Workplace Fashion — пространство, фешн-кластер, где можно найти сразу 27 дизайнеров одежды, швей и портных
В ноябре 2018 года Евгений Волк передал мне свой бизнес — воркплейс «Дом моды» в Москве, которому исполняется 9 лет в ноябре. Раннее я работал в нем в качестве администратора и с первых месяцев работы просто влюбился в проект.
Когда вся ответственность за существование бизнеса встала на мои плечи, я был очень заинтересован, чтобы проект жил и приносил деньги в качестве пассивного заработка. Главная задача, которая у меня стояла — это осуществить 100% нагрузку. Процессы все настроены, внутри создана своего рода экосистема, которая работает без стороннего вмешательства. Могу не появляться в студии 2-4 недели, при этом администратора внутри нет.
Есть большие планы и амбиции по развитию, только давай по порядку.
Концепция
Мало отличается от стандартного понимания коворкинга кроме направления и отсутствия часовой аренды. У нас только ежемесячные абонементы для открытия своей мастерской индивидуального пошива/бренда, мини-цеха, лаборатории бренда с минимальными затратами денег и времени.
С переездом в 2017 году в новое помещение мы отошли от полного формата опен-спейса. Помещение позволило сделать отдельные мастерские (кабинеты), которые дизайнеры оборудуют под себя, и одну общую зона для раскроя и ВТО.
Такой формат позволяет дизайнерам долго сотрудничать с нами и расти внутри коворкинга, переезжая в кабинеты большего размера.
Как у нас сейчас дела
Пережили пандемию с минимальными потерями: в начале марта 2020 года заполняемость стала 100%, а к концу марте съехало только 3 дизайнера. Мы предоставляли скидки пропорциональные тем, которые арендатор давал мне.
Сложно заполнить коворкинг снова, поменялось мышление насчет организации своей мастерской (многие работают дома) и также низкая ставка коммерческой недвижимости переманивает потенциальных клиентов.
Сейчас в коворкинге 14 дизайнеров и 13 швей (сотрудников у дизайнеров). Кто-то занимается индивидуальным пошивом, кто-то запустил бренд, кто-то открыл мини-цех, у кого-то корсеты, нижнее белье, повседневная одежда, кто-то шьет костюмы для бальных танцев или гимнастов, а кто-то сотрудничает со звездами.
После переезда мы перестали предоставлять резидентам швейные машинки (раньше давали бытовые), они не окупались, а в новом формате все привозят свои, так как на своем оборудовании работать лучше. Однако в 2020 году решил протестировать за доп.стоимость в месяц предоставлять промышленные машинки, появился спрос: сейчас у меня 10 собственных машин и они все заняты. С декабря тестирую сдачу оверлока, правда с ним сложнее в обслуживании.
Конкуренция
Швейных коворкингов в Москве я знаю около 5-ти, большая часть заточена под любителей шить для себя или желающих научиться шитью. Есть один коворкинг с промышленным оборудованием и почасовой оплатой.
Я не привык считать кого-то конкурентами, мы коллеги и я с радостью рекомендую другие коворкинги, если не могу закрыть потребность клиента.
Из-за пандемии главным конкурентом стала коммерческая недвижимость в центре, которая освободилась и к настоящему моменту подешевела.
Швейное коммьюнити
Внутри коворкинга образовалось свое сообщество:
Все друг другу помогают — приехал курьер, за тебя встретят или отдадут заказ, если ты не успеваешь;
Случаются выгодные сотрудничества — бренд заказывает образцы у другого резидента;
Работают совместно над одним заказом клиента;
Подсказывают где купить ткани, какую машинку купить, как обработать лучше края и тд.
Со своей стороны мы организуем застолья на 23 февраля и 8 марта, День Рождения студии, Новый год, пикники — это дни, когда большинство резидентов могут за одним раскройным столом поговорить и познакомиться.
Организуем тематические кинопросмотры и бизнес-бранчи весной и осенью, куда приглашаем экспертов по темам и наших подписчиков.
Финансы
Расходы от 220 тыс до 251 тыс:
- Аренда: 171 тыс
- Коммунальные услуги: летом — 10 тыс, зимой: 31 тыс
- Уборщица: 14 тыс
- Интернет: 1,5 тыс
- Реклама: 10 — 20 тыс
- Расходные материалы: 5 тыс
- Бухгалтерия: 9 тыс
Доход: 373 600 руб
Планы развития
Два года хожу с мыслью, что хочу открыть бОльшего размера фэшн-кластер и с бОльшим спектром услуг и возможностей: фотостудия, услуга по изготовлению лукбуков, коворкинг с емежесячными абонементами и часовой оплатой, пространство для мастер-классов и лекций, мини-цех для отшива маленьких партий, шоу-рум для работы с байерами.
Воркплейс станет не только пространством для работы и встреч с клиентами, но и экспертом в том, как упаковать свой бизнес и расти в нем, как выстраивать процессы, как и где продавать, как укрепиться в своей нише, как начать работу с оптом. Воркплейс - это о предпринимательстве, историях предпринимателей в швейной индустрии, об историях успеха и провалов.
Мы создадим комплекс, в котором можно будет использовать нужные дизайнеру инструменты на разных этапах развития бренда, мастерской или ателье.
Вечный вопрос — найти подходящее помещение и инвестора, который также любит фэшн-индустрию и готов ее развивать.
Пусть это будет посылом в космос и все найдется.
Если вы знаете, кому может быть интересно:
здесь подробный разбор идеи (юнит-экономика, P&L и тп): КЛИК
здесь презентация: КЛИК
Составлял их впервые, буду рад обратной связи по ним.
P.S. Вдруг кто-то знает владельца Дома И.Д. Сытина на Пушкинской (Настасьинский переулок 2) — вижу в нем фэшн-кластер (амбиция). Правда найти владельца не получилось.
Вау, Кирилл, какая крутая концепция, да еще и которая живет уже 9 лет!
Уточняющий вопрос: как владельцы абонементов делят друг с другом пространство коворкинга? Каждому по комнатке для дизайнера? раскройные столы как делятся для работы? Если все купили абонементы по одинаковой стоимости, то как в фитнес зале все тусят у тренажеров и ждут ,когда освободится нужный чтобы подойти, а в коворкинге как делится общее пространство, если Вы пишете,что загруженность 100%-ая ?
Вообще идею коворкингов в любой сфере горячо поддерживаю, у меня был коворкинг, продержались 6 лет
Абонементов 4 вида в зависимости от размера кабинетов, количества в нем мебели и числа сотрудников, которые имеют доступ в коворкинг.
При покупке абонемента за дизайнером закрепляется рабочее место или кабинет.
В общей зоне есть правила работы, которые каждый соблюдает: раскроил, протер стол, подмел, собрал вещи и в кабинет, чтобы за стол мог встать следующий дизайнер. Также засчет коммуникации между собой договариваются самостоятельно, делят стол пополам - очередей обычно нет.
Загрузка 100% - это значит, что все абонементы (кабинеты) заняты, количество лимитировано.
Спасибо за поддержку)
Кирилл, добрый день! Удалось найти место и инвестора под кластер ? У нас аналогичный проект, только мы в регионах хотим открывать. Проблемы аналогичные вашим сейчас