Кейс Motion LTD: как московский подросток открыл свою сеть магазинов «ВКонтакте» и стал предпринимателем

Краудлендинговая платформа «Поток» рассказывает истории своих заемщиков: в первом выпуске мы взяли интервью у Ивана Cычкова, который начал собственный бизнес в 16 лет и превратил его в сеть онлайн-магазинов. Сейчас Ивану двадцать, и оборот его магазинов — несколько миллионов рублей в год.

Привет, меня зовут Ольга, я контент-менеджер «Потока» — инвестиционной платформы, которая объединяет частных инвесторов и заемщиков, представителей малого бизнеса.

Наши заемщики — это бизнес, за которым стоят люди с личными историями. Недавно на vc.ru мы увидели кейсы двух из них: бренда одежды Roseville и «Неодаты». И решили, что должны сами находить героев, которые могут рассказать о том, как они начинали собственные проекты, и делиться опытом в предпринимательстве.

Ниже — история двадцатилетнего Ивана, который недавно впервые взял заем в «Потоке». Он рассказывает, как открывал и поддерживал собственную сеть магазинов с 16 лет, с какими трудностями сталкивался и чем вдохновлялся.

Как я начинал

Я всегда интересовался предпринимательством. Любой человек, который зарабатывает большие деньги легальным способом, вызывает у меня уважение. Если это интересная личность с нестандартным мышлением и большим капиталом — хочется брать с нее пример.

Мелким бизнесом я занялся еще в школе. Вначале это была классическая «фарца» — я заказывал телефоны и аксессуары с AliExpress и перепродавал на Avito с наценкой.

Первый серьезный проект случился в 2016 году — мне было 16 лет. В то время я занимался кикбоксингом. Отец дал мне 8 тысяч рублей и отправил в магазин за шлемом. Вместо этого мы с другом добавили еще 2 тысячи рублей и купили реплику брендовых кроссовок, которую потом перепродали на 10 тысяч дороже.

На эти деньги мы закупили недорогой, но хайповой одежды: толстовки, кепки и футболки с модными принтами, которые продали в тематических маркет-сообществах. На таком ресейле мы заработали себе небольшой стартовый капитал — вещи раскупали со средней наценкой в 400-600%.

Стало понятно, что нужно открывать собственный маркетплейс модной одежды. Так появилось наше первое сообщество «ВКонтакте» — Retail. Весь товар, который мы там публиковали, был исключительно нашим.

Раскрутить магазин в соцсети тогда было гораздо легче, чем сейчас. Но новичкам было непросто — мы всему учились на ходу. Ядром аудитории стали подростки, которым интересна уличная культура, зарубежная и российская рэп-сцена.

Кейс Motion LTD: как московский подросток открыл свою сеть магазинов «ВКонтакте» и стал предпринимателем

Как росло сообщество

Мы делали Retail вместе с другом. Я занимался продвижением — отвечал за рекламу. Партнер отвечал за товар, реализацию, общение с клиентами. Сотрудников у нас не было, мы всем занимались сами, совмещая бизнес и подготовку к экзаменам.Тогда я не знал все тонкости продвижения в соцсетях, только тестировал гипотезы. Например, я знал, что хорошо работают конкурсы. И делал конкурсы — мы разыгрывали вещи, похожие на те, которые носили реперы на концертах. Механика простая: репост, подписка, комментарий. А дальше пост отправляется в рекламу.

Для значимой раскрутки нам понадобилось где-то 50 конкурсов. Позже к Retail'у мы докупили тематический паблик, переделали его под магазин и сделали много совместных интеграций Retail x Supreme. В те времена подписчик стоил 7-7,5 рублей. Но инвестиции в грамотную рекламу всегда возвращаются. В месяц на рекламу Retail у нас уходило 200-300 тысяч.

Когда мы сделали сообщество, на него подписывались по 500 человек за день. Это не так уж много. Паблики со 100 тысячами подписчиков — это несерьезно. Настоящие охваты — в сообществах-миллионниках.

Новый бизнес

В мае 2019 года я вышел из проекта после ссоры с сооснователем. Продал свою долю дешевле, чем мог бы –– считаю это критической ошибкой. Но тогда желание поскорее заняться новыми проектами пересилило.

Я начал один ритейловый бизнес с новым партнером и позже открыл еще один, рекламный –– самостоятельно (занялся продажей постов в тематических сообществах). Позже для еще одного проекта мы подключили партнера-инвестора — моего хорошего друга, студента магистратуры МГУ.

Первым появился магазин Diamante — украшения и бижутерия. Второй магазин — Low Street Customs. Это кастомная мастерская хип-хоп одежды. Третий — Watch&Leather House, рассчитанный на аудиторию постарше. Четвертый, FURSIN, начали совсем недавно, и разрабатываем еще несколько других магазинов.

За 2020 год мы отправили около 5 тысяч посылок. Теперь у нас есть штатные сотрудники: редактор соцсетей, таргетолог, модераторы сообществ, администратор всей сети. Мы развиваемся так же, как и все ритейлеры: закупаем готовый продукт или кастомизируем базовые вещи оптом, а продаем в розницу.

Я полностью отвечаю за бухгалтерию, рекламу и контроль сотрудников, которые ей занимаются. Производство товара, отправка, контроль качества, общение с клиентами, почта и так далее — этим занимаются партнеры.

Кейс Motion LTD: как московский подросток открыл свою сеть магазинов «ВКонтакте» и стал предпринимателем

Про деньги и рекламу

На старте новых магазинов я искал инвестиции буквально везде. Продал машину, занял у частных лиц и родственников под 0%, вложил деньги с продажи доли в старом проекте и использовал небольшое кредитное плечо.

В сентябре 2020-го мы решили взять заем в «Потоке» — 300 тысяч рублей для инвестиций в рекламу. Из них 15 тысяч отдали площадке за посредничество. С займом в «Потоке» не было никаких проблем. Мое ИП существует больше года, я предоставил все выписки из банков. Сам заем мне одобрили в течение нескольких дней.

Июнь-июль стали самыми топовыми месяцами года — мы связываем это с ослаблением режима самоизоляции. Все средства мы решили реинвестировать в рекламу и со счетов ничего не выводили. В июне потратили 1,2 млн, а в июле — 1,1 млн рублей. Сейчас мы тратим меньше — примерно 400-500 тысяч в месяц, это немного. В самый первый месяц мы заработали всего 52 тысячи рублей. Потом выручка начала расти — с мая по декабрь 2019 года мы смогли получить уже 4,7 миллионов рублей. В начале был только один магазин украшений, одежда добавилась в октябре и помогла нам нарастить объемы. С января 2019 по август 2020 года выручка составила 12 миллионов. Я рассчитываю, что в ноябре-декабре мы побьем свои рекорды по продажам.

Как развивается платформа

Когда мы запускали новый бизнес, то приняли решение, что он будет полностью «белым». Я зарегистрировал ИП и заключил договор с «ВКонтакте» на обслуживание через VK Pay — их комиссия за обслуживание составляет 2,5% от платежа.

Я состою в закрытом сообществе VK for sellers — там публикуют все обновления. В марте появилась возможность привязать к сообществу юридическое лицо. До этого официально получать деньги на расчетный счет сразу через продажи в паблике было нельзя. Недавно на платформе появился официальный маркетплейс — там будут представлены товары самых топовых магазинов.Конечно, у бизнеса во «ВКонтакте» есть минусы. Самый главный — у платформы постоянно что-то выходит из строя. Иногда сгорают сервера или просто что-то глючит. Однажды на три дня у нас сломалась корзина: люди просто не могли оплатить товар. При этом мы продолжали вливать деньги в рекламу, а «простои» площадка компенсировать пока не готова.

Кроме того, помимо пяти магазинов с партнерами, у есть личный бизнес — рекламная сеть из четырнадцати тематических сообществ. Я инвестирую деньги в паблики и получаю до 100% годовых.

Общее количество подписчиков сетки — около 4 млн. Суточный охват записей и историй — примерно 1 млн человек. В силу опыта я разбираюсь почти во всех тонкостях этой платформы и могу купить хорошее сообщество дешево.

Все мои сообщества подключены к рекламной сети и приносят около 3 тысяч рублей в день. В месяц чистая прибыль составляет около 100 тысяч рублей.

Планы

По сравнению с США, наш рынок онлайн-продаж крайне плохо развит. Есть крупные игроки-маркетплейсы: Ozon, AliExpress, Wildberries, Goods. Нишевых тематических интернет-магазинов мало. Этот рынок будет развиваться, поэтому я планирую и дальше заниматься развитием собственной сети.

Как только одно из сообществ преодолеет отметку в 300 тысяч подписчиков, мы создадим инстаграм-магазин и классический интернет-магазин на собственном домене. Это актив, который увеличивает выручку и снижает риски. Если у «ВКонтакте» будет сбой — мы сможем перенаправить людей в другие каналы.

Два совета всем, кто хочет открыть свой магазин в «ВК»:

1) Накопите стартовый капитал

Если у вас нет денег, нет смысла заниматься бизнесом. Особенно таким, где результат зависит от затрат на рекламу. По моим ощущением, минимальная сумма для начальных вложений — 500 тысяч рублей. Инвестиции в первые 10 тысяч человек не возвращаются продажами. Если вернется 50% — это хороший результат. Не нужно рассчитывать, что бизнес будет сразу приносить деньги.

2) Придумайте оригинальную идею

Когда я начинал продавать через соцсеть, то строил все исключительно на идее. Если есть классная задумка, магазин «взлетит». В свое время мы просто увидели в Instagram магазин с хип-хоп украшениями из США. Стало понятно, что этот тренд будет набирать обороты. Мы сделали магазин украшений и поняли, что логично делать еще и хип-хоп одежду. Идея себя оправдала. Самое главное — выбрать подходящую нишу и создать бренд на яркой тематической идее.

55
6 комментариев

Какая забавная и "совсем незаметная" реклама очередной кредитной организации. Причем настолько стрёмно написана, что аж смешно (:
Вот уж действительно история успеха, купили, продали дороже, купили еще, продали еще... прям да, история успеха. Надо пойти азиатам и южанам на рынке рассказать что они ретейл сеть теперь xD

3

Правильно продавать тоже надо уметь :)
Мы здесь делимся не столько успехами, сколько опытом реальных людей. Иван рассказал в том числе про свои ошибки и дал советы тем, кто тоже думает развивать бизнес через соцсети. Уверена, что есть люди, которым этот опыт будет интересен и полезен. 

Поправьте ошибки в статье, пожалуйста

Какие ошибки вы заметили?

В разделе про Бизнес и рекламу, немного непонятно. Ребята взяли заем на рекламу 300к, но в месяц тратят 400к в среднем, а в пике 1.2кк? Я чего то не понимаю?