Business Development Manager vs. Product Manager

За последние десять лет мир цифровых продуктов сильно продвинулся вперед. Это повлекло за собой появление новых профессий, включая позицию Product Manager. Однако, список должностных обязанностей и задач для этой роли все еще разнится в зависимости от уровня зрелости организации.

В некоторых компаниях есть целый штат сотрудников с градацией — от менеджера продукта до владельца, а в небольших стартапах — это всегда один человек, которого гордо называют продакт.

В этой статье я хочу попробовать разобрать, кто есть кто на самом деле, и чем отличаются Product Owner от Product Manager, а Product Lead от Business Development Manager.

Начнем с роли Product Owner. Звучит многообещающе — владелец продукта…

Однако, эта роль пришла из методологии Scrum. Ключевая задача — улучшить качество работы этой команды.

В частности, владелец продукта отвечает за:

  • работу с бэклогом
  • планирование нового релиза
  • погружение команды в стратегию продукта
  • взаимодействие со стейкхолдерами.

Для этой роли требуется быть технически подкованным в своем продукте и разбивать задачи на детальные User Story для команды разработки.

KPI Product Owner — это продукт, соответствующий роудмапу в заявленные сроки.

Движемся дальше, Product Manager. Это как раз та история, когда один человек «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Ключевые навыки менеджера продукта — это коммуникация и умение слышать других. А еще — стрессоустойчивость!

Эта роль предполагает кросс-функциональное взаимодействие с разными подразделениями:

  • с сейлами и маркетингом — для выработки Go-to-market стратегии
  • с техподдержкой — для сбора обратной связи и ключевых проблем от заказчиков
  • с командой разработки продукта — для понимания технических возможностей и реализации роудмапных задач
  • с дизайнерами и UX — для улучшения пользовательского опыта
  • с C-level — для обсуждения стратегии продукта, финансовых результатов и необходимых инвестиций
  • с партнерами — для расширения каналов дистрибуции
  • с клиентами — для проведения кастдевов и точечных встреч
  • и так далее..

Менеджер продукта отвечает за стратегию, а не тактику. Его цель спрогнозировать и спланировать долгосрочную перспективу для продукта. Поэтому R&D, исследования рынка и конкурентов также лежат в его зоне ответственности.

Для него важно чтобы продукт приносил выручку компании. Именно такие KPI ставят менеджерам продукта.

Похожие цели у Business Development Manager. Уже из названия роли понятно, что этот специалист должен заниматься развитием бизнеса. А как этого достичь? Через различные каналы доставки продукта, партнерскую сеть, выгодных поставщиков и оптимальные тарифы на продукт. Все это нужно считать, продумывать и выстраивать. И со всеми коммуницировать. Такие задачи лежат на плечах BDM.

Ему важно продумать стратегию и механику наращивания выручки по продукту.

У BDM нет своей команды разработки. Поэтому ему важно эффективно взаимодействовать с продактом, т. к. идеи по развитию продукта (которые вероятно помогут развитию бизнеса!) и запросы на новые фичи проходит через «сито» Product Manager. Продакту нужно помнить об общей стратегии компании, оценить, насколько новый функционал может повлиять на лиды, конверсию и другие целевые действия, а еще проверить, что запрос одного BDM не противоречит запросу другого.

А что, если у продакта несколько продуктов в портфеле? Или он отвечает за целую команду менеджеров продукта?

Тогда на арену выходит Product Lead, тот кто задает вижн текущей продуктовой линейки и стратегию новых запусков. Безусловно, эта роль более высокого грейда с большей ответственностью.

Руководитель продукта должен обладать широком спектром soft скиллов для выстраивания кросс-функциональных и внутрикомандных отношений. Он является лидером для своей команды и лицом продукта внутри компании и вовне.

Его задачи — это мотивация команд, поддержание фокуса и контроль достижения поставленных целей. Если для достижения цели нужно выстроить процесс с 0, то это тоже на радаре у руководителя продукта. Поэтому Product Lead должен обладать опытом и знаниями в разных областях и точках взаимодействия его аудитории с продуктом.

Ключевые KPI этой роли — это достижение продуктовых и бизнес метрик.

Если обратиться к любому сайту для соискателей, то описание вакансий с одной и той же должностью будет разным. Это говорит о том, что мы все еще находимся в режиме турбулентности и пытаемся выработать свои собственные «стандарты». Мой совет такой — определите для себя, какими именно задачами вам интересно заниматься, а название должности — дело вторичное.

Начать дискуссию