Treep: с нуля до 20k MAU

Год назад писал о том, как мы решили запустить сервис, помогающий найти свое любимое занятие. В этой заметке – результаты года, как удалось вырасти до 20 тысяч пользователей активной месячной аудитории исключительно органическим трафиком, какие ошибки совершили и какие выводы из этого сделали.

Коротко об идее

Если вбить в поисковик запрос "куда пойти", то можно увидеть множество прекрасно развивающихся сервисов: kudago.com, afisha.yandex.ru, afisha.ru и других. Аналитика объема этих запросов показывает внушительную цифру в 1 200 000 в месяц.

Вопрос же "чем заняться" имеет еще больший объем – 1 600 000 запросов в месяц, но при этом вы не увидите ни одного сервиса в поисковой выдаче. В большинстве случаев это будут блоги и каталоги статей широкого профиля: lifehacker.ru, Яндекс.Дзен, livemaster.ru и других. При этом почти весь этот материал состоит из копипаста одних и тех же списков дел, на какие стоило бы обратить внимание.

Вся эта картина накладывалась на размышления о количестве людей, работающих не по специальности: по данным Роструда только 27% сотрудников сейчас занимаются ровно тем, на что учились. Отсюда предположение: если сделать сервис, дающий людям ответ на вопрос "чем заняться" и при этом помогающий маленькими шагами находить любимое дело, мы получим полезный и масштабный проект.

Статистика

На графике показан приток новых пользователей, исключительно за счет органики:

Установки приложения Treep (Android) Treep, 2021
Установки приложения Treep (Android) Treep, 2021

После запуска в апреле (февраль и март ушли на доработки и отладку) мы стали принимать первых пользователей. К началу мая были удивлены трафиком: он полностью состоял из поисковых запросов внутри Google Play и прямых установок. Мы оптимизировали страницу приложения в магазине (добавили более подробное описание, подобрали ключевые слова, добавили видео и более качественные скриншоты) и продолжили наблюдение.

Недельное удержание пользователей при росте их объема сохранялось в районе 60%, что тоже не могло не удивлять (обычно для новых сервисов выше 25-30% не поднимается):

Недельное удержание пользователей приложения Treep (Android) Treep, 2021
Недельное удержание пользователей приложения Treep (Android) Treep, 2021

Так мы росли до окончания лета, а в сентябре поняли, что наше время – каникулы :) Учебная и рабочая активность резко ухудшили показатели по новым установкам. В таком стабильно пониженном состоянии мы и находились до новогодних праздников.

Какие ошибки совершили

Вообще их было довольно много, и с технической, и с продуктовой, и с организационной сторон. Основные же следующие:

1. Выпустили приложение сразу под две платформы: iOS и Android. Наша целевая аудитория довольно большая по объему и тратить вдвое больше усилий на разработку – не лучшее решение для старта. Кроссплатформенные решения мы не использовали из-за низкого качества UI. По результатам первых двух месяцев увидели, что 92% нашей аудитории используют Android. Мы отказались от iOS и сэкономили ресурсы. Но время и силы изначально уже были потеряны.

2. Поздно стали разговаривать с пользователями. Только спустя четыре месяца после старта мы создали Telegram чат для прямого общения. Сейчас там немного участников, 100 человек, но это самые преданные пользователи и они дают нам ценнейшую информацию о том, как они видят наш сервис. Мы стали просить о коротких созвонах, задавали вопросы об их проблемах и получили больше понимания, чем за все долгое время предыдущих размышлений и предположений.

3. Слишком много внимания уделяли фичам и техническим нюансам работы сервиса, а не маркетингу. Изначально мы думали, что все детали важны, что полное ощущение складывается как раз из мелочей. Но нет. Мнение о вашем продукте формируется за несколько первых секунд и потом меняется крайне медленно и редко. Например, один из пользователей, с которым мы связывались для понимания причины, почему он перестал быть нашим клиентом, сказал "потому что приложение сырое". На уточняющий вопрос "что именно показалось недоработанным?" он ответил "внутри приложения все в порядке, все супер, просто у него меньше 100 отзывов в сторе, а значит оно сырое".

Вы можете полировать сервис до блеска, но люди на него смотрят совершенно под другим углом. И крайне важно взглянуть под этим углом как можно раньше. Это и есть маркетинг.

А что получилось удачно

Не все эти идеи считались нами прекрасными в самом начале, тем не менее в итоге они оказались хорошими ходами:

1. Основную ставку мы сделали на контент. Команда разработки подключалась к проекту периодически по мере появления новых доработок. Но команда копирайтеров работает фуллтайм с момента старта проекта. Кроме того, мы открыли канал, через который получаем идеи от пользователей (каждый день минимум 3-5 предложений) и берем из них лучшее. В результате мы имеем более двух тысяч активностей, размеченных по категориям, десятки навыков и базу активностей известных людей. Это уникальный контент, создающий для пользователей основную ценность.

2. Не упираемся в монетизацию. Изначально мы запустились с моделью подписки, предоставляя бесплатно только часть контента. Затем поняли, что на коротком промежутке сервис не может предоставить достаточную ценность, чтобы за него заплатить. В результате мы открыли приложение полностью, добавив редкую рекламу с опциональной возможностью заплатить за ее отсутствие. Это существенно снизило порог входа и позволило аудитории расти более свободно. Средняя прибыль с пользователя также выросла.

3. Добавляем новые интересные разделы. Изначально были только активности, но затем мы расширили функционал до навыков – цепочки действий, дающих возможность получения навыка. Это как челлендж/марафон, но в области получения новых знаний/опыта. Да, это противоречит третьему пункту совершенных ошибок, но там речь идет про гораздо более обширные попытки наращивания фич :) Этот же ход привел к хорошему возврату аудитории, уже полностью исследовавшей Treep.

Недавно мы добавили механику схожести предпочтений пользователей и знаменитостей, что тоже пришлось по вкусу (и как раз к праздникам). Сделали так:

1. Собрали публичную информацию о предпочтениях ста популярных личностей из разных областей (актеры, певцы, спортсмены и т.д.) В основном, это интервью, их собственные статьи и блоги.

2. Сопоставили эти предпочтения с активностями в нашей базе. Например, если актер в интервью говорит, что любит встречать рассветы, мы считаем, что активность "Встретить рассвет на крыше дома" ему бы понравилась.

3. Как только пользователь принял решения по достаточному количеству карточек с активностями, мы сопоставляем его ответы с интересами селебрити и показываем того, сходство с которым по предпочтениям оказалось максимально полным. Для тех, чья история решений уже была обширна, сходство рассчиталось автоматически.

Для веселья добавили Губку Боба, Железного Человека и пару других персонажей. В итоге получилось примерно так:

Индикатор сходства предпочтений с известными людьми в Treep Treep, 2021
Индикатор сходства предпочтений с известными людьми в Treep Treep, 2021

В топ-5 знаменитостей, на которых похожи наши пользователи, вошли Регина Тодоренко, Олег Тиньков, Антон Лапенко, Иван Ургант и Харли Квинн (а вот это пугает).

Выводы. И что дальше

Если бы начинали этот проект заново, но с текущим опытом, то дали бы себе следующие советы:

1. Надо больше разговаривать с пользователями. С самого начала, с потенциальными. И спрашивать их не о продукте – "а вот если бы была такая-то штука, было бы круто?", а об их проблемах. "Как часто возникает эта проблема?", "как вы ее решали в последний раз?", "с ней сталкиваетесь только вы или друзья/близкие тоже?" и т.д. Про продукт большинство ответит что-то положительное, но это не даст понимания о его реальной пользе. Надо спрашивать только о проблеме, не о фичах.

2. Маркетинг – единственное, чем нужно заниматься. Звучит "по-продажнически", но это смотря что под ним понимать. Это не про баннер "только сегодня, только для тебя!", а про понимание того, как клиент видит ваш продукт. Как следует из примера выше – если у вас, к примеру, недостаточное количество загрузок, пользователи могут счесть вас "некачественными", вне зависимости от того, как продукт сделан технически и логически. И это не странно – вспомните моменты, когда вы принимаете решение загружать какое-то приложение или нет. Это скриншоты, количество звездочек и отзывов. Просто у нас нет времени загружать все подряд и проводить полное и тщательное сравнение. Все члены команды должны заниматься маркетингом, что бы они ни делали.

3. Технологии не важны. Да, надо выбирать грамотную архитектуру и оптимальные технологии. Но, опять же, клиентам нет до этого дела. Оно просто должно работать стабильно и выдавать желаемый результат.

Выглядит, возможно, очевидно, но не все так просто, когда начинаешь погружаться в нюансы.

Основная задача на 2021 год – прогнозировать жизнь людей на основе их текущих интересов. Наглядно показывать, что изменения возможны только если каждый день совершать какое-то небольшое действие по направлению к желаемой цели. Через 5 лет мы получим результат, который получили сегодня, умноженный пару тысяч. Если сегодня мы не сделали шаг вперед, то случайно "вдруг" в будущем результат не произойдет.

Предлагая интересные, увлекательные и веселые занятия, мы предоставляем удобный инструмент для выбора этого следующего шага.

Под "нами" понимается команда основателей, три человека, кто занимается развитием Treep. Мы готовы поделиться опытом и рассказать подробности тех или иных процессов, если кому будет интересно.

Команда Treep Treep, 2021
Команда Treep Treep, 2021

Телеграмм: Евгений (@goryacheo), Александр (@amoneron), Соня (@sonya_avetisyants)

Всем прекрасных проектов, целей и движения к ним!

1010
6 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

а где iOS версия?

1
Ответить

Статья довольно интересная, но всё-таки не хватает конкретики, а некоторые высказывания кажутся вовсе «капитанскими». Интересно было бы почитать, какие каналы в продвижении вы использовали (in-app реклама, таргетинг, пуши и др.), какие из них дали лучший результат по стоимости одного инстала, какой CJM использовали и коммуникации с пользователем, как анализировали. 

Достаточно громкий заголовок, а на деле получаем краткое саммари. 

Ответить

Все члены команды должны заниматься маркетингом, что бы они ни делали.

Вы понимаете, что сейчас противоречите себе? В статье нет ссылки на сервис.

Ответить

Так а ссылка на приложение где?

Ответить

Дайте ссылку на iOS версию.. не находит в поиске.

Ответить