From Scratch — Где идеи становятся осязаемыми
Рассказ о том как собрать команду с нуля и как появился проект с названием From Scratch («С нуля») Проект, который создан упростить именно такой процесс, как создание чего-то с нуля.
Идея
В конце 2019 я выгорел над очередным своим проектом, который так и не зарелизил. Причина тому — отсутствие команды и то, что тебе самому нужно двигать весь процесс: дизайн, back-end, front-end, промо, копирайтинг и т.п.
Из этого и появилась идея создать From Scratch, там где ты сможешь по щелчку пальца создать проект и набрать команду или присоединиться к уже готовой.
На кого это ориентировано?
Очевидно, что самая большая часть нашей аудитории будет состоять из людей от 18 до 30 лет. Это люди, у которых, скорее всего, не было опыта создания бизнеса, проектов, компаний, но у которых есть большое желание попробовать себя в этом.
Примере того, как это работает
Как From Scratch будет упрощать создание компании?
Возьмём классическую модель создания компании с нуля. К примеру, пусть это будет кондитерский магазин и человек, у которого есть фулл-тайм работа в офисе.
Два этих компонента (работа в офисе + бизнес) очень редко встречаются в нашем мире, хотя идеи и желания что-то создать есть практически у каждого. Сейчас у нас два варианта: либо мечта навсегда останется мечтой, либо можно попробовать всё начать одному.
Предположим, что Вы дизайнер интерьера и решились всё-таки открыть кондитерскую. Скорее всего Вы сможете самостоятельно сделать дизайн в вашем магазине, но что делать с бухгалтерией, персоналом и т.п.
Достаточно ли у вас финансов, чтобы набрать к себе сотрудников в штат?
Обычно на этом вопросе всё заканчивается.
From Scratch это ваш третий вариант, где тот самый бухгалтер с точно такой же работой в офисе станет для Вас не подчиненным, который будет работать только за зарплату, а партнёром, который также как и Вы, заинтересован в максимальной эффективности своей работы, так как она напрямую будет влиять на успех вашего предприятия.
В этом и суть From Scratch: помочь людям с ключевыми навыками для успешного бизнеса найти друг-друга.
MVP
- Flexible feature list в заметках телефона.
- User Stories для детализации каждого айтема из feature list.
- Новые идеи и улучшения уже существующих в проекте на каждом тим синке.
Дизайн
С первого экрана и по сегодняшний день мы используем Figma (кто её сейчас не использует?)
Она помогает нам конструировать MVP.
У нас есть простой UI Kit, с помощью которого можно очень быстро накидать идею и посмотреть как бы это выглядело.
Поиск команды
С опытом у меня появилось понимание того, что без команды или партнёров вряд ли получится создать большой проект в одиночку.
К счастью, в моей записной книжке была пара контактов разработчиков, которым можно было предложить идею за долю. Пришло время создать такую возможность для всех.
Первые трудности
Когда вы команда, которая даже не стартап, а просто некая группа лиц связанная идеей, то время работает против вас. С каждой новой строчкой кода, с очередным тим синком и т.п. у команды проявляется дизмативация, что может приводить к изменению её состава. В этот момент важно быстро находить замены.
У нас такое происходило дважды. С одной стороны это делает прочнее оставшуюся часть команды и формирует True Founder’s, с другой страх того, что уход нового участника может поставить под вопрос существование проекта.
Вывод: чем быстрее вы запустите ваш проект, тем больше вероятность сохранить команду в изначальном виде. Однако здесь нужно соблюдать ту грань, где из-за большого оверлоада каждого участника может происходить выгорание. У нас с момента идеи до первой продакшен-версии прошло 6 месяцев с учетом того, что мы собирались в основном 1 раз в неделю.
Стек технологий
Что можно продать разработчикам лучше всего? Конечно же опыт и технологии. Для этого мы используем самый современный стек, который только можно достать. back-end у нас написан на TypeScript + Prisma 2, front-end же целиком и полностью кросс-платформенный на Flutter. Впрочем захотим и под веб соберем версию из того же кода.
Запуск
Спойлер: залететь в Google Play никаких проблем не было. А вот Apple нас на протяжении целого месяца реджектил из-за слабых Policy Privacy и Terms of Use, а также если ваше приложение позволяет создавать пользовательский контент, то вы должны реализовать функционал модерации контента без этого вас не пропустят в App Store.
То, что ваш проект и пяти активных пользователей не имеет, это никого не волнует. Впрочем нас отклоняли из-за текста в кнопке «Войти с Apple», наш вариант был «Войти через Apple».
На каком этапе мы сейчас?
Изначально наш список «Must have» был в 3 раза больше. Многое ушло в «Should have», а некоторые вещи вообще в «Nice to have».
Сейчас мы представляем первую публичную бета-версию, скачать которую можно тут (для ios) и тут (для android)
Список функций будет пополняться каждый месяц. Сейчас мы на той стадии, когда нам нужно получить фидбек от аудитории и выбрать дальнейшую стратегию.
Инцидент произошёл в апреле 2024 года. Данные о нём появились только сейчас.
Многие предприниматели считают, что успех на Авито зависит исключительно от количества размещенных объявлений. Однако профессиональный подход требует глубокого анализа и стратегического планирования. В этой статье разберем ключевые принципы эффективных продаж.
Такое предложение выдвинул Российский союз промышленников и предпринимателей.
Telegram-бот не работает, но из-за внутренних «техизменений».
В мире современного бизнеса возможности для заработка на недвижимости расширяются, и сублизинг становится все более популярной моделью. В этом контексте платформы Airbnb и Booking занимают важное место. Но что стоит за их успешностью и какие подводные камни могут ожидать предпринимателей? В этой статье мы рассмотрим основные преимущества и недостат…
Есть вещи, о которых лучше знать, чем не знать
А почему решили делать мобильное приложение? Сделать сайт же логичней — и трафик с поисковиков, и ссылку дать на команду. Да и сделать сайт легче и быстрее...
Думаю стоило начать с сайта, а потом запилить приложения.
Если бы мы хотели просто больше трафика, то наверное. На самом деле, как я писал выше, функционал получился довольно урезанный. Нам казалось, что нужна была вещь, которая будет всегда под-рукой или лежать в кармане. Чтобы вы, именно, чувствовали, что ваша идея всегда рядом с вами.
Привлечь трафик можно также через apple search ads и у google есть нечто подобное. Мы правда от google не пользовались, у них там вроде бы полный энтерпрайз для всего. А так из нашего списка «Must have» выпал landing page, куда бы можно было кинуть трафик с поисковиков.
Ребята, вы не правильно поняли, что такое mvp.
Если совсем вкратце, то ваш продукт - это площадка, где люди находят друг друга и объединяются для совместного бизнеса.
Соответственно, mvp - это быстро и дешево сделанная площадка, где люди находят друг друга и объединяются для совместного бизнеса. Ключевые слова - “быстро и дешево”.
В вашем случае mvp было бы "гугл-формы + телеграм канал с чатом" (в гугл форме основатель бизнеса описывает бизнес и кого ищет, вы это постите в канал, в подписчиках собираете исполнителей, в комментариях к постам люди ищут друг друга). На создание такого mvp у вас ушло бы 0 рублей и 10 минут времени, и уже на следующий день вы бы размышляли над самым главные вопросом: так, а где взять всех этих исполнителей? А основателей бизнесов?
Еще раз: для вас mvp это самый быстрый и дешевый способ собрать двоих ко-фаундеров, которые договорятся вести бизнес вместе (вы сами не в счет), а потом собрать еще парочку ко-фаундеров, и потом еще двух. Чтобы понять, как это вообще работает (и работает ли), чтобы научиться привлекать ко-фаундеров и научиться привлекать исполнителей и в целом убедиться, что это решаемся задача и привлеченные люди действительно объединяются (и радуются).
А чтобы быстро и дешево тестировать вашу идею, хватит гугл-таблицы и блокнотика, или группы ВК, или телеги, главное чтобы в результате несколько групп ко-фаундеров нашли друг друга. Если вы на гугл-формах и телеге не можете найти и объединить кофаундеров, то никакое приложение вам не поможет.
Все эти ваши “сервис должен быть в кармане” полная ерунда, потому что если сервис эффективно решает задачу (а именно, позволяет мне найти кофаундеров-исполнителей), то мне вообще пофиг, в кармане он или нет, да хоть в одноклассниках — я ради такого пойду зарегистрируюсь. А если сервис не решает задачу, то никакое “в кармане” уже не поможет, потому что никому не нужен в кармане бесполезный сервис.
Из грустного: идея проекта довольно утопична. Ну вот хочет мужик открыть пекарню, ему нужны два пекаря, технолог и кассир, которые согласятся работать за долю (так вообще бывает в пекарнях?). Ну придет он на ваш сервис, вы сами-то знаете где искать пекарей и технологов, да еще чтобы готовы был работать без зарплаты? А если все “бизнесы” у вас сводятся к айтишечке, то всё не на много веселее: идите-ка поищите разработчиков, которые горят желание вписаться в чужой проект “за долю” (ваш разовый личный опыт не в счет).
Из совсем грустного: вы конечно все это проигнорируете, да еще и обидитесь, и продолжите пинать полу-мертвую лошадь (в лице вашего приложения) вместо того, чтобы пересобрать мвп на гугл-формах и телеге и начать учиться привлекать исполнителей и основателей
Не знаю. По-моему 50 регистраций за день с одной статьи и 4 созданных проекта довольно хороший показатель для старта😉
Да, можно сказать, что 70% пользователей удаляют приложение в тот же день и мы пока никак не работаем на ретеншен, но и это проблема нашего MVP-приложения.
Прямо сейчас мы продаем ни гугл таблицу, ни лэндинг, с вручную введенными именами. Мы продаем уникальный опыт, не имеющий альтернатив ни в google play, ни в app store. Прямо сейчас мы разрабатываем стратегию, которой дали название на предыдущей ретроспективе - x10. Что принесёт нам не 50, а 500 новых пользователей за один день.
Всё выше сказанное имело бы смысл, если бы у меня была команда не из сеньёров-девелоперов, а из людей, которые не могут дальше гугл формы.
Удалось найти хотя бы одного бухгалтера, который бы согласился работать за долю в стартапе? Мне кажется, вы неверно представляете себе процессы и интересы людей, в них вовлеченных. Есть несколько функционирующих сервисов, помогающих найти ко-фаундера (то есть такого же начинающего стартапера, как и вы), и то там так же существует проблема яйца-курицы, плюс, как оказалось, 90% ищут помощников для своих идей, и только 10% согласны работать на идеи других.
Что же касается специальностей, не вовлеченных непосредственно в процесс создания и продвиженя стартапа (тот же бухгалтер), то поверьте, ни один бухгалтер на свете не согласится работать за так, если только это не его собственная идея, а в этом случае он закрывает проблему собой же.
Зависит от стартапа и от ваших скилов убеждать. Не знаю как насчёт бухгалтера, но вот согласившийся юрист работать за идею у нас есть. Гуд лак😉