Почему онлайн-курсы больше не работают и как я начал развивать культуру наставничества в российском диджитал-сообществе

Сколько часов и денег вы потратили на онлайн-курсы в этом году? Вангую, что много. Но удалось ли вам получить все знания и навыки, за которыми вы шли? В этой статье я объясню, почему уверен, что менторство решит ваши задачи быстрее и эффективнее, чем курсы.

Курсы не решают задачи студентов

Год назад я преподавал в одном из крупнейших онлайн-университетов: рассказывал студентам большого курса по UX о том, чем занимается дизайнер мобильных приложений. Когда студенты в очередной раз задали мне тонну вопросов про профессию UX-дизайнера, я увидел, что на курсе не прорабатывается база. Студенты не понимали, что оформление макета — самый последний этап работы UX-дизайнера, а они не оформители, а проектировщики.

Многие студенты так и не узнали на курсе, как искать решения проблем, и не разобрались, как разрабатывать пути пользователя. То есть они шли сюда за знаниями, которые сделают из них специалистов, а получили только смутное и порой неверное представление о профессии. Это натолкнуло меня на вывод, что этот курс — пустая трата времени и денег.

Позже я начну расспрашивать людей про их опыт обучения на курсах и выясню, что бестолковым был не только этот курс, но и многие другие. Многие мои собеседники отмечали, что курсы дали им только треть нужных знаний и навыков. Это касается не только дизайнеров. Представителей других диджитал-профессий часто давали похожие ответы.

В индивидуальной работе можно прийти к любой цели

После курса двое студентов курса уговорили меня поработать с ними индивидуально. У них был четкий запрос: один студент хотел научиться делать приложения, а второй — стать джуниор-дизайнером и разрабатывать индивидуальные решения для пользователей.

За месяц студенты прошли по всему алгоритму действий дизайнера продукта и разрабатывали дизайн так, как это делают в продуктовых командах:

  • исследовали ЦА и конкурентов,
  • прорабатывали портреты и боли пользователй. Причем не абстрактных «юзеров», а конкретных людей,
  • формулировали и проверяли гипотезы,
  • общались с потенциальной ЦА,
  • тестировали решения и делали юзабилити-тесты, А-Б-тесты,
  • работали с JTBD и CJM,
  • проектировали архитектуру,
  • прототипировали,
  • разрабатывали дизайн системы и UI-киты.

В результате студенты сделали понятные дизайны продуктов, которыми хотелось пользоваться, а я вдохновился результатами и узнал, что такой формат работы называется наставничеством.

Тогда же я понял, что месяц работы с наставником эффективнее трех месяцев курсов: студенты изучают то, что хотят узнать, а не то, чему я бы хотел их научить. Получается, что наставник за руку проводит ученика по пути к цели и помогает копать вглубь, а не просто бегать по верхам.

С тех пор я был наставником 30 классных учеников. Каждый из них приходил с целью, а уходил с результатом. Например, таким:

Отзывы, которые мне оставляли ученики
Отзывы, которые мне оставляли ученики

Почему тогда люди шли на курсы, а не к наставнику. Спойлер: это было сложно

После успешного опыта наставничества студентов курса я начал искать новых учеников и столкнулся с проблемой, которая отвечает на вопрос заголовка. Экспертам часто сложно продать себя. Они пытаются продвигать себя так же, как продвигают бренды, продукты или сервисы. Но это не работает: люди ищут решения их задач, а не универсальный подход. У учеников другая боль: они боятся сами писать экспертам. Люди часто не знают, как попросить эксперта о помощи, или же просто думают, что у того и без них забот хватает. Это не так: я много общаюсь с экспертами и вижу, что они хотят делиться знаниями и опытом, но не всегда понимают, как искать учеников. Замкнутый круг, не правда ли?

Расскажу про проблему поиска учеников на своем примере. Чтобы обеспечить поток учеников, я сделал сайт и нанял команду из маркетолога, таргетолога и SMM-специалиста. Мне пришлось это сделать — нужно было прописывать воронку продаж, вести соцсети, настраивать таргет и ретаргет.

Я потратил два месяца и 3000 долларов на продвижение, но с платных каналов продвижения приходили только нецелевые лиды. Сарафанное радио работало — новые ученики узнавали обо мне от своих знакомых. Казалось бы, радуйся. Но мне хотелось больше заявок, а я не понимал, почему реклама не работает.

Позже я разобрался, в чем дело. Изначально я хотел отстроиться от курсов и показать, что наставничество — эффективный и прогнозируемый способ потратить деньги и время на свое развитие. А по факту я продвигал себя так же, как это делают курсы.

Скрин одного из блоков моего сайта
Скрин одного из блоков моего сайта

Мои потенциальные ученики искали наставника, чтобы решить свой запрос, поэтому лендинг с общей программой их отталкивал, а взамен привлекал тех, кто ищет очередные курсы.

Как искать наставников и учеников

Я уже год изучаю тему наставничества и общаюсь с учениками и экспертами, поэтому могу поделиться своим опытом.

Экспертам важно свыкнуться с мыслью, что они предоставляют не идеальный сервис, а делятся опытом. Поэтому рекомендации такие:

  • подготовьте краткое описание-визитку: расскажите о своем направлении, опыте, важных проектах.
  • подумайте, чем вы можете помочь ученику: готовы ли вы брать человека с нуля или вам интереснее работать с людьми, у которых уже есть опыт,
  • сформулируйте, как вы видите формат работы: как часто вы готовы созваниваться или встречаться с учеником, можете ли отвечать на его вопросы в мессенджерах, будете ли помогать сформулировать цель сотрудничества или человек должен прийти с готовым запросом, ожидаете ли вознаграждение за сотрудничество или готовы помогать бесплатно,
  • рассказывайте о своей готовности стать наставником у себя в социальных сетях и в группах, где общаются ваши коллеги. Предлагайте свою помощь в комментариях к публикациям о поиске курсов.

Ученикам рекомендую отталкиваться от своих целей:

  • сформулируйте запрос: какие у вас цели, чему хотите научиться, какие опыт и знания у вас уже есть,
  • опишите, как видите работу с наставником: формат общения, стоимость занятий, контроль достижений,
  • подумайте, с кем вы хотите работать: какие опыт и личные качества наставника важны для вас,
  • пробуйте обращаться к экспертам напрямую или пишите о своей готовности работать с наставником в сообществах, где общаются специалисты нужного профиля.

Самый сложный пункт, на котором «ломается» поиск и у экспертов, и у учеников — заявление о своей готовности к сотрудничеству в сообществах и в личных сообщениях. Даже если вы не стесняетесь писать другим людям, этот этап занимает много времени и не всегда гарантирует, что вы найдете наставника или ученика.

Тем не менее, я вижу, что в диджитал-сообществе растет запрос на индивидуальную работу с наставниками. Поэтому в последнее время я не только учусь продвигать себя, но и пробую состыковывать экспертов и учеников. Сначала я делал это с помощью группы «Наставники в диджитал» на Facebook.

А потом появился Толк :)

Главная задача «Толка» — избавить учеников и наставников от мучительных поисков друг друга. Вот как мы это делаем:

  • «Толк» ориентируется на запрос ученика и помогает ему сформулировать цель работы с наставником,
  • затем мы показываем анкету ученика подходящим экспертам,
  • экперты сами пишут ученикам и предлагают им помощь.

Все-таки ученику гораздо комфортнее получить сообщение от сильного эксперта из Яндекса, Альфа-Банка или РБК, нежели писать ему и гадать, насколько он сейчас загружен. А эксперту удобнее сразу выбирать только тех учеников, с которыми ему интересно работать, а не тратить часы на собеседования и выяснение запросов.

За год изучения рынка наставничества я не видел аналогов «Толка». У нас есть конкуренты, но они предлагают ученику самому связываться с экспертом и обсуждать условия наставничества. Это не решает одну из проблем учеников — страха написать первым.

Если вы хотите найти наставника или сами готовы помогать другим развиваться в профессии, приглашаю вас присоединиться к «Толку». Сейчас мы только учимся развивать культуру наставничества в России, но первые результаты уже есть: сейчас наставники и ученики находят друг друга в нашей группе или с помощью куратора сервиса, а недавно мы запустили мобильное приложение, чтобы сделать поиск еще проще.

Как работает Толк

Каждый молодой специалист может написать запрос, который увидят все менторы. Запрос – это публичное сообщение, в котором описана цель, задачи и условия, на которых необходима помощь от потенциального наставника

Запрос может содержать также информацию о проекте, с которым нужна помощь, если таковой имеется.

Заинтересовавшиеся наставники сами откликаются на запрос и предлагают свою помощь, рассказывают о себе. Человек, оставивший запрос решает с кем из экспертов ему хотелось бы продолжить работать.

Формат вы определяете сами. Это может быть как ряд консультаций, так и полноценное наставничество, например 2 месяца с регулярными онлайн-встречами пару раз в неделю

Что в итоге

Я уверен, что будущее за наставничеством. К сожалению, на онлайн-курсах по прежнему не учат работать с настоящими проблемами клиентов, которые точно знает каждый профессионал. Но найти людей, которые подходят друг другу всегда челлендж.

Мы упростили поиск учеников экспертам и наоборот. Все-таки гораздо лучше потратить один месяц и получить практический опыт, который полностью отвечает вашему запросу, чем провести три месяца на курсах и узнать только базовые вещи.

Заходите тестировать наш сервис. Мы всегда на связи и рады любому фидбэку, который поможет улучшить продукт

3535
30 комментариев

Проблема не в том, что курсы не работают, а в том, что курсы хреновые. Нет согласованности между преподавателями, очевидные для них и неочевидные для аудитории вопросы игнорируются, потому что кажутся банальными, а контент перед занятием не прорабатывается. Хорошие курсы есть, но их мало.
В наставничестве есть большой минус—зачастую люди не знают, как правильно сформулировать вопрос, потому что они с предметной областью не знакомы.
Интересно посмотреть, как будет все у вас развиваться. Удачи с проектом!

9
Ответить

Да, это правда. На рынке есть хорошие курсы, но я рассказал лично свою историю в одной очень крупной компании, где сам преподавал. И это настолько меня выбесило, что натолкнуло на создание подобного сервиса. Мы делаем большой упор на работу с запросами от молодых специалистов и надеемся помогать еще больше. Спасибо за ваш фидбэк ❤️

Ответить

Наставничество определенно дает более мощный рывок. Сама обращалась к менторам и убедилась в этом. Смущает как правило именно написать самой, обратиться и цена (часто часовая ставка за консультацию высока у крутых спецов, поэтому курсы бывают выгоднее). 

4
Ответить

Как раз эту проблему мы постарались решить. На сервисе можно описать свою цель и условия, а менторы сами напишут вам. Часто бывает такое, что если ученик написал классный запрос и видно его желание работать, ментор даже готов взять на комфортных вам условиях

3
Ответить

Да, я не спорю. Но у нас иная модель. Как показали исследования, очень сложно выбирать из некоего каталога. Людям сложно выбрать наставника, когда они они видят разницу только в фотографиях и имени. Вот в каталоге все классные, у всех регалии и всё такое. НО как мне определиться и узнать кто именно мне поможет? А вдруг этот человек сейчас занят? И если выясняется что он действительно занят, написать еще кому-то и опять спрашивать очень сложно чуть ли ни каждому второму молодому специалисту. Мы же предлагаем ребятам просто описать свою цель, чтобы менторы пришли и предложили помощь. Представьте как классно, когда к вам приходит эксперт и говорит, мол Оля, смотри у меня есть необходимые тебе знания, давай я помогу

10
Ответить

Так «проблема» в том что курсы хорошо продаются. И масштабируются. С точки зрения бизнеса гораздо выгоднее. И их организаторам зачастую все равно, получил ли ученик знания или нет. Даже лучше если не получил, но ушёл с мыслью, что надо пройти ещё один курс и вернулся.

1
Ответить