Финтех со вкусом GR.

История создания сервиса оплаты судебных пошлин.

Во время учёбы на юридическом факультете я столкнулся с проблемой оплаты судебных пошлин из-за отсутствия удобных сервисов и единых банковских реквизитов судов. Это были 2009-2014 годы — время, когда банковские приложения только начинали появляться, а цифровизация ещё не охватила все сферы. Завершив в 2016 году стажировку в адвокатской конторе, я принял решение оставить юриспруденцию и сосредоточиться на создании сервиса для оплаты судебных пошлин, поскольку автоматизация этого процесса оставалась актуальной.

Несмотря на ограниченные познания в продуктовой разработке, меня вдохновляла идея внести свой вклад в взаимодействие граждан и судебной системы. Предстоящая коммерческая выгода от возможности взимать комиссию, безусловно, грела душу. Но без множества трудностей мы ее не получили.

Тезисно.

В Российской Федерации насчитывается почти 10 000 судов, в которые ежедневно поступают обращения, большинство из которых облагаются государственной пошлиной. Задача заключалась в создании сайта, сборе базы судов и реквизитов, интеграции с банком-исполнителем платежей, а также добавлении комиссии в логику оплаты. Далее дело маркетинга. Казалось бы, ничего сверхъестественного или требующего экспертизы Анатолия Чубайса мы не планировали.

Нормативно-правовая база не противоречила нашим планам. Однако практика оплаты через онлайн-сервисы отсутствовала. Мы чувствовали себя первооткрывателями в условиях отставания от мировой практики, где активно в работу судебной системы внедрялись новые технологии, например, искусственный интеллект, в то время как у нас пошлину оплачивали через кассы банков.

Реализация.

2016-2019

Разработка сервиса прошла достаточно быстро. Писали сами, вручную собирали базу судов и реквизитов. Периодически сверяли данные, а затем научились отслеживать изменения в автоматическом режиме. Методологию и тонкости банковского процессинга осваивали на ходу в процессе взаимодействия с банками. Однако именно с банками и возникли первые сложности. Они оказались неповоротливыми как в переговорах о сотрудничестве, так и в реализации проекта. Поиск первого банка занял почти полтора года, а интеграция — ещё год.

Накануне нашей готовности к запуску - один из известных банков частично внедрил функциональность для оплаты судебных пошлин, вероятно, стремясь закрыть пробел в наличии такого инструмента. Нас это немного расстроило, так как появился первый конкурент, но, с другой стороны, были рады, что они помогли создать первый прецедент. К сожалению, прецедент оказался негативным.

Нужно отметить, что нормы налогового законодательства на тот период давно не обновлялись, и требования к квитанциям, направляемым в суды, не были конкретизированы. Это привело к коллизии и разрозненной практике: один судья мог принять квитанцию из онлайн-сервиса, а другой — отказать, и оба были правы. В результате суды начали часто отказывать в принятии квитанций этого банка, что находило отражение в СМИ и открытых источниках, несмотря на радостные сообщения на сайтах судов о новом инструменте.

В сложившейся ситуации оставалась надежда на благоприятное для нас разъяснение Верховного суда или Судебного департамента при Верховном суде. Письменные обращения в адрес последнего с целью обратить внимание на проблему – остались безуспешны. Перед нами стоял выбор: консервация проекта или импровизация.

2020-2022

Ждать или инициировать актуализацию налогового законодательства не хотелось, это могло занять годы. Мы приняли решение импровизировать и обратились письменно во все региональные суды с целью узнать их практику правоприменения в данном вопросе, чтобы исключить возможность оплаты в проблемных регионах. Следует отметить, что ответы на наши обращения оказались настолько разносторонними, что создавалось впечатление, будто мы обращаемся не в разные регионы, а в разные страны. Лишь один председатель регионального суда увидел актуальность нашего запроса и перенаправил его в Совет судей Российской Федерации для рассмотрения, с просьбой о разъяснении от Судебного департамента. Однако и это не помогло урегулировать практику.

Получив ответы из судов и исключив 16 регионов, мы приняли решение запуститься под свою ответственность, готовые возмещать денежные средства в случае отказа в принятии наших квитанций. Рекламный бюджет у нас отсутствовал, поскольку закрытая позиция Судебного департамента и неурегулированная судебная практика не оставляли шансов перед инвесторами. На этом этапе проект превратился в проявление альтруизма, а точнее — самопожертвования.

Чтобы не вдаваться в технические детали, отмечу, что через несколько месяцев после запуска первые плательщики начали находить нас самостоятельно. Это произошло из-за отсутствия конкуренции и высокой востребованности. Их число увеличивалось постепенно, экономика сошлась, гипотеза подтвердилась. Отказы в принятии наших квитанций составили менее 1%. Это было действительно прекрасное чувство.

По секрету скажу, у нас совершил оплату один из руководителей того самого управления Судебного департамента, которое оставляло наши письма без должного внимания, что еще больше делает данную ситуацию анекдотичной.

Однако по мере роста платежей мы поняли, что сложности еще только впереди.

2022-2024

С историческими данными и понятной методологией мы нашли банк достаточно быстро. Однако, учитывая сложность нашего запроса по технике, новая интеграция заняла 2 года. В процессе интеграции мы добавили рекламные места для юристов на нашем сайте, что привело к созданию рекламного фонда из 30 000 мест. Кроме того, мы были приглашены в Академию инноваторов при Правительстве Москвы, а Центр цифровой трансформации государственного управления, основанный на факультете государственного управления МГУ, также положительно отметил проект, и мы начали привлекать студентов к нашей работе.

Текущий статус

Мы завершили все необходимые доработки, за что благодарим коллег из банка. Текущее законодательство исключает риски отказов в принятии квитанций. Мы снова доступны для клиентов и начинаем принимать органический трафик, готовя новые точки роста, о которых расскажем позже.

Бонус к запуску и за наши старания мы уже получили в виде долгожданной реформы, повышающей размер судебных пошлин и наш рынок в целом в десятки раз. Мы начинаем верить в карму и рады за судебную систему, поскольку необходимость такой реформы назрела давно.

Вывод.

Благодаря такой непростой дорожной карте - у нас появилась значительная экспертиза, надежные партнеры и планы на множество новых амбициозных проектов. Надеемся, что современные условия для технологических проектов переживают положительную динамику и коллегам-инноваторам не придется тратить в три раза больше времени на проект, чем он того требует.

Чуть не забыл, ссылка на проект – poshlina.online

Следить за нами можно здесь

Благодарю за внимание.

11
Начать дискуссию