Как за 8 недель стать интересным инвесторам?
«Я не пляжный торговец, у меня IT стартап!»
Мой 6 летный сын учится плавать, я даю ему дельные советы:
— греби как собака, дыши ровно, отдыхай на спине, плыви ко мне!
Он плывет ровно 15 сантиметров, встает на ноги и радуется: «Я проплыл 15 сантиметров!».
Ровно так же как и он — я чувствую себя, принимая участие в первом наборе акселератора United Investors. Вчера я проплыл свои первые 15 см и очень этому радуюсь.
В конце статьи вы узнаете:
- Что у меня за стартап
- Подробный custdev
- Как будет расти мой стартап?
- Почему я интересен инвесторам?
- Как я потрачу посевные деньги?
О чём речь?
Handle — доставка по пляжу. Foodtech стартап. Я пилю решение для организации пляжной торговли.
Что уже есть?
1. Готов MVP чекнуть бот в ТГ
2. Есть минимальная команда: Я — предприниматель от бога, СТО — Артем Васич ( > 10 лет борьбы с тяжёлой клинической депрессией через кодинг) и MTO — отсутствует, но есть женщина космос Эля Беляева, она помогала.
3. Гора, каких-то Эксель табличек с домашними заданиями из акселератора, которые помогли мне убрать из головы всякую чушь.
Перестать облизывать идею и идти в поле
1 июня 2020 г. я придумал эту идею, мне понадобилось 50 дней, чтобы понять что такое — минимальная жизнеспособная модель. Пришлось упростить все до сферического коня в вакууме и идти предлагать рынку.
Было:
- приложение для iOs и Аndroid ( ~10 000 евро, 2 месяца)
- Промо команда в Лос-Анджелесе, Барселоне и Тель-Авиве (~30 000 евро, 2 месяца)
- Управление командой симпатяг в купальниках через Zoom
Стало:
- бот в Телеграме (20 тыс рублей, 7 дней)
- Пляж Ласковый в Петербурге (5 тыс рублей, 1 день)
- Cам сусам c холодильником по пляжу
С чем мы пришли на пляж?
Эля, кстати, еще и дизайнер, вот такой оффер она разместила на нашем первом флаере:
Первый вариант, как было, а потом я предложил ей правильно расставить акценты, в зависимости от того какой текст важнее.
С этим флаером мы собрались идти на пляж.
НО!
Флаер не успели напечатать в типографии, а когда мы собрались и погрузили вещи в машину, начался:
Погода — вообще пофиг на нее, наша задача оттестить оффер, понять кому мы реально нужны и двигать в Европу, США, Израиль, отчасти на Марс.
3 этапа проверки гипотезы
Я купил 50 бутылок воды «Святой источник», приготовил домашний хумус, на случай, если проголодаемся сами.
и вот мы на пляже
Первый тестовый день я решил разделить на 3 этапа
- тест самого бота, все ли людям понятно?
- тест гео-локации, как курьер находит людей на пляже?
- тест оффера: помоги проверить гипотезу? поучаствуй в промоакции? получи бесплатно воду? купи воду за 30 рублей? купи воду за 50/100 рублей?
Этап 1. Тест бота
Во-первых, абсолютно точно, бот — правильное технологическое решение. После оффера: пройдите по QR коду и скачаете приложение никто не захотел грузить. А вот пройдите по QR попадете в бот, УРА!
Все кто с такой же идеей (я насчитал 3 попытки с 2016 года) пытались сделать приложение — провалились. Мне кажется это оправданно тем, что люди не хотят на пляже грузиться. Поэтому я считаю, что не я потратил 20 тыс на бота, а я сэкономил 300 тыс на приложении.
Клиент № 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8
№ 9
№ 10
Выводы из первого этапа
- Заход через промо с бесплатной бутылкой воды, реально работает. 6/10 готовы дать проникнуть в их мир с оффером. Оффер — заходит.
- В фитбеке люди писали (у нас работал небольшой авто тест после контакта) что хотят купить: фастфуд, пицца, угли для мангала, мороженное, содовые, кофе/чай.
- Бот — тема
- ТГ — тема
Второй этап. Проверка курьера.
Вот прямо многие недоверчиво относятся к моей идее, потому что считают что человека по геолокации на пляже найти не получится. Я решил это проверить.
№ 1
Вот я иду и нахожу первых клиентов по гео-метке (видео может не грузиться)
№ 2
Не буду публиковать скучное полноценное исследование этого этапа, скажу только, что далее было все хорошо.
Третий этап. Тестирование офферов
Было:
- Поучаствуйте в промо акции (6/10 соглашаются)
Стало:
- Купите воду за 30 рублей (1/10 согласился)
- Купите воду за 50 рублей (0/10 согласился)
- Купите воду за 100 рублей (0/10 согласился)
Выводы после третьего этапа
- Очевидно, входить в мир пользователя с оффером «купи», менее результативно.
- При этом люди, после промо бутылки в 100% случаев заполняют анкету, то есть готовы оставаться в экосистеме
- Офферы типа «купи!», мы тестировали уже вечером, на пляже было холодно и оставались в основном компании, которые принесли на пляж «все свое». То есть с водой мы тупо не попадали в запрос.
- Люди хотели чтобы мы им что-то принесли, в основном фастфуд и алкоголь
- Мы тестировали оффер «закажи фастфуд», но напрямую, люди на пляже отмахиваются.
Поэтому, следующий промо день:
- Фиксим все баги
- Заключаем договор с местным серферским кафе, загружаем меню из топовых позиций
- Заходим к людям с оффером «участвуй в промо акции»
- После успешной доставки, смотрим на конверсии в покупку
- Смотрим на конверсию при цене доставки 0, 39, 59, 99 рублей
Как будет расти мой стартап?
- В первый промо день, мы показали +30 рублей
- Во второй промо день, моя планка, показать +3000 рублей
- 5 августа 2020 — демо день акселератора United Investors, на мой взгляд с таким трекшеном, уже можно выступать перед инвесторами
- Получать деньги на промо зарубежом, сижу считаю, на одну точку, с присутствием в течении месяца ежедневно (т.е. с целью приучить людей) нужно 100 тыс. долларов. До конца 2021 нам нужно 300 тыс. долларов на разворачивание в 3 регионах.
- Если закрепимся на одном из основных пляжей (Барселона, LA, Тель Авив), можно будет разворачивать систему на страну, регион.
- Прогноз, к сентябрю 2021 выручка Handle — 1 млн долларов.
О чем хочу писать в следующей статье
- Про второй промо день
- Про unit экономику Handle
- Расшифрую, на что нужны инвестиции
- Стратегию роста
Выражаю огромную благодарность аккселератору United Investors, своей команде, всем коллегам и друзьям, с которыми я советовался по поводу стартапа, ну и людям на пляже.
Комментарий недоступен
С целевой аудиторией автор крупными мазками взял - все, кто пришел на пляж. ;)) Если бы он сначала просто опросил людей - а нужен ли им их сервис, и выяснил бы, что большинство пришли со своими продуктами или просто не хотят ни пить, ни есть, то 25 тыс/руб были бы потрачены с большей пользой. ;)
Комментарий недоступен
Мне кажется, можно для начала было бы просто в мусорные баки посмотреть на предмет пустых бутылок из-под воды.;) А дальше уже использовать более продвинутые методы. Но про спросить, мне кажется, самое простое что можно сделать в данном случае. Уж коль в поля вышли...
Комментарий недоступен
Коллеги, можно спрашивать сколько угодно, но покупатель становится покупателем, когда отдает деньги, а наговорить можно чего угодно.
На моём примере, абсолютно все на пляже говорили, что вообще идея класс и они бы заказали, но когда им предлагалось собственно заказать, энтузиазм куда-то исчезал. Ну какие мусорные баки, что вы. Вот не докажите, что опросы, анкеты, наблюдения, это лучше чем взять и сделать оффер.
Комментарий недоступен
Речь про то, что пользовательские привычки меняются, два года назад никто повально не заказывал доставку еды домой. Смена этих привычек и есть вектор, тренд, в который можно вложить и эту бизнес модель. А вода — это так, для завлечения и поощрения.
вот что начитал про small data «В целом, малые данные — это то, чем нужно пользоваться, когда на обработку Big Data нет времени, вычислительных мощностей или когда о пользователе ничего не известно.».
Я понимаю, что из каждого кейса-общения можно сделать вывод про ЦА, итак понятно, что ЦА — молодые прогрессивные.
Комментарий недоступен
О, огромное спасибо. Обязательно учту при втором заходе. Все что вы назвали — новое для меня.
Комментарий недоступен
real one)
Комментарий удален модератором
Спасибо, сейчас идёт перенос системы на серверы Яндекс с Хероку, возможно в этот момент вы и захотели пить)
Комментарий удален модератором
В любом случае, спасибо, что потратили время и решили проверить наш говняный mvp
это не mvp, не путайте теплое с мягким. то что не работает не может быть mvp.
Telegram Desktop не умеет запрашивать и отправлять локации по таким кнопкам, также как и принимать платежи. Бот тут не причем.
Комментарий удален модератором
Удачи, конечно, но ))
как в Барселоне можно конкурировать с Glovo, jast eat? местным пляжным барам доставка не нужна, как и людям на пляже. По пляжу ходят пакистанцы и китайцы с водой, пивом, снеками и бесплатно доставляют )))
Может быть наша задача продаться Глово? По поводу существующих торговцев, моя идея была сделать для них инфраструктуру, типа давать возможность заводить свой товар и получать заказы. Надо проверять. А вы из Барселоны?
Из Мадрида
Вы большие молодцы, что пошли в поле, на самом деле не многие готовы преодолеть психологический барьер общения, продажи в живую и прочее.
Часто бываю на ласковом пляже - думаю воду и шашлыки, которые или все привозят с собой или можно купить на месте не взлетят, возможно стоит поискать товары/еду которые могут пригодится на пляже, но которых нет поблизости. Или дешевле, мороженное не за 130 руб. а за 30 руб., но наверное есть вариант получить по голове...
На курортных пляжах сложнее, там вообще всего всегда навалом.
Ну а как тестирование технической части в поле - норм.
У пляжа есть кстати неплохая группа в ВК СОЛНЕЧНОЕ ПЛЯЖ "ЛАСКОВЫЙ", может там можно рекламу потетсить + околопляжные тусовки кайтсерферов и пр.
Да, вот! теска всегда поймет. Очень большой именно психологический барьер. Многие отмечали энтузиазм, с которым я все это описал. Так вот — энтузиазм появился отчасти от того, что все стало более реалистично, за компом — онанизм, а на пляже — реальность. К чему-то все эта затея меня точно приведет. Спасибо на добром слове!
Предлагаю сделать MVP на нашей платформе https://www.botobot.ru/ 🙂 мы поможем с необходимыми доработками.
Спасибо, Артем, кодер, читает
Александр, привет, крутая статья! А не покажешь деку, с которой питчились в аксель? Интересно посмотреть =)
А что такое дека? Питчились через онлайн форму, я сделал лендинг, где описал идею. Мне сказали, что я единственный у кого нет mvp, а только идея, но что-то во мне есть, я обольстился и решил, что надо вкалывать, раз взяли.
pitch deck - преза по-русски =)
Ну вот в такой форме я это делал, страница допиливалась, но не кардинально https://www.online.leludi.ru/handle-beach
Кстати, нескромный вопрос - почему на английской версии рост обещается в 20000 раз, а на русской всего 8000 раз? )) зы И поправьте русскую пунктуацию и грамматические ошибки, они всегда оставляют самое негативное впечатление.
Да, конечно, все подправим, спасибо за замечания. Очень приятно, правда, что столько внимания. Хорошего дня. Буду держать в курсе.
Из хауса → порядок. Это 5 баллов!
Вообще пройдитесь по странице - там еще опечатки есть. Например - "Какие инвесторы наш интересуют".
удачи!
Tx!
Бот не работает после 3 сообщения, но, даже представляя его функционал, он не стоит 20к, если нужно дешевле - пишите в лс)
Комментарий недоступен
Александр, интересная идея, удачи с ней!
Почему-то подумалось, что по такой же модели можно продавать снеки и колу на футбольных матчах) Там тоже уже присутствуют небольшие игроки.
Спасибо, классная зацепка
Навскидку даже без анализа могу сказать, что в вашем исполнении идея скорее всего не взлетит.
1. Вы не нашли тех, кому нужен ваш продукт (поэтому и пытались приставать ко всем подряд, включая семьи ;)
2. Вы не оценили емкость рынка (вытекает из п.1, а он по факту окажется исчезающе мал).
3. Вы не нашли и не оценили конкурентов. (у палаток/кафешек ассортимент больше и он сейчас, а не через неизвестно сколько времени)
4. Вы не определились, как вы будете бороться с конкурентами. (у вас есть QR-код? телеграм-бот? ну и что? у меня старый телефон/села батарейка/нет телеграм/просто лень - и у вас нет клиента, а у пляжного ходилы он есть, потому что ему не нужны ваши хитрые гаджеты;)
Итого, что я могу констатировать - вы просто несерьезно подошли к собственному проекту и за 25 тыс/руб лучше было бы хотя бы к Морейнису на курс по бизнесу записаться. ;)
Богдан, спасибо за время и комментарии.
Я собственно Морейниса и слушал всю дорогу. Прекрасный и безаппеляционный. Первое что он говорит: иди пробуй продать. Что я и сделал.
Вы говорите про целевую аудиторию, так в том то и дело, и я про это писал, что сидя за компом, кажется одно, а на пляже кажется другое.
Вот будет второй заход, я гораздо у́же сделаю сегментацию. У меня теперь есть реальные данные. Даже не разведданные, а реальные. Кто послал, кто купил, кто что хотел.
Вы меня поймите тоже, у меня есть несколько бизнесов, всегда начинал с 0. И в этот раз как-то пройду через игольное ушко.
"Я собственно Морейниса и слушал всю дорогу. Прекрасный и безаппеляционный. Первое что он говорит: иди пробуй продать. Что я и сделал."
Ну что Вы, в самом деле. Этот шаг идет ПОСЛЕ тех минимальных 4х шагов, которые Морейнис же и описывает. Потому что смысл идти продавать, если нет понимания, а есть ли в этом вообще смысл?
"Вы меня поймите тоже, у меня есть несколько бизнесов, всегда начинал с 0. И в этот раз как-то пройду через игольное ушко."
Вооот! Вы надеетесь на авось. Это плохо.
Надеюсь, что Вы более качественно проработаете свою идею и во второй заход (с интересом, кстати, почитаю ;), сделаете по-другому, чем в этот раз. Удачи! ;)
Саша, молодец! Удачи!
Hugs
Про гео-метки, их погрешность до 7 метров (радиус). На пляжах на которыx вы хотите начать, плотность народа немного больше чем в Питере(сужу только по вашим фотографиям). На площади 154 метров может сидеть ну очень много народу(собственный опыт). Это просто технический нюанс о октором стоит подумать и решить хитрым методом. Удачи
Да, у нас есть уточняющие вопросы. Спасибо!
Идея супер!
Пора сделать рынок пляжной торговли цивилизованным! ;) Уберизация в пляжи)
Удачи ребятам.
Спасибо!