Billy — бот для мотивации персонала

Однажды я стоял в очереди за кофе и наблюдал за баристой нашей компании, которая ловко и быстро готовила все заказы. Довольные коллеги получали свой напиток, говорили «Спасибо!» и уходили. Мне захотелось, чтобы благодарность за хорошую работу была материально полезной.

Я стал думать, как можно стимулировать горизонтальные связи в команде, и в ходе обсуждений с соосновательницей Еленой Каминской мы пришли к идее создать внутрикомандную экономику с помощью Billy.

Сначала это был шуточный проект, но он вызвал большой интерес у сотрудников моей компании. И теперь он развивается в полноценный ИТ-продукт, который может помочь улучшить микроклимат в команде, оптимизировать и улучшить корпоративную культуру и выполнять HR-задачи. Обо всем по порядку.

MVP

Нам хотелось найти решение, которое поднимало бы уровень вежливости среди всех участников команды, а также способствовало их регулярному взаимному общению и развитию.

Например, коллега из соседнего подразделения приходит с задачей, работа над которой не является вашей прямой обязанностью. Что вы получите за то, что поможете ему?

Мы в команде используем Slack для коммуникаций и в виде прототипа реализовали бота, который два раза в месяц (вместе с зарплатой) начислял каждому сотруднику 250 токенов, которые назывались «Thanks».

Токены работают на настоящем блокчейне и были предварительно выпущены специально для команды. Пользователи могли их пересылать своим коллегам, отправив простую команду в чат в Slack, например, «10 спасибо Ивану Иванову за помощь с презентацией», после которого Иван незамедлительно получал уведомление:

Уведомление о переводе
Уведомление о переводе

Неиспользованные монетки (из начисленных 500 за месяц) в конце месяца сгорают 🔥, что дополнительно мотивирует тратить полученные токены и говорить «спасибо», так как копить можно только полученные от коллег.

Сразу после анонса в команде начали активно использовать токены и благодарить друг друга за помощь. За первую неделю больше половины сотрудников компании воспользовалось ботом, а за первые 2 недели в среднем было 46 транзакций от 40 пользователей ежедневно.

Транзакции в одной команде
Транзакции в одной команде

Эксперимент оказался успешным и к нам посыпалась обратная связь по продукту и предложения по улучшению.

Traction

Как мы и предполагали, нематериальное поощрение улучшило взаимодействия и шеринг задач внутри команды.

Больше всего с пожеланиями к нам обращались менеджеры и тимлиды команд, которые получили новый инструмент мотивации сотрудников. Благодаря их фидбэку мы внедрили несколько простых функций, которые увеличили среднее количество транзакций в день почти в 2 раза, до 88.

Например, мы сделали возможность отправки токенов с помощью реакций на сообщения. Все ведь любят эмодзи! Разные эмодзи — разное количество токенов переводится с баланса пользователя на баланс автора сообщения.

Переводы с emoji
Переводы с emoji

Но гораздо больший отклик у менеджеров вызвала интеграция с Jira, благодаря которой стало возможным назначать награду в токенах за выполнение задачи. Любой пользователь может добавить к задаче в описание или комментарием количество монет и при каком условии переводить, например, «@billy 100 спасибо когда Готово», и бот все сделает сам.

Очевидно, что обязательные и важные задачи делаются и без дополнительного поощрения, но интеграция с Jira позволила мотивировать коллег и подчиненных делать не самые интересные задачи.

Интеграция с Jira
Интеграция с Jira

HR-инструмент

Мы знали, что HR-специалисты и руководители направлений регулярно ищут новые оригинальные методики для улучшения стимулирования производительности и микроклимата в коллективе.

Понимая, как важно нематериальное поощрение и выстраивание корпоративной культуры, мы обратились к HR в нашей компании с идеей сделать токены Billy более осязаемыми для сотрудников.

Они с охотой откликнулись и предложили сделать внутренний магазин, в котором токенами Billy можно было бы покупать товары как от самой компании, так и от других сотрудников. В нашем магазине сейчас 16 товаров разной степени серьезности, показать их все, к сожалению, не могу, но в магазине может быть что угодно, от толстовок и футболок до скидок и сертификатов на обучение:

Пример магазина
Пример магазина

Но это было только начало! На основе данных, которые накапливались у Billy, мы построили аналитические отчеты для HR-подразделения, которые показывали взаимосвязи людей в команде в целом и каждой группе по отдельности:

Связи в команде
Связи в команде

А также отчеты по активностям сотрудников и команд разных продуктов/отделов:

Статистика по отдельному сотруднику
Статистика по отдельному сотруднику

Собранные данные и отчеты позволяют HR успешно решать 3 задачи:

  • Рост объективности процесса перфоманс-интервью. Теперь видно взаимодействие участника со всеми коллегами, а не только с теми, на кого он указал сам во время процесса ревью. А оценка коллег по методу 360 градусов можно делать прямо с помощью бота.
  • Ежедневное улучшение микроклимата и коммуникаций между отделами. Благодаря автоматическому независимому анализу данных, можно понять кому из сотрудников нужна поддержка, у кого есть неразвитый потенциал, а кто просто пьет больше всех кофе :)
  • Мотивация для проактивности. Сотрудники тоже имеют доступ к аналитическим отчетам и видят активность своих коллег, что добавляет соревновательный элемент в работу.

Экономика

Токены Billy сейчас используются для создания внутренней экономики, основанной на взаимопомощи.

С самого начала мы хотели, чтобы эта «экономика взаимопомощи» была прозрачной, поэтому мы используем токены на блокчейне. Открытость данных имеет только плюсы, ведь сотрудники могут быть уверены, что у HR нет любимчиков и все получают награды по делу, а руководство компании может видеть, кто проявляет себя наиболее активно и помогает коллегам.

Голосования на токенах
Голосования на токенах

Как именно использовать монеты и что позволять делать сотрудникам в обмен на них, решает только сама организация. В нашей команде с помощью Billy:

  • Развивается внутреннее обучение через краундфандинг. Например, внутренний митап состоится, если тема наберет больше 2000 Billy. По завершении мероприятия спикер забирает донаты себе.
  • Сотрудники вовлекаются в корпоративное принятие решений, где голосами являются токены, и каждый сотрудник решает, сколько он готов потратить их на принятие того или иного решения. Технически голосования реализованы с помощью смарт-контрактов, что делает процесс максимально честным и прозрачным.
  • Мотивируется не только рабочая активность, но и хобби. Например, сотрудник может выставлять на продажу собственные товары. С помощью Billy мы также мотивировали коллег из технических подразделений писать статьи на «Хабр». За каждую статью можно было заработать 500 токенов.

Перспективы

Совсем недавно мы запустили Billy для публичного использования, теперь бесплатно добавить бота в свой Slack можно 2 кликами на странице iambilly.app.

Несколько организаций уже используют Billy, а еще несколько просят сделать такого же для Microsoft Teams, так что мы уже начали процесс портирования.

Недавно интеграцией Billy в свои процессы заинтересовалась одна международная крупная корпорация. У нее есть своя система мотивации, но она не персонализированная, непрозрачная, с недостаточной аналитикой.

Благодаря Billy каждый из сотрудников может получить свой индивидуальный стимул: кому-то нужен дополнительный выходной, а кто-то не прочь неделю поработать из дома. Если вы используете Slack или Microsoft Teams и хотите попробовать Billy для своей команды, то просто добавьте по ссылке ниже:

4545
35 комментариев

Любопытный кейс - предоставляет возможность не насаждать принудительно корпоративную культуру и коммуникации, а мотивировать и заинтересовывать сотрудников на расширение горизонтальных связей, проявлять инициативу и самореализовываться. Особенно может быть востребован для вовлечения новых сотрудников в корпоративную жизнь компании. С точки зрения HR подразделений, как мне кажется, это отличный инструмент для проведения оценки активности и вовлечённости сотрудника 'на лету', без необходимости проведения оценок 360 и т.п.
Предлагаю рассмотреть возможность интеграции не только с мессенджерами, но и корпоративными соц сетями, которых некоторое время назад наделали великое множество. Это позволит вдохнуть в них вторую жизнь и повысить эффективность.
Интересно было бы также вовлекать в процесс внешних участников для предоставления возможности сотрудникам самостоятельно выбирать интересующие его поощрения, предлагаемые компанией: дополнительное обучение, фитнес, парковка, снеки и т.п.
Удачи в развитии!

5

Спасибо за конструктивные идеи и пожелания. Вариант интеграции с корпоративными соц сетями действительно рассматриваем, но пока кажется, что их огромное количество разных и не понятно, будет ли на это какой-то спрос.

Сделали интересную игрушку. 
Интересную для сотрудников, потому что в других компаниях такого нет. 
Мотивирует отвлекаться от основной работы, чтобы быть обязательно вовлеченным в общую игру. Помогает менеджменту крупных компаний создавать новые цифры, новые отчеты, чтобы тоже играть ими с умным выражением лица. 
Остался открытым вопрос: а зачем нужно, чтобы сотрудник обязательно взаимодействовал со всеми и много? 
Вообще не факт, что это как-то влияет на его эффективность. 

Безусловно, что авторы проекта руководствовались исключительно благими намерениями. И они молодцы, что придумали для себя новый подход. 
Но они этим проектом сразу обозначили новое правило - только командная работа. 
Обычно командная работа считается чем-то положительным. Тонкий момент заключается в том, что командную работу можно предложить, если она будет необходима. А можно навязать, даже когда в ней нет необходимости. 

Если предложили - это инструмент, которым сотрудник может воспользоваться по своему решению. 
Если навязали - это инструмент, который ты обязан применять, даже если он тебе не нужен для решения конкретных задач. 

P.S.: есть тенденция непонимания, что программы должны именно помогать человеку в принятии решений, а не подменять его в этом. 

6

Инструмент никак не мотивирует отвлекаться от основной работы, именно поэтому он встроен в мессенджер (где часто происходит работа) и только стимулирует говорить друг другу "Спасибо".

Никто не утверждает, что только командная работа это хорошо. Выбор, что именно поощрять, всегда остается за командой. В большом количестве случаев командная работа, поощрения, взаимопомощь приносят пользу коллективу - как минимум улучшается атмосферу, как максимум убирается фактор автобуса.

В описанном выше кейсе именно предложили, никого не форсили, и собирались данные, чтобы показывать нужным людям, а не принимались решения автоматически.

Такая фигня есть в огромном количестве сетевых компаний. 

Какой же бред хипстерский.

Вместо того чтобы работать, нужно заниматься какой то фигней.

Собирать монетки, чтобы купить футболку, которая не уперлась или скайенг, на который нет времени. Чудно!

5

Возможно, я чего-то не понимаю, но по-вашему мнению общение, более явные "спасибо" друг другу и геймификация этого процесса мешают работе или вытесняют её?
И да, нужна футболка или skyeng кому-то Вы решили за всех?

3