Москвичи буду реже ездить в регионы, чтобы вылечить зубы

Согласно свежим данным исследовательской компании DentalData, в последние годы стал развиваться стоматологический туризм: ради экономии жители столицы устремились в соседние регионы. Однако этот тренд скорее всего пойдет на спад.

Ортодонтическая клиника OrthoLike
Ортодонтическая клиника OrthoLike

Меня зовут Андрей Жук, я врач-ортодонт, кандидат медицинских наук, доцент, вице-президент Союза лингвальных ортодонтов РФ, магистр медицинских наук Hanover Medical School, владелец сети клиник OrthoLike и обучающего центра в Москве. Сейчас расскажу, почему стоматологический туризм в регионы зачастую менее эффективный и даже менее выгодный.

Экономическая нецелесообразность

Очевидно, что в большинстве случаев москвичи едут за стоматологическими услугами в другие регионы, потому что там ниже цены. У клиник за пределами Москвы меньше траты на аренду, на зарплатный фонд и так далее.

В то же время отмечается рост цен на стоматологические услуги в регионах, популярных у приверженцев медицинского туризма из Москвы. По данным DentalData, в 2022 году цены в стоматологиях Рязани, например, были в среднем вдвое ниже, чем по Москве, но в 2023-м разница снизилась в 1,8 раза. Средний чек рязанских стоматологических клиник вырос аж на 18,3%, а московских — лишь на 7,9%.

Рост цен в близлежащих к Москве и Подмосковью регионах продолжится и будет даже выше, чем в столице: 21,6% против 19,8%, прогнозирует DentalData. Вкупе с дополнительными тратами — проезд, проживание, питание, выходные за свой счет — лечение в региональных клиниках будет становиться все менее выгодным и привлекательным, особенно если речь идет о длительном лечении с частыми осмотрами.

Цена против качества

К сожалению, более низкий ценник зачастую означает более низкое качество услуг. К примеру, клиники могут экономить на обучении, материалах. Нередко используют расходники и оборудование прошлого поколения, устаревшие техники лечения, которые могут обернуться осложнениями и, как итог, дополнительными тратами.

Интерес к стоматологическому туризму в регионы будет неуклонно снижаться, поскольку для москвичей цена — это далеко не основной критерий выбора клиники. Об этом говорит исследование Гидмаркет: согласно опросу, первостепенный фактор при выборе клиники — квалификация врача, а потом уже цена. Так что по мере выравнивания цен жители столицы все чаще будут выбирать клиники Москвы. Оснащенность клиник и методы лечение также входят в список важнейших критериев у пациентов.

В регионах до сих пор широко распространены частные стоматологические кабинеты. Такое лечение в лице одного специалиста не может быть надежным и достаточно эффективным. Поэтому крупные медицинские центры, где есть консилиум, контроль качества, достаточное количество квалифицированных докторов, всегда будут более актуальным и выгодным для пациента вариантом.

Этим критериям сегодня соответствуют многие московские клиники, в том числе OrthoLike. Врачи регулярно обучаются и повышают свою квалификацию, в таких крупных клиниках строгие протоколы, постоянная оценка планов и хода лечения, проверка качества. Столичные врачи, в том числе я, чаще региональных коллег участвуют в семинарах и консилиумах по всему миру, перенимают передовой зарубежный опыт.

Сейчас большинство знаменитых московских клиник стремится постоянно совершенствовать методы лечения и внедрять последние разработки и технологии. Кстати, запрос на модернизацию и интеграцию новейших технологий есть и у самих пациентов. В одном из опросов ВЦИОМ выяснилось, что 36% россиян ожидают от технологий будущего, в том числе искусственного интеллекта, положительных изменений в сфере медицины и фармакологии. Треть опрошенных надеется, что благодаря таким технологиям медицинская помощь станет доступнее и увеличится продолжительность жизни.

Новейшие технологии все шире используются в столичных стоматологиях, что дает нам, специалистам, надеяться, что мы сможем помогать еще большему количеству пациентов получать высококлассное и качественное лечение.

Начать дискуссию