CafeBot — уникальный чат-бот для доставки еды

CafeBot — это IT-решение для автоматизации оформления онлайн-заказов и доставки еды на дом. Мы прошли стадию проверки гипотезы и уже тестируем решение в кафе. На данный момент имеем на руках рабочий MVP и активно расширяем функционал.

В закладки

Пример использования чат-ботов в ресторанном бизнесе – это заказ еды с доставкой на дом или офис. Бот помогает в выборе блюд и напитков, оформляет доставку на определенное время и моментально отправляет заказ на кухню. Пользователю в свою очередь легко сделать заказ: чтобы авторизоваться, достаточно ввести номер телефона и поделиться геолокацией, чтобы не тратить время на ввод адреса доставки.

Мы хотим вдохнуть новую жизнь в общепит — вначале в небольшие кофейни и кафе, а затем в рестораны и гастро-пространства.

Проблема

С декабря 2019 года после публикации ВОЗ стало очевидно, что эпидемия в Китае затронет практически всю общественную жизнь, отнюдь не исключая и ресторанный бизнес. Запрет прямого человеческого контакта и, как следствие, потребность в социальном дистанцировании были отягчающими факторами, активно снижающими выручку в сегменте HoReCa. Наглядно в этом можно убедиться из статистики трех техасских заведений. Всего лишь за первую половину марта посещаемость в них упала на 49.9 %.

​Статистика посещаемости
120 млн.
Чтобы понять насколько остро стоит проблема, сеть кофеен Cofix потеряла за неделю 120 млн. выручки.

Во второй половине марта ситуация стала еще печальнее. По предварительным оценкам ресторанный бизнес Москвы уже потерял порядка 80% прибыли.

Не внушает оптимизма и китайский опыт. По прогнозам экспертов средний период продолжительности распространения инфекции (даже при экстренных мерах, таких как недельный карантин и запрет на выход из дома) составляет 2 - 2.5 месяца. Россия совсем недавно вступила в интенсивную борьбу с коронавирусом, и большинству уже очевидно, что она не закончится через неделю. А значит, трудности будут еще как минимум полтора месяца.

​Период распространения инфекции

В сложившейся ситуации механизмы выживания крупных сетей фастфуда, пиццерий и японских ресторанов, у которых бизнес во многом заточен на доставку, более-менее понятны. Но что делать небольшим кафе, концептуальным ресторанам casual dining и upper casual, которые полностью ориентированы на обслуживание в зале, и у которых никогда не было потребности в доставке блюд на дом?

Перед ресторанным бизнесом встает следующий выбор: перейти в онлайн-формат или закрыться навсегда. Многие решают бороться, выбирая первый вариант, но при этом в подавляющем числе сталкиваются с проблемой в оформлении и обработке заказов.

Решений у этой проблемы есть несколько:

  • Подключение к агрегатору;

  • Разработка приложения;

  • Установка чат-бота.

Почему бот — лучшее из решений?

Еще несколько лет назад любое внедрение автоматизации считалось прерогативой крупных сетей ресторанов, готовых нанимать специалистов и тратить много ресурсов на разработку новых IT-решений.

Но технологии стремительно развиваются, их внедрение становится менее затратным, и сегодня использовать чат-ботов могут позволить себе не только сетевые игроки, но самые небольшие заведения вплоть до мелких кофеен.

Но в чем главное преимущество данного способа автоматизации? Давайте разберемся.

Обзор агрегаторов

Принцип работы агрегатора весьма прост. Пользователю предоставляется широкий спектр кафе и ресторанов с опцией доставки еды на дом. Цены аналогичны ценам в меню на официальном сайте заведения. Человек выбирает наиболее приглянувшийся ему ресторан и оформляет заказ.

Примеры агрегаторов:

​Сравнение плюсов и минусов агрегаторов

Обзор приложений

В долгосрочной перспективе наличие собственного ресурса, инструмента привлечения клиентов — гораздо более выигрышная стратегия. Основная причина разработки приложений проста, ведь ни для кого не секрет, что основной трафик на данный момент исходит от мобильных приложений.

​Интернет-трафик

Примеры сервисов доставки:

​Сравнение плюсов и минусов приложений

Обзор ботов

Чат-боты — это история про опыт взаимодействия. Когда ресторан запускает своего бота, у гостя появляется новый способ общения с брендом в привычной ему среде. Он может заказывать еду, совершая минимум движений. Формируется аудитория, которая выбирает только такой способ взаимодействия.

Еще в 2017 году количество активных пользователей мессенджеров переросло количество пользователей социальных сетей.

​Статистика пользователей месседжеров
​Сравнение плюсов и минусов приложений

Примеры кейсов

vkusvillbot «живет» на платформе telegram. Функционал одного из них и, пожалуй, самого главного позволяет нашим покупателям быть самостоятельными в работе с картой лояльности, а значит, они помогают разгрузить «Горячую линию». Человек сам может поменять любимый продукт, посмотреть остаток бонусов на карте, изучить каталог товаров. С помощью бота для покупателей мы поняли, что действительно важно для них, какими функциями они пользуются активно, а какими – нет. Мы не стали сразу разрабатывать мобильное приложение (разработка бота обошлась нам в несколько раз дешевле), не понимая, нужно ли оно покупателям, захотят ли они для общения с нами держать еще одну программу в смартфоне.”

Менеджер цифровых продуктов компании «ВкусВилл»
Анжелика Доценко

Текст cafe-future

Другие примеры ботов:

Преимущества

Как уже было отмечено в начале, наша цель — вдохнуть новую жизнь в ресторанный бизнес. Мы видим, как тяжело сейчас приходится рестораторам без потока посетителей. Многие заведения пытаются выйти в онлайн и остаться на плаву с помощью осуществления доставки, но для них этот сегмент достаточно нов.

Большинство существующих решений направлено на маркетинговую активность или повышение доступности сервиса для клиентов. Мы же решили сделать акцент на стороне заведения, считая, что главное — сделать путь пользователя до заказа максимально простым, а обслуживание — быстрым.

Так зачем же нужен очередной агрегатор, когда есть, например, “Яндекс.Еда”? Реальность такова: курьеров не хватает, нагрузка на сервис бесконечно растет и, даже несмотря на упрощение процедуры регистрации, сервис совсем не справляется с потоком клиентов и подключением новых заведений к агрегатору.

Во многих заведениях официанты, бариста и даже повара пересели на велосипеды и занялись бесконтактной доставкой заказов. Очевидно, что необходимо простое и надежное решение, позволяющее быстро обрабатывать заказы и вести доставку своими силами.

Интерфейс

Перед началом работы мы изучили все существующие решения на рынке чат-ботов по доставке еды и нашли феноменальные ошибки в UX-дизайне. Поэтому при создании логики общения мы специально не отталкивались ни от какого существующего кейса и делали всё исходя из нашего опыта.

Бот не является продуктом конструктора и кастомизируется под каждое заведение, но общий принцип остается неизменным — минимализм и комфортная очевидность. Мы сосредоточились на достижении простоты оформления заказа и доставки, и смогли не только оптимизировать когнитивную нагрузку, но и ускорить путь пользователя аж до 100 секунд. Весь процесс занимает меньше двух минут! Всего в 2-3 клика можно выбрать блюдо, а уже через 3 нажатия заказ будет передан курьеру.

​Пример интерфейса

Интеграция

Мы решили поговорить с рестораторами и обнаружили, что многие используют не “Мой склад” или Google Merchant, а просто Google Таблицы. Заказы курьеру и вовсе отправляют на почту, в чат или вешают задачу в Trello.

​Пример простейшей таблицы itis.team

Поэтому наше решение отвечает основной потребности заведений в простоте интеграции: использует Таблицы как каталог блюд и отправляет заказ на любой адрес.

Исследование сегмента показало, что для многих заведений не слишком удобен формат подписки. При нем есть:

  • Передача данных клиентов, что нарушает конфиденциальность покупателей;
  • Зависимость от чужого сервера. Всегда могут произойти технические нагрузки или падение из-за пика трафика;
  • Необходимость затрат на подписки в месячный бюджет и отслеживания внесения платы за сервис;
  • Отсутствие доступа к исходникам бота, что не позволяет вносить в него изменения.

Главное наше отличие от конкурентов в том, что мы не предлагаем модель подписки, а ориентированы именно на интеграцию. В каждое заведение мы сами устанавливаем или отправляем бесконтактно небольшой микрокомпьютер Raspberry Pi, на котором и развертываем ПО.

У CafeBot бесконечные возможности для кастомизации интерфейса и логики, интеграций в любые необходимые сервисы. Наше решение позволяет создать самобытную экосистему, не зависящую от мощностей сторонних сервисов.

{ "author_name": "Артем Летюшев", "author_type": "self", "tags": ["\u0447\u0430\u0442\u0431\u043e\u0442\u044b","\u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430\u043d\u044b","\u043a\u043e\u0440\u043e\u043d\u0430\u0432\u0438\u0440\u0443\u0441","\u043a\u0430\u0444\u0435","\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043a\u0430_\u0435\u0434\u044b","it"], "comments": 13, "likes": 2, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 117899, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 06 Apr 2020 13:13:09 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Как бизнесу заработать в соцсетях в 2020 году: полноценное руководство с прогнозами и примерами
Пошаговая рабочая стратегия продвижения бизнеса в соцсетях с медиапланом и примерами внедрения от директора «Студии…
Объявление на vc.ru
0
13 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

попробуйте airtable как источник данных
он покруче чем google таблицы и примерно такой же простой

Ответить
0

Любопытно, но пока не видели чтобы в кафе использовали его.  В целом нам не принципиально, в каком виде каталог, бот кастомизируем на 100%

Ответить
0

его в рф вообще мало кто использует, но там есть элементы базы данных и возможность собирать дашборды - например последние заказы или остатки

Ответить
0

Спасибо за рекомендацию, посмотрим)

Ответить
0

Бот будет работать только в телеграм?

Ответить
1

Нет, также для Viber, Вконтакте и Facebook.

Ответить
0

интересно как все эти визуальные финтифлюшки типа inline_keyboard которые не работают нигде кроме телеги (и мб фб) реализовали в ux. есть скрин?

Ответить
0

Кроме телеги пока не удалось нигде реализовать.

Ответить
0

В следующем релизе планируем покрыть инстаграм на примере Boss Direct.

Ответить
0

второе рождение ресторанных чат-ботов

Ответить
1

Вы еще помните первое? Эх, 2016 год...

Ответить
0

Даа, для маленьких заведений подобные решения возможно единственная надежда сейчас - конвертировать официантов в курьеров и покрывать ими небольшую зону доставки, но плотно покрывать...

Ответить
0

В целом так сейчас делают например кофейня точка и вполне успешно держатся на плаву.

Ответить

Прямой эфир