Как мы решили все (нет) проблемы дизайнеров через облачный сервис

Истоки: путь от облачного гейминга до дизайна.

Как мы решили все (нет) проблемы дизайнеров через облачный сервис

Егор Муравьев, сооснователь и CEO ArtZilla, сервиса для работы с графикой решил рассказать о запуске стартапа, ошибках и плюшках, которые можно найти в России для основателей стартапов

Идея стартапа по предоставлению облачных компьютеров возникла в 2016 году, когда я работал аккаунт-менеджером в компании, предоставляющей облачный контактный центр по подписке. Я стал интересоваться стартапами в этой сфере, долго и кропотливо разбирался в их экономических особенностях.

В итоге получился бизнес-план проекта с примерной воронкой продаж. Определенной целевой аудитории в голове не было, но был понятен инсайт потенциального потребителя — заменить покупку большого и дорогого системника облаком для любых задач.

Дальше идея начала обрастать содержанием, я стал искать команду под проект, нашел разработчика, который искал нужную информацию, спрашивал знакомых инженеров, готовил проект к разработке.

Как и у большинства стартапов на раннем этапе, у нас не было денег на опытного инженера, который смог бы нам все объяснить. Даже сейчас четверо наших учредителей работают бесплатно, только недавно появился один back-end разработчик на окладе.

Большой фанат игр, я решил посмотреть в сторону рынка облачного гейминга, но, сделав пилот, мы отказались от этой идеи — на рынке бурный рост таких проектов, и мы понимали, что нам не догнать лидеров.

Например, облачный игровой сервис Playkey с отличным качеством коннекта и большой библиотекой игр по сравнению с конкурентами. Другая компания, Nvidia GFN, сейчас активно демпингует рынок, а ее текущие проблемы с библиотекой скорее временные. В общем, мы поняли, что надо идти в другую нишу.

Во время активной работы над стартапом я устроился маркетологом в дизайн-студию, и, пообщавшись с дизайнерами, накопал их боль ­— они занимаются фрилансом на каком-нибудь MacBook Air/Pro, который справляется далеко не со всеми рабочими задачами, слабо тянет что-то более серьезное, чем монтаж видео на YouTube.

В чем отличие Artzilla от стандартных виртуальных машин?

Проанализировав ситуацию, я предложил дизайнерм ради эксперимента попробовать «виртуалки» с видеокартой. Эта технолология активно разрабатывалась в 2010-х, а сейчас её массово используют в облачном гейминге и при рендере огромных проектов, когда даже свои мощнейшие компы не справляются.

Единственное их отличие от стандартных «виртуалок» — у наших была проброшена видеокарта, которая до этого, в отличие от других мощностей, не могла быть зашерена между разными юзерами. Все изменилось с выходом NVIDIA Grid. В результате у пользователя нет ощущения, что он работает где-то на сервере. Опыт использования практически не отличается от работы с мощным и дорогим компьютером/

Как мы решили все (нет) проблемы дизайнеров через облачный сервис

Такие виртуальные машины с видеокартой и обычным протоколом RDP мы дали дизайнерам и стали получать фидбек. Получили море замечаний и сформировали огромный бэклог на разработку нужных фичей. Проблемным был переход с привычных маковских интерфейсов на винду, но в итоге это оказалось не так болезненно, как казалось раньше.

Положительных моментов оказалось гораздо больше. Обычно дизайнеры используют сложное и тяжелое оборудование. В поездке, например, нет возможности сделать хоть что-то в случае форс-мажора. Наш продукт облачный и подключиться к нему можно и с телефона. На RDP можно работать с мобильного интернета и это не сильно влияет на пользовательский опыт. Мобильность стала главным преимуществом.

А CUDA, которого на маках уже нет, в совокупности с промышленными карточками NVIDIA Tesla, позволяет в несколько раз быстрее рендерить проекты.

Как мы решили все (нет) проблемы дизайнеров через облачный сервис

О наших ошибках

В 2019 году мы получили первые инвестиции в 30 тысяч долларов от моего работодателя. На них купили тестовый сервер с картой Tesla M60 на борту, чтобы понять детали работы. Начали искать разработчиков, которые смогли бы запилить нам потоковый сервис для трансляции с виртуальных машин на устройства пользователей. Занимались проектом мы в свободное время, допустив достаточно много ошибок при запуске.

Ради экономии средств мы решили найти перспективных junior-разработчиков. Как оказалось, это было большой ошибкой — джуны за 3 месяца почти ничего не сделали.

Потратив много денег и времени впустую, мы пришли к другой схеме работы — с минимальными усилиями и без разработчиков мы создавали продукт на готовых решениях и стали его продавать. Со временем мы получали фидбек и все больше убеждались в высокой востребованности продукта даже в немного сыром состоянии. Уточняя потребности пользователей, мы начали вкладывать ресурсы в его развитие.

Как мы решили все (нет) проблемы дизайнеров через облачный сервис

В итоге мы отказались и от купленного сервера и нашли партнера в лице Cloud4y (кстати, у них есть гранты для стартапов), который предоставил нам серверные мощности в обмен на специальных условиях. Но, с другой стороны, покупка дала много практических знаний, хоть и доставшихся слишком дорогой ценой: о серверной архитектуре, об экономике ресурсных потребностей, о лидерах решений виртуализации (VMWare, Citrix), с которыми нам пришлось работать.

Это все позволяет нам сейчас достаточно глубоко понимать специфику нашего проекта.

Как ArtZilla работает сегодня

Мы собрали его на коленках. Сейчас готовится релиз адекватной версии, но пока ArtZilla совсем не похожа на продукт для дизайнеров. Сервис автоматически выдает виртуальные машины, регистрирует и предоставляет доступ по RDP.

На текущий момент есть сложности с первоначальным подключением, большие инструкции и контакт с техподдержкой, но потом будет проще.

У нас есть мобильная версия сервиса, нужно только установить стандартное программное обеспечение Microsoft RDP. После регистрации в личном кабинете вы получаете доступ к виртуальной машине и инструкцию по подключению на разных устройствах. При регистрации оплачиваются тестовые два часа — всего 1 рубль. На данном этапе мы помогаем при подключении.

Как мы решили все (нет) проблемы дизайнеров через облачный сервис

Первых клиентов из числа наших знакомых привлекли уже в мае 2020 года, они оплатили месячный доступ. Сегодня наш сервис тестируют несколько дизайнеров, которые говорят, что он решает многие их проблемы.

Большинство наших клиентов не пользуются всеми мощностями одновременно, за ними закреплена только физическая память, а все остальное делится на время активности. На рынке облачных игр, по данным того же Playkey, на 1 виртуальную машину сажают по 10 платящих пользователей.

Мы сейчас набираем критическую массу подписчиков, чтобы понять, сколько юзеров можно посадить на одни и те же ресурсы. Когда мы соберем достаточно данных, то сможем вписать тарифы в юнит-экономику.

Сегодня мы предлагаем разные варианты подписки под разные задачи. «Лайт» версия (1500 рублей) включает ретушь фото и легкие задачи, «Стандарт» — монтаж видео, добавление эффектов (Sony Vegas, Adobe After Effects), подойдет и блогерам. Есть тариф «Плюс» (6000 рублей) для решения сложных задач — работы с 3D Max и AutoCAD. У тех, кто работает в таких программах, космически требования — 32 гб оперативки, видеокарты по 4-8 Гб.

Опыт работы с ОЭЗ

Что касается финансовой стороны вопроса, то мы смотрели на ОЭЗ (Особую экономическую зону). Выбрали размещение в «Иннополисе», в основном, из-за налоговых льгот для УСН, льготных квартир и рабочих мест для сотрудников, а также возможностей партнёрских отношений с крупными корпорациями и коллаборациями с другими стартапами.

Процесс попадания в ОЭЗ «Иннополис» довольно прост — вы подаёте заявку, проходите комиссию и в случае успеха получаете статус стартапа. У нас всё получилось с первого раза всего за месяц.

Работа в рамках «Иннополиса» даёт возможность получать гранты и хорошие условия для работы с сервисами. ОЭЗ вместе с Yandex.Cloud, Банком Точка, Test IT, Geek Brains реализует программу поддержки. Например, Geek Brains дает грант в 100 тысяч рублей, которые можно использовать для апгрейда знаний сотрудников, а Yandex.Cloud предоставляет хороший грант и отличные скидки для аренды мощностей.

О наших конкурентах в России

В России у нас нет конкурентов, которые бы создали аналогичные сервисы для конкретной целевой аудитории. И понятно почему — есть большой рынок в b2b и b2g, который потребляет большие ресурсы в целях безопасности или разворачивания приложений, им там совсем неплохо и без запуска подобного сервиса.

В теории любой желающий может обратиться в VDS-сервисы, у которых можно арендовать виртуальную машину, но обойдется это в 10 раз дороже. А еще технически это безумно сложно. Мы же не предоставляем одному пользователю в постоянный доступ все мощности: процессор, оперативную память, видеокарту.

Наши клиенты пользуются одними и теми же ресурсами, но в разное время. Поэтому и цена гораздо ниже — если обычно пользователь арендует определенное количество ресурсов на месяц, то у нас он делится ими с другими. Для инвесторов, не знакомых с облачной темой, я провожу аналогию с каршерингом — экономикой совместного потребления ресурсов и снижения трат на решение задач.

Также можно еще пойти в условный Loudplay и вместо игр запускать рабочие программы, но, во-первых, придется платить за час, а работаем мы обычно дольше чем играем. Во-вторых, они заточены под игры и при плохом соединении можно наблюдать пиксели и зависания, что не особо комфортно при работе с графикой. В ArtZilla фиксированные тарифы и мы принципиально от них не собираемся отступать.

Аналоги ArtZilla в других странах и ее приемущества

На стадии анализа рынка мы увидели большое «кладбище стартапов», которые появлялись в начале 2010-х годов и привлекли немалые инвестиции, некоторые из них больше миллиона долларов. Но эти компании не смогли выйти на рынок из-за отставания в технологиях, которые сейчас полностью закрыты новыми разработками. К тому же, в то время конечные пользователи еще скептически относились к облачным ресурсам — сейчас почти все в облаке.

Как мы решили все (нет) проблемы дизайнеров через облачный сервис

Сегодня идет вторая волна развития облачных стартапов. Это связано со скорым массовым запуском сети 5G, которая позволит работать быстрее. У нашего сервиса на этом фоне заметное преимущество от иностранных аналогов, которые еще не используют Web RDP — технологию подключения виртуальной машины через браузер.

Как мы решили все (нет) проблемы дизайнеров через облачный сервис

О планах на будущее

В ближайший год мы будем работать над внедрением технологии доступа прямо из браузера без скачивания программ на наш продукт. Мы уже запускали в вебе виртуальные машины, но технология еще очень сырая.

В Microsoft тоже работают в этом направлении, но на их решении пока запускается только калькулятор, Paint и 1С как отдельные виртуализированные приложения. Возможно, в будущем они выпустят полностью облачный Windows, и мы будем юзать ресурсы по подписке.

В ближайшие 5 лет мы предполагаем, что опыт от использования веб-технологии значительно расширится. Именно поэтому мы уже внедряем и развиваем эту технологию.

Из ближайших планов — до ноября 2020 года увеличить число пользователей до 50 и собрать данные о загрузке мощностей, а также привлечь нескольких партнеров, которые предоставят нам сервера. Мы уже общаемся с крупными компаниями, уже выпустились в бизнес-инкубаторе ВШЭ.

Всего мы хотим привлечь 100 тысяч долларов в ближайший год для продвижения на российском рынке. Средства нужны на разработчиков, аренду серверов и маркетинг.

К 2023 году мы прогнозируем рост до 5,5 тысяч клиентов, а к 2025 году — до 100 тысяч. Помимо стран СНГ, мы ориентируемся на Индию с большим количеством дизайнеров-фрилансеров (известных по всему миру своей суперспособностью сделать что угодно) и дешевым, развитым интернетом.

Как мы решили все (нет) проблемы дизайнеров через облачный сервис

Если кому интересна наша презентация или те исследования рынка дизайнеров в России, которые мы нарыли, с удовольствием поделюсь — пишите, задавайте вопросы в комментариях!

1313
7 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Привет, спасибо!) Думали, но, судя по нарытой инфе, у них развернуты внутри в закрытом режиме подобные штуки без внешнего доступа со своими железяками и лютой политикой безопасности. Но возможно мы ошибаемся и у кого-то нет и политика безопасности позволяет юзать внешних провайдеров

2
Ответить

Вы B2B?

Ответить

Мы? Нет, это точно B2C, если конечно не считать фрилансеров отдельными субъектами бизнеса)

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Привет!) Хаха, отличная была бы идея, но нет. Рубль за 2 часа это промо тариф глянуть подходит тебе или нет, дальше конечно от 1500 до 6000 рублей/месяц. Плюс, конечно мы думали о таких как ты и предусмотрительно ввели ограниченную сессию, после которой тебе нужно переподключаться к виртуалке

Ответить

Егор привет! Вы большие молодцы, удачи!

Ответить