Мифы аутстаффинга: анализ рынка от WMT Group

Есть мнение, что аутстаффинг в Россию привез Петр I, который выписывал специалистов из зарубежа для строительства Санкт-Петербурга. В современном понимании рынок аутстаффинга в России зародился в 90-е годы, благодаря приходу иностранных корпораций, внедряющих свои стандарты работы, в том числе использование заемного труда. До 2016 года, когда была принята статья 56.1 Трудового кодекса, регулирующая использование заемного труда, такие услуги в основном оказывали крупные игроки с большим капиталом (Kelly Services, Coleman Services, Manpower). Сейчас многие иностранные компании покинули российский рынок, что дало точку роста для отечественных компаний.

Рынок аутстаффинга в России

По данным Ассоциации частных агентств занятости до 2022 года рынок активно рос: в 2019 году его объем составил 12,4 млрд, в 2020 году уже 23,1 млрд руб. Пандемия 2020 и политические трансформации привели к снижению объемов рынка в 2022 году до 12,9 млрд., что лишь немногим больше, чем в доковидный период.

Мифы аутстаффинга: анализ рынка от WMT Group

Доля аутстаффинга в общем объеме рынка подбора, предоставления и аутсорсинга персонала невелика – в 2022 году общий объем рынка составил 342,9 млрд рублей. Однако стоит учитывать, что данная услуга актуальна далеко не всем работодателям.

Кому интересен аутстаффинг в России

К услуге аутстаффинга чаще всего обращаются компании из следующих областей: ИТ, ритейл, логистика, фармацевтическая, телекоммуникации, банковская и финансовая, туристическая. Также компании других сфер, использующие труд иностранных граждан; находящиеся на упрощенной системе налогообложения; индивидуальные предприниматели; стартапы.

С 2022 года к услугам аутстаффинга стали прибегать при перезапуске иностранных предприятий, ушедших из России – для быстрого восстановления функционирования, а также компании, чьи сотрудники покинули территорию страны – для продолжения законной работы на территории другого государства в удаленном формате.

Что же останавливает компании от работы с внештатными сотрудниками? Мифы, сформировавшиеся вокруг аутстаффинга.

Миф №1. Аутстаффинг и аутсорсинг – это одно и тоже.

Любое заимствованное понятие ввиду своего иностранного происхождения может быть неправильно понято и трактовано. Что мы имеем в виду под каждым из этих понятий.

Аутсорсинг – передача другому лицу какой-то части функций компании. Самый простой пример: Индивидуальный предприниматель отдает функцию ведения документооборота и бухгалтерского учета сторонней организации.

Аутстаффинг – использование труда сотрудника, трудоустроенного в частном агентстве занятости, для решения определенной задачи и/или на определенный срок.

Например, в летний период времени гостинице требуется большее количество персонала, чем в зимний. Если руководство гостиницы не хочет заниматься вопросами поиска и трудовых взаимоотношений с персоналом, то оно обращается к компании-аутстафферу, которая предоставляет нужное количество персонала в зависимости от потребностей гостиницы.

В сфере IT это может быть написание определенного функционального модуля/плагина, интеграции различных информационных систем.

Миф №2. Аутстаффинг – это дорого.

На самом деле распространенный миф, который легко разрушить простыми расчетами.

Возьмем для примера IT-специалиста компании, который получает 200 000 рублей в месяц (~1200 руб./час). За такого же сотрудника компания-аутстаффер просит ~2500 руб./час.

На первый взгляд стоимость часа работы штатного сотрудника существенно ниже, чем ставка внештатного. Однако для закрытия потребности в собственном сотруднике компания несет расходы на: поиск и подбор, обучение, оборудование рабочего места, заработную плату, налоговые и социальные отчисления и т.д. Также стоит учесть возможные расходы на расторжение трудового договора (2-3 месячных оклада), и отсутствие продуктивной работы в период перед увольнением. И мы получаем примерно те же 2500 руб./час плюс упущенная выгода.

Таким образом при сопоставимой стоимости часа работы при аутстаффинге компания получает меньшую нагрузку на кадровую службу и более быстрое закрытие позиции.

Миф №3. Аутстаффинг несет больше рисков утечки данных

Утечки информации опасаются многие компании, особенно это актуально для сферы IT, где необходима особая защита интеллектуальной собственности. Практика показывает, что риски утечки у штатных и внештатных сотрудников примерно одинаковы.

Российское законодательство в этой области сильно отстает от реалий, поэтому компании вынуждены самостоятельно бороться с возможными угрозами. Для аутстаффинга действуют те же правила, что и для работы со штатными сотрудниками: подписание соглашения о неразглашении (NDA), соответствие ПО и рабочего места (в том числе удаленного) требованиям безопасности компании и другие принятые в компании механизмы контроля.

Миф №4. А что, если его перепродадут или он уйдет?

Ситуация с дефицитом кадров в сфере IT, начавшаяся в 2021 году, привела к появлению большого числа недобросовестных брокеров, которые перекупали специалистов для дальней перепродажи крупным клиентам, что и породило появление такого опасения у потенциальных заказчиков.

Мы в WMT Group дорожим своей профессиональной репутацией и гарантируем ваше исключительное право на сотрудника в течение всего периода действия договора.

Если же сотрудник решает покинуть компанию досрочно по личным причинам (это право гарантируется ему Трудовым кодексом), то вам в кратчайшие сроки будет предоставлена замена подходящей квалификации, что минимизирует время простоя позиции.

Миф №5. Привлеченные сотрудники не замотивированы.

Считается, что привлеченный сотрудник менее погружен в корпоративную культуру, но в силах принимающей стороны повлиять на эту ситуацию.

Для того, чтобы работать с вовлечением и эффективно человек должен видеть прогресс команды и результаты своего труда. Также рекомендуется включать внештатника во внутренние процессы, встречаться с сотрудником не только в команде, но и один на один и выявлять то, что сможет зажигать и поддерживать его вовлеченность.

Со стороны компании, предоставляющей персонал, WMT Group работает над soft skills своих кадров по методологии ACM/PCM, чтобы добиться грамотного формирования команд, быстрой адаптации, улучшения взаимодействия между сотрудниками и снижения конфликтности.

Резюме

Чтобы принять решение о работе с аутстаффингом стоит хорошо изучить ваши потребности в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Он может стать эффективным способом быстро усилить команду или решить конкретную задачу.

***

WMT Group — это аккредитованная ИТ-компания, которая на протяжении пяти лет занимается заказной разработкой ПО, аутстаффингом ит-специалистов и помогает бизнесу решать задачи в рамках цифровой трансформации. Уже принесли результат для 50+ компаний. Участник ассоциации ит-компаний Руссофт и резидент Сколково.

22
Начать дискуссию