы связываемся с ним в мессенджерах или по телефону. Настраиваем обмен выписками для подготовки ежемесячных отчётов о рисках блокировки. Каждая выписка обрабатывается системой, оценивая деятельность клиента «глазами банка» — это сверхточный алгоритм, анализирующий каждый пункт соответствия требованиям закона о борьбе с отмыванием средств и рекомендациям центробанка.

Выписки загружаются в нашу систему оценки, где анализируем 17 критериев работы компании: репутация её контрагентов, оборачиваемость средств, налоговую нагрузку и другие

Если выявлены риски, мы получаем оповещение и включаемся в работу. У нас, как и у алгоритма, есть собственный набор мер по защите клиентов от блокировки: от конкретных рекомендаций до предложения открыть новый расчётный счёт. Но главное оружие — знание внутренней кухни банков, в частности, их отделов финмониторинга. Мы этим активно пользуемся и всегда оказываемся на шаг впереди 😎

Наша основная цель — сделать бизнес устойчивым в реалиях российского рынка. Мы используем самые точные инструменты оценки рисков и предлагаем сервис за его реальную стоимость, в том числе автоматизировав весь налоговый учёт клиентов и избавляя их от необходимости вести бухгалтерию самостоятельно. Чтобы поддержать предпринимателей в кризисной ситуации и помочь разобраться с отсрочкой налогов, мы сделали наш сервис бесплатным.

Узнать больше о «Чёрной бухгалтерии» вы можете здесь. Буду рад обратной связи и благодарю за внимание ❤️

Приходилось ли вам сталкиваться в своей работе с проверкой или блокировкой счёта по 115-ФЗ? 
Да, осадочек остался.
Да, всё прошло гладко.
Нет, тьфу-тьфу-тьфу.
Не веду предпринимательскую деятельность.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
14 комментариев
Написать комментарий...
Стартапер-пессимист

Банки используют 115-ФЗ для дополнительного заработка. Личный опыт знакомых это только подтверждает. Запрет на информирование даёт возможность банку блокировать деньги и ничего не объяснять. Необходимо заставить банки в течение 24 часов предоставлять подробную информацию о причинах блокировки и назначать менеджера, который будет анализировать информацию от клиента наиболее оперативным способом.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Назаров
Автор

Такие менеджеры (и даже целые отделы) существуют, они называются комплаенс-специалисты. Из практики могу сказать, что далеко не всегда удаётся их убедить в законности операций по счёту. 

Перед новым годом было очень "весело" — несколько сотен клиентов снимали крупные суммы, чтобы закрыть квартальные обязательства или просто на подарки близким, ловили блокировку, а комплаенс-отдел назначал им проверку уже после новогодних праздников, потому что все видеовстречи с клиентами проводятся в рабочее время. И предприниматели сидели все новогодние выходные без возможности снять/перевести деньги со счёта. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов

Странно, что vc.ru пропустил абсолютно рекламную статью.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Назаров
Автор

Раздел "Трибуна" существует как раз для того, чтобы стартапы могли рассказать о себе и поделиться опытом 🤷🏻‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Valra Ivanov

А информацию как на 301 без блокировок выводить дадите?))

Ответить
Развернуть ветку
Никита Назаров
Автор

Ну мы же всё понимаем, опытом наученные... С торговцами налом не работаем, их деятельность всё равно обречена. Не сегодня, так завтра) 

Мы не создаём тёплые условия обнальщикам, а даём честному бизнесу возможность спокойно работать 😇

Ответить
Развернуть ветку
Valra Ivanov

Скрестили пальцы и молимся за стройку!

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Хм... Как-то сладко всё чересчур (я про тарифы). Как говорится, чувствую - бесовщина, а обосновать не могу (с) ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Назаров
Автор

На это есть две причины: 
1) Мы действительно смогли ощутимо снизить издержки за счёт автоматизации рутины. 
2) Сейчас наша задача привлекать клиентов, пока в силе инвестиционный период. После этого будем зарабатывать на годовой подписке в 3000 рублей. 

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

отчетность в госорганы планируете?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Назаров
Автор

Мы и так её отправляем) 
Сами отслеживаем, попадает ли предприниматель в выборку, и готовим отчётность. Бывают некоторые ограничения, конечно. Например, если клиент скрывает от нас свои фактические доходы — мы не станем брать ответственность на себя за подачу сведений "с его слов", только налоги посчитаем. 

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Я имел в виду отчетнолсть в ФНС по ЕНВД/УНС там всякую. 

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

А перебраться из Эльбы к вам реально?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Назаров
Автор

Конечно реально! Напишите мне в сообщениях ваш номер телефона, в понедельник свяжемся 😉

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда